Деятельность. профессионализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:04, реферат

Описание

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ни чего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

Содержание

Введение
Деятельность
Виды деятельности
Мотивы
Навыки и умения
Движение
Успех и неуспех
Профессионализация
Этапы профессионального становления
Организационная культура
Литература

Работа состоит из  1 файл

ГОУ СПО.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

    Навык – это стереотипизированный способ совершения отдельных действий –  операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного  контроля. Это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций. Выделяют простые и сложные навыки.

    Виды  навыков

    Простые. Несложные приемы и действия, совершаемые  автоматизировано, без достаточного сосредоточения внимания.

    Сложные. Усвоенные автоматизированные двигательные, персептивные и интеллектуальные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

  • двигательный. Автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
  • персептивный. Автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.
  • интеллектуальный. Автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее проблемы.

    Навыки  образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических  повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так  и качественные показатели работы. Навык возникает и функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в высвобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключении его на цели и условия действия.

Этапы формирования навыка

  • Аналитический. Вычленение отдельных элементов действия и овладение ими.
  • Синтетический. Объединение элементов в целостное действие.
  • Автоматизация. Упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости.

    Успешность  овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

    Поскольку в структуру действий и различных  видов деятельности входит множество  навыков, они обычно взаимодействуют  друг с другом, образуя сложные  системы. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного влияния..

    Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координация нарушается, движения начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля.

    Умение  – это освоенный субъектом  способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

    Умения  образуются в результате координации  навыков, их объединения в системы  с помощью действий, которые находятся над сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями, которые должны обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия.

    Одно  из основных качеств умений заключается  в том, что человек в состоянии изменять их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный результат.

    Умения  опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков.

    Движение

    Движение  человека вне действия может быть предметом изучения лишь физиологии двигательного аппарата. Движения, особенно так называемые произвольные, обычно служат для выражения действий, посредством которых осуществляется поведение; поэтому свойства движений могут быть по большей части поняты, лишь исходя из этих действий. Сама физиология двигательного аппарата того или иного животного может быть генетически понята и объяснена лишь из его поведения, на основе его биологии. Специфические же особенности движений человека обусловлены тем, что его моторика - специфически человеческие движения руки - вырабатывалась в процессе труда, в целесообразных действиях, направленных на предмет и приспособленных к воздействиям на него посредством орудий. Труд, в процессе которого человек стал пользоваться орудиями, внёс в моторику человека коренные качественные изменения. В труде при пользовании орудиями человеческая рука должна быть включена в систему движений, которые определяются функциями и закономерностью движения орудия. "Производственная логика" движений, идущая от предметов, подчиняет себе и преобразует естественную "логику" движений, идущую от моторных функций организма, от естественной игры мышц. Орудия являются не только продолжением, удлинением или дополнением естественных органов человека, в процессе действия орудиями изменяются сами закономерности, которым подчиняются движения. Когда человек работает, пользуясь орудиями, он не просто включает дополнительное средство в систему движений своих органов; он в известной мере включает движения своих органов, своей руки в систему движений орудия. Первоначальная детерминированность естественными природными взаимоотношениями собственного тела и окружающих вещей преобразуется в сложную зависимость, опосредованную взаимоотношениями предметов, на которые направляется деятельность. Органическое движение превращается в предметно организованное движение. Как компоненты действий, движения становятся функцией от очень сложных психических процессов - восприятия ситуации, осмысливания действия, предвидения его результатов и т. д. - и зависимой составной частью направленного на предмет и им обусловленного действия.

    Успех и неуспех

    Различные действия в деятельности связаны  между собой не только как средство и цель, как причина и следствие  зависимостями самих действий и  их объективных результатов, но и  тем субъективным, эмоциональным влиянием, которое в процессе деятельности результат одного действия оказывает на последующее действие. Успешный или неуспешный ход деятельности всегда, так или иначе, изменяет психологические условия ее протекания.

    Влияние как успеха, так и неуспеха может быть при этом различным, в зависимости от ряда конкретных условий, в частности от соотношения между силой и способностями данного субъекта и трудностью задач, стоящих перед ним. Успех вообще окрыляет, особенно давшийся с известным трудом и воспринимаемый как заслуженный результат приложенных усилий; но слишком легко давшийся успех может разоружить, размагнитить, вызвать самоуспокоение и склонность положиться впредь на случайную удачу. Неуспех вообще затрудняет дальнейшую работу, делает ее психологически субъективно более трудной, чем она объективно есть. Но если неуверенного, слабого человека, который не рассчитывает совладать с трудностями, неуспех может обескуражить, деморализовать, легко представляясь как фатальный результат его собственной неспособности, то у более сильного человека, который чувствует в себе резерв еще не использованных сил и возможностей, неуспех может стимулировать желание во что бы то ни стало добиться успеха; в особенности если человек сознает, что постигшая его неудача явилась результатом недостаточно напряженной работы с его стороны. 
 
 
 

    Профессионализация

    Под профессионализацией понимается процесс  становления работника профессионалом, то есть человеком, в совершенстве владеющим  навыками, знаниями, умениями необходимыми для определенного вида деятельности. Профессионализм отражается в авторитете человека, качестве и эффективности его труда, умении передать свой опыт другим людям, умении справляться с нестандартными рабочими ситуациями. Процесс становления работника как профессионала зависит от личностных способностей работника, условий труда, мотивации труда и интересов самого работника. Профессионализация зависит от опыта деятельности в данной отрасли, от образования человека и качественной отдачи работника.

    Профессиональная  адаптация - процесс и результат приспособления индивида к требованиям профессии, усвоения им профессиональных и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций. Профессиональную адаптацию связывают обычно с начальным этапом профессионально-трудовой деятельности человека. Однако фактически она начинается еще во время обучения профессии, профессионального образования, когда не только усваиваются знания, навыки, правила и нормы поведения, но складывается характерный для работников той или иной профессии стиль жизни.

    Представители психологии развития факторами профессионального  становления считают предшествующее (до выбора профессии) образование и  психическое развитие ребенка. Л. М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:

  • адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм;
  • модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

    Адаптивная  модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Модель профессионального  развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью  в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию. Движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала — внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отраженным». Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления.

    Профессионально важные качества (ПВК)— это качества человека, влияющие на эффективность его труда. ПВК являются и предпосылками профессиональной деятельности, и ее новообразованиями, так как совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К ПВК относятся психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, а также отношение к труду и к другим людям. Мотивы, цели, интересы и т.п. мы рассматривали в отдельной лекции, а сейчас попытаемся охарактеризовать такие составляющие ПВК, как профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление, профессиональная обучаемость.

    Этапы профессионального становления

    1. Уровень становления – адаптивный. Приспособленческая стадия в  профессиональную деятельность:

    - адаптация к новым жизненным  социокультурным реалиям; 

    - профессиональная деятельность  происходит по отработанной схеме, творческая активность слабая, на бытовом уровне;

    - стимулирование различных форм  самостоятельности и активности;

    - формирование навыков самообладания  эмоциональной саморегуляции; 

    - принятие субъект-субъектных взаимоотношений;

    - нахождение прямых и альтернативных  способов решения жизненных и  профессиональных проблем. 

    2. Уровень становления – профессионально-репродуктивный. Стадия освоения профессиональных  знаний и умений:

    - развитие потребности в профессиональной  реализации;

    - актуализация познавательной рефлексии; 

    - овладение ценностями и смыслами  профессиональной деятельности;

    - развитие первоначальных умений  создавать проекты жизненного  пути;

    - развитие мышления, понимания. 

    3. Уровень становления – личностно-продуктивный. Стадия принятия личностного смысла профессиональной деятельности:

    - развитие регулятивных механизмов  деятельности, общения, творчества;

    - поиск и стимулирование индивидуального  стиля профессиональной деятельности;

    - готовность к профессиональному решению теоретических и практических проблем;

    - выработка адекватного коммуникативного  поведения будущего специалиста  в профессиональной деятельности  жизненном пути.

    4. Уровень становления – субъектно-креативно-профессиональный. Практическая реализация профессионального становления будущего специалиста:

    - субъектная реализация личностно-профессионального  становления специалиста; 

    - умение осуществлять необходимую  коррекцию на основе самоанализа  профессиональной и жизненной  деятельности;

    - усиление роли профессиональных знаний в личностном, жизненном и профессиональном плане;

    - систематизация взглядов и установок  в отношении жизненного и профессионального  путей; 

    - нахождение своего собственного  индивидуального стиля профессиональной  деятельности;

Информация о работе Деятельность. профессионализм