Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение социально-психологического аспекта проблем детей с девиантным поведением.
Из поставленной мной цели вытекают следующие задачи:
Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков.
Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
Теоретическая база исследования: исследования психологов, педагогов, социологов таких, как Эмиль Дюркгейм, Р. Мертон, А. Коэн, Г.А.Аванесо, Нейл Джозеф Смелзер, Я. И. Гилинский, Виктор Франкл.
Методологическая база исследования: системный подход к изучению проблемы девиантного поведения у детей подросткового возраста.

Содержание

Введение 3
Теоретический обзор по проблеме возникновения
девиации в подростковом возрасте 7
1.1. Понятие девиантного поведения и причины его возникновения 7
1.2. Особенности девиантного поведения подростков 15
Помощь подросткам с девиантным поведением 17
Методика контактного взаимодействия с подростком
с девиантным поведением 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая девиантное поведение1.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

      1) знание учащимися своих прав  и обязанностей;

      2) их неукоснительное соблюдение  учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;

      3) психологическое и социальное  равенство учащихся, исключающее  какую-либо дискриминацию их по  любому признаку;

      4) соблюдение прав учащихся на  индивидуальное своеобразие и самоопределение.

      Выполнение  этих требований позволяет вести  учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами подростков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких-либо учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением (слабые, отстающие, запущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска» и др.).

      В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволяет обеспечить им равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.

      Наиболее  успешное и полноценное проведение той работы предполагает разработку методов выявления подростков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специализированной помощи, разработку методов и приемов оказания этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности, поведении, деятельности школьников различных возрастов, создание для них функционально целесообразной среды (условий развития), обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития личности как ведущего условия и фактора эффективной пропедевтики отклонений в ее развитии и поведении.

 

      1.4. Методика контактного взаимодействия с подростком с девиантным поведением. 

      Подростки с отклоняющимся поведением, как  правило, оказываются трудными в  общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, психологу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными. Оказать профессиональную помощь специалисту поможет методика контактного взаимодействия (Филонова Л.Б., 1985).[22]

      Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

      Взаимодействие  психолога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:

      1. Расположение к общению.

      2. Поиск общего интереса.

      3. Выяснение предполагаемых положительных  для общения и демонстрируемых качеств.

      4. Выяснение опасных для общения  и демонстрируемых качеств.

      5. Адаптивное поведение партнеров.

      6. Установление оптимальных отношений.

        На каждой стадии используется  специфическая тактика взаимодействия  и решаются конкретные задачи (см.табл.1) . 
 
 
 
 
 
 
 

 

       

      Методика  контактного взаимодействия с подростками

      Таблица 1

Стадия взаимодействия Содержание  и характер контакта Основная тактика        Результат       
1 2 3 4
1 . Расположение

к общению 

Использование общепринятых норм  и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости Одобрение, согласие,

Безусловное принятие

Принятие согласия
2. Поиск общего интереса 
 
Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностнозначимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих  суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам Ровное отношение —

заинтересованность —

подчеркивание уникальности личности

Положительный эмоциональный фон, согласие
3. Выяснение предполагаемых положительных качеств Рассказы о  положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам.

Отношение к отрицательным качествам других. Поиск отрицательных качеств у себя

Принятие того, что

предлагает партнер,

авансирование доверием

Создание ситуации

безопасности, безусловное принятие личности

1 2 3 4
4. Выяснение

предполагаемых опасных качеств 

Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения.

Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах

Принятие позитивного без обсуждения,

сомнения, возражения 

Ситуация доверия, открытости 
5. Адаптивное

поведение

партнеров 

Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого Открытые высказывания; стимулирование

диалога, советы

Определение объекта

и предмета

изменения и

преобразования

6. Установление

оптимальных

отношений

Общие планы  действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению Общие намерения 
Согласие на выполнение принятого плана
 

 

      

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Итак, девиантное поведение детей и  подростков — явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и т.д.) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом.

      Работа  психолога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и каузальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.

      Эмиль Дюркгейм описывал состояние общества, при котором нет четкой регуляции  поведения индивидов, а есть моральный  вакуум, когда прежние нормы и  ценности уже не соответствуют новым  отношениям. Это описание в полной мере можно отнести к современной России. Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю, она появилась одновременно с зарождением человечества. Уже тогда общество ставило на её пути некие преграды, которые удерживали людей от поступков, противоречащих представлениям людей о правилах поведения. На первых порах такими ограничениями стали мифы и запреты – табу. В дальнейшем понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие правила. Длительное время определённые правила устанавливала религия. Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться и более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению.

      Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

      Возникает особая психолого-педагогическая проблема формирования установок на здоровый образ жизни. Действительно, если курение и употребление алкоголя реальным социальным окружением оценивается как норма, то предупреждение Минздрава, что «Курение опасно для здоровья», которое написано на каждой сигаретной пачке, малоэффективно. И здесь возникает особая задача разработки психолого-педагогических оснований воспитательной программы по формированию здорового образа жизни. На наш взгляд, приведенные в работе данные достаточно отчетливо показывают, что в отношении к разным видам девиации (к курению, употреблению алкоголя, наркотиков) должны прорабатываться разные психолого-педагогические воспитательные стратегии с учетом разных мотивационных доминант, которые характерны для каждого вида девиации.

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ Литературы
  1. Андреева  Г.М. Социальная психология. -  М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с.
  2. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. - М.,1980. - С. 257.
  3. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
  4. Асеев В. Т. Мотивация поведения и формы поведения личности.   М., 1976.
  5. АсмоловА.Г. Психология личности. М., 1990.
  6. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.
  7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
  8. Вопросы психологии // №2, 2003
  9. Вопросы психологии // №10, 2002
  10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений/Под ред. В.Е. Клочко. – М.: изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 264с. :ил
  11. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.
  12. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
  13. Иванов Н.Г. Нравственность, безнравственность, преступность//Государство и право. - 1994. - № 11. - С. 46.
  14. Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
  15. Завражин С.А., Хартанович К.В. Новое поколение на периферии: конформисты или девианты?//Социс. - 1993. - № 8. - С. 55-57.
  16. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения//Социология сегодня. - М., 1965. - С. 520.
  17. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
  18. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. – 195с.
  19. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.
  20. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.
  21. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.
  22. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.
  23. Новые направления в социологической теории. - М., 1978. - С. 98.
  24. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования.          М., 2001
  25. Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского - М.: «Просвещение», 1970.- 432с.
  26. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 147с.
  27. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. Изд. 8-е, перераб. и доп./ Абрамова Г.С. – М.: Академический Проект, 2003. – 496с.
  28. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2002. – 350с., ил.

Информация о работе Девиантное поведение