Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение социально-психологического аспекта проблем детей с девиантным поведением.
Из поставленной мной цели вытекают следующие задачи:
Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков.
Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
Теоретическая база исследования: исследования психологов, педагогов, социологов таких, как Эмиль Дюркгейм, Р. Мертон, А. Коэн, Г.А.Аванесо, Нейл Джозеф Смелзер, Я. И. Гилинский, Виктор Франкл.
Методологическая база исследования: системный подход к изучению проблемы девиантного поведения у детей подросткового возраста.
Введение 3
Теоретический обзор по проблеме возникновения
девиации в подростковом возрасте 7
1.1. Понятие девиантного поведения и причины его возникновения 7
1.2. Особенности девиантного поведения подростков 15
Помощь подросткам с девиантным поведением 17
Методика контактного взаимодействия с подростком
с девиантным поведением 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
1) знание учащимися своих прав и обязанностей;
2) их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;
3)
психологическое и социальное
равенство учащихся, исключающее
какую-либо дискриминацию их
4) соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
Выполнение этих требований позволяет вести учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами подростков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких-либо учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением (слабые, отстающие, запущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска» и др.).
В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволяет обеспечить им равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.
Наиболее успешное и полноценное проведение той работы предполагает разработку методов выявления подростков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специализированной помощи, разработку методов и приемов оказания этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности, поведении, деятельности школьников различных возрастов, создание для них функционально целесообразной среды (условий развития), обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития личности как ведущего условия и фактора эффективной пропедевтики отклонений в ее развитии и поведении.
1.4. Методика
контактного взаимодействия
с подростком с девиантным
поведением.
Подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, психологу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными. Оказать профессиональную помощь специалисту поможет методика контактного взаимодействия (Филонова Л.Б., 1985).[22]
Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.
Взаимодействие психолога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:
1. Расположение к общению.
2. Поиск общего интереса.
3.
Выяснение предполагаемых
4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.
5. Адаптивное поведение партнеров.
6.
Установление оптимальных
На каждой стадии используется
специфическая тактика
Методика контактного взаимодействия с подростками
Таблица 1
Стадия взаимодействия | Содержание и характер контакта | Основная тактика | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 |
1
. Расположение
к общению |
Использование общепринятых норм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости | Одобрение, согласие,
Безусловное принятие |
Принятие согласия |
2.
Поиск общего интереса |
Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностнозначимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам | Ровное отношение
—
заинтересованность — подчеркивание уникальности личности |
Положительный эмоциональный фон, согласие |
3. Выяснение предполагаемых положительных качеств | Рассказы о
положительных качествах, поиск оригинального.
Демонстрация отношения к этим качествам.
Отношение к отрицательным качествам других. Поиск отрицательных качеств у себя |
Принятие того,
что
предлагает партнер, авансирование доверием |
Создание ситуации
безопасности, безусловное принятие личности |
1 | 2 | 3 | 4 |
4.
Выяснение
предполагаемых
опасных качеств |
Уточнение границ
и пределов личности. Выяснение качеств,
мешающих общению. Представление, прогнозирование
ситуаций общения.
Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах |
Принятие позитивного
без обсуждения,
сомнения,
возражения |
Ситуация доверия,
открытости |
5.
Адаптивное
поведение партнеров |
Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого | Открытые высказывания;
стимулирование
диалога, советы |
Определение объекта
и предмета изменения и преобразования |
6.
Установление
оптимальных отношений |
Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению | Общие намерения |
Согласие на выполнение принятого плана |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, девиантное поведение детей и подростков — явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и т.д.) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом.
Работа психолога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и каузальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.
Эмиль Дюркгейм описывал состояние общества, при котором нет четкой регуляции поведения индивидов, а есть моральный вакуум, когда прежние нормы и ценности уже не соответствуют новым отношениям. Это описание в полной мере можно отнести к современной России. Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю, она появилась одновременно с зарождением человечества. Уже тогда общество ставило на её пути некие преграды, которые удерживали людей от поступков, противоречащих представлениям людей о правилах поведения. На первых порах такими ограничениями стали мифы и запреты – табу. В дальнейшем понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие правила. Длительное время определённые правила устанавливала религия. Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться и более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».
Возникает особая психолого-педагогическая проблема формирования установок на здоровый образ жизни. Действительно, если курение и употребление алкоголя реальным социальным окружением оценивается как норма, то предупреждение Минздрава, что «Курение опасно для здоровья», которое написано на каждой сигаретной пачке, малоэффективно. И здесь возникает особая задача разработки психолого-педагогических оснований воспитательной программы по формированию здорового образа жизни. На наш взгляд, приведенные в работе данные достаточно отчетливо показывают, что в отношении к разным видам девиации (к курению, употреблению алкоголя, наркотиков) должны прорабатываться разные психолого-педагогические воспитательные стратегии с учетом разных мотивационных доминант, которые характерны для каждого вида девиации.