Диагностика изучения эффективности воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:10, реферат

Описание

Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.

Работа состоит из  1 файл

Воспитательного_процесса-3.doc

— 73.00 Кб (Скачать документ)
 

Поволжская  государственная социально-гуманитарная академия 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

Диагностика изучения эффективности воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила студентка 2 курса

Факультет: Педагогика и психология

Исаева  Елена

Группа  ПП-22 
 
 
 
 
 
 
 

Самара 2011

Критерии  эффективности воспитания   

 Критериями качества  воспитательной работы должны  выступать те параметры жизни  школы, которые определяют обучаемость  и воспитанность школьников, их  отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.   

 Это - целеполагание как процесс постановки педагогических целей и задач развития личности с учетом конкретных социальных требований на основе анализа планов учебно-воспитательного процесса в школе, реализации программы обучения и воспитания учеников в конкретных условиях школы при данном уровне сформированности учащихся и возможностей педагогического коллектива.   

 Это - организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе. Это и единство педагогических позиций и требований в учебной работе, и внедрение в практику достижений педагогической науки.   

 По изменениям  в уровнях воспитанности и  обученности детей можно судить  о качествах учебно-воспитательной работы школы. 
    Так, высокий уровень общественной направленности говорит об эффективности деятельности педколлектива по достижению целей и задач воспитания. Сформированность мировоззрения подтверждает качество усвоения детьми ведущих идей науки и их практического применения. Обученность школьников во многом зависит от качества учебного процесса и его индивидуализации и дифференциации и т.д. 
    Таким образом, связь всех параметров учебно-воспитательного процесса с показателями воспитанности детей есть первое основное требование к результатам учебно-воспитательной работы. 
    Качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми, родителями, педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся. 
    Основное назначение критериев эффективности работы школы — определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.    

Перечень  основных критериев сводится к следующим:    

I.     Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений). 
    II.   Уровень воспитанности (критерий факта). 
    III.  Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива). 
    IV.  Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания). 
    V.   Подготовленность к жизни (критерий времени). 
    VI.  Критерий "открытости школы". 
    VII. Критерий системности работы. 
Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.
 

Мониторинг  и оценка качества воспитательного  процесса.

    Цель: Дать общие представления о понятии диагностики воспитательного процесса и его составляющих.

    Содержание.

      Система непрерывных действий контроля и  оценки, позволяющая оперативно диагностировать и корректировать любой технологический процесс, называется мониторингом1. Мониторинг или систематическое оперативное наблюдение пришел в педагогическую и психологическую практику из теории социального управления, где он рассматривался как важнейшее звено в управленческом цикле. О необходимости «создания специальной системы мониторинга в рамках учебной деятельности» было заявлено еще в 1995 г. В.В. Репкиным, Г.В. Репкиной и Е.В. Заикой. Тогда же авторами были определены теоретическая сущность мониторинга, его задачи и способы осуществления.

    К сожалению, в школьной практике диагностика  пока не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Это неизбежно ведёт не только к поверхностному знанию детей, но и к усреднённости всех педагогических требований и установок, к стандартизации обучения и воспитания при все возрастающем индивидуальном своеобразии современных школьников. Вот почему часто учителя бывают недовольны своими учениками, а те, в свою очередь, — школой.

    Но  ещё К.Д. Ушинский утверждал: чтобы воспитывать личность во всех отношениях, надо знать её во всех отношениях. Добавим, надо знать во всех отношениях также и воспитателей, их воспитанность профессиональную подготовленность, а также педагогическую культуру родителей, возможности и особенности детского коллектива, положительные и отрицательные влияния на детей в микрорайоне школы, городе.

    Педагогическая  диагностика обеспечивает научный  подход к организации учебной  и воспитательной деятельности в  соответствии с требованиями реформы школы.

    Педагогическая  диагностика — коллективный процесс. Чтобы знать ребёнка во всех отношениях, надо объединить усилия учителей, классных руководителей, родителей. Для того чтобы сложилось цельное представление  об ученике, нужны единые критерии, эти критерии должны быть приняты детьми как показатели для самооценки, самопознания. Начнём с рассмотрения понятия "диагностика". В энциклопедическом значении термин "диагностика" обозначает способность к распознанию. Диагностика основывается на всестороннем и систематическом изучении человека.

    Диагностика всегда представляет собой научно-практическую деятельность, а постановка диагноза — практическое действие, основанное на использовании отдельных научных знаний. Будучи включена в практическую деятельность, диагностика служит целям преобразования объекта или управления им.

    Суть  педагогической диагностики состоит  в отражении объективно существующих закономерностей в индивидуальном уровне развития каждого ученика. Задачи педагогической диагностики, рассматриваемые сквозь призму учебно-воспитательного процесса, Н.А. Кузьминой сформулированы следующим образом:

  1. Выявление и уточнение исходного состояния уровня развития школьника.
  2. Пошаговое определение изменений в уровне воспитания детей.
  3. Анализ изменений уровня развития детей под влиянием определённых педагогических воздействий.
  4. Коррекционные действия.

    Задача  диагностики личности как учебного предмета — обеспечить профессиональную деятельность учителя диагностической  технологией, с помощью которой  он получит возможность:

  1. Выработать педагогически оправданные решения в системе отношений "учитель — ученик".
  2. Оценивать результативность предшествующей педагогической деятельности на начало нового педагогического воздействия.
  3. Определить социально-педагогический тип личности школьника и учителя в процессе их взаимодействия.
  4. Устанавливать перспективы дальнейшего формирования диагностической личности.
  5. Организовать совместную деятельность учителя, ученика, родителей, педагогического коллектива.

    Один  из основных объектов диагностики учебного процесса, который определён в документах по реформе школы и отражен в существующих исследованиях по дидактике — это воспитательная эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации средств и методов обучения для управления психическим развитием детей, для воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности к себе и другим.

    В.П.Беспалько  выделяет в процессе диагностики  два уровня. Первый уровень —  накопление эмпирических данных — наблюдение, идентификация и фиксация данных о личности и деятельности ученика. Второй уровень предполагает переработку информации, распознание сущности изучаемого объекта, соотнесение полученных данных с практикой. В.П. Беспалько предполагает использование различных методов диагностики, соответствующих разному уровню. Такое разделение процесса педагогической диагностики на этапы по их содержанию является наиболее практичным, т.к. раскрывает способы и порядок действий при осуществлении педагогической диагностики. На первом, эмпирическом уровне, широкое применение могут найти такие методы, как наблюдение, индивидуальные беседы.

    Применять экспертные методы как основные при  педагогической диагностике рекомендуют  практически все авторы, работающие по проблеме педагогической диагностики.

    Для правильного изучения личности школьника  необходимо вскрыть особенности  личности, на основе которых возможно было бы проследить динамику изменений  в структуре личности. Изучение личности учащегося должно включать:

  • выявление его интересов и склонностей, положительных качеств, на которые можно опираться в перевоспитании;
  • выявление воспитательных возможностей семьи и окружения по месту жительства;
  • установление источника отрицательного влияния: характер и степень его влияния;
  • выявление причин и условий, мешающих успешному воспитанию, поиск путей их устранения;
  • определение на основе выявленных особенностей условий, возможностей, основных задач индивидуальной коррекционной воспитательной работы.

    Диагностика в педагогике заключается:

  • в соотнесении цели и результата педагогической деятельности;
  • в соотнесении результатов и самой деятельности: её содержания используемых педагогических средств, структуры (алгоритма деятельности, иерархии, педагогических действий, организации избранных форм деятельности);
  • в соотнесении педагогической деятельности и уровня подготовленности учащихся (исходного уровня обученности, воспитанности, также степени обучаемости, воспитуемости, возможностей развития этих показателей).

    Предметом педагогической диагностики могут быть как явления (воспитанность, обученность, мастерство педагога), так и процессы (дидактический процесс, процесс нравственного воспитания и т.д.).

    Если  главной отличительной чертой диагностической  деятельности психолога является ее измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная квалификация определенного объекта, то цель диагностической деятельности педагога состоит не столько в том, чтобы выносить суждение о характере особенностей того или иного школьника, но главным образом в том, чтобы определить: насколько педагогические средства, применимые учителем в учебном и воспитательном процессах, адекватны индивидуальным, возрастным особенностям и возможностям конкретного ученика.

    Таким образом, цель диагностической деятельности учителя заключается в выявлении индивидуальных особенностей учащихся и оценке эффективности использования педагогических средств, обусловленных этими особенностями.

    Под диагностированием (диагностическим  обследованием) в педагогике имеется  в виду педагогическая диагностика как система действий педагогов-практиков для регулярно повторяющегося изучения с помощью специально разработанных и адаптированных (к данным условиям) методик различных элементов педагогической системы для анализа их состояния, тенденций развития и необходимой коррекции. Таким обследованием (в зависимости от конкретных объектов диагностики) может быть и текущее выявление наличных знаний, умений учащихся, их обучаемости и воспитанности, особенностей развития, межличностных отношений, условий жизни и быта, а также определения уровня профессионализма педагогов, методической оснащенности, квалификации руководителей школы и т.д. В любом случае общими признаками диагностического педагогического обследования являются:

  • включенность объекта диагностирования в педагогическую систему в качестве её составного элемента;
  • наличие целей педагогического оценивания состояния диагностического объекта, педагогического прогнозирования его развития и коррекции;
  • систематичность и повторяемость диагностирования в определённых этапах педагогического процесса (например, при начале или окончании изучения темы, курса; при переходе в следующий класс);
  • применение методик, специально разработанных и адаптированных к конкретным условиям;
  • доступность процедур рядовому педагогу-практику.

    Диагностическая деятельность педагога (то есть диагностирование как вид профессиональной деятельности) в профессиональном аспекте включает в себя следующие виды работ, выполняемые  педагогами или управленцами системы народного образования:

Информация о работе Диагностика изучения эффективности воспитания