Диагностика психической готовности к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:51, реферат

Описание

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Работа состоит из  1 файл

Диагностика психической готовно.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

     3. “Уход от реальности”. Уход от реальности – еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

     Не  достигая существенных успехов в  учении, такие дети так же, как  и чисто демонстративные, “выпадают” из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они “витают в облаках”.

     Дети  любят фантазировать. В мечтах, разнообразных  фантазиях ребенок получает возможность  стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности детей, проявление внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

     Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 

     Основной  целью психологического обследования ребенка при приеме в школу  является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их дезадаптации.

     Выделяется  три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Под  интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие движений рук, сенсомоторной координации.

     Эмоциональная зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность  длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

     К социальной зрелости относится потребность  в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам  детских групп, а также способность  исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.

     На  основании этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости.

     §2.1. Методики исследования

     Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся  в нашей стране, можно выделить “Ориентационный тест школьной зрелости”  Керна-Йирасека.

     Ориентационный  тест школьной зрелости состоит из трех заданий: первое задание – рисование  мужской фигуры по памяти, второе –  срисовывание письменных букв, третье – срисовывание группы точек. Для  этого каждому ребенку раздаются  листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменностью. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывания письменных букв и срисовывания группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Это также позволяет определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

     Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 – высший балл; 5 – низший балл), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Детей, которые получили 12–15 баллов, необходимо дополнительно обследовать.

     Вторая  методика, которая использовалась в  целях определения готовности к  школьному обучению, – это методика “Домик” (Н. И. Гуткиной)

     Методика  представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет.

     Инструкция  испытуемому: “Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с “Домиком”) Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе”.

     Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых  за ошибки.

     Ошибками считаются:

     а) отсутствие каких-либо деталей рисунка;

     б) увеличение отдельных деталей рисунка  более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего  рисунка;

     в) неправильное изображение элементов  рисунка;

     д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

     е) разрывы между линиями в тех  местах, где они должны быть соединены;

     ж) залезание линий одна на другую.

     Хорошее выполнение рисунка оценивается  в 0 баллов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

     §2.2. Результаты исследований

     1. Испытуемый ученик (1)

     Методика  “Домик” выполнена без ошибок. Можно охарактеризовать как хорошее  выполнение задания – 0 баллов. Все  детали рисунка присутствуют. Нет  отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно при произвольном их распределении в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного направления. Линии без разрывов. Отсутствует залезание линий одна на другую.

     Ориентировочный тест школьной зрелости испытуемого выполнен несколько хуже, чем предыдущий. Первое задание выполнено очень примитивно и заслуживает оценки в 5 баллов. За второе задание можно поставить 2 балла, т. к. образец скопирован разборчиво, но с небольшими погрешностями. И третье задание почти совершенное подражание образцу. Единственная погрешность – это некоторое уменьшение пространства между точками, но это допустимо. Итого испытуемым набрано 8 баллов, что соответствует среднему результату.

     Вывод: ребенок хорошо ориентируется на образцы, у него сформулировано умение копировать их. Можно говорить о развитии произвольного внимания, сенсомоторной координации.

     По  результатам проведенных методик  можно сделать вывод, что ребенок  готов к школьному обучению.

     2. Испытуемый ученик (2).

     На  рисунке все детали присутствуют. Размер рисунка сохранен. Правильное изображение в пространстве. Нет  отклонений прямых линий более чем 30 градусов от заданного направления. Нет разрывов между линиями. Отсутствует  залезание линий одна на другую. Единственным минусом является неправильно изображенный элемент рисунка. Поэтому рисунок можно оценить в 1 балл.

     За  выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить 6 баллов. Результат выше среднего.

     Первое  задание. Рисунок мужской фигуры можно оценить 3-мя баллами. На рисунке изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют ступни ног и на руках по 3 пальца.

     Второе  задание. Подражание письменными буквами  – 2 балла, т. к. буквы достигают двойной  величины.

     Третье  задание. Срисовывание группы точек – 1 балл, т. к. почти совершенное подражание образцу.

     Вывод: по результатам проведенных методик  можно говорить о психологической  готовности ребенка к школьному  обучению. Испытуемая хорошо может  воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и координация зрения. Все это характеризует произвольность психологической деятельности.

     3. Испытуемый Ученик (3).

     Методику  “Домик” можно оценить как  хорошее выполнение рисунка – 0 баллов. Все детали рисунка присутствуют, все элементы рисунка изображены правильно, нет разрывов между линиями и залезания линий одна за другую. Отсутствует увеличение деталей рисунка более чем в 2 раза при относительном сохранении размера всего рисунка. Нет отклонения линий более чем на 30 градусов.

     По  результатам проведения “Ориентационного теста школьной зрелости” испытуемая набрала – 5 баллов.

     Задание 1 – 1 балл, т. к. нарисованная фигура имеет  голову, туловище, конечности. Голова с  туловищем соединены посредством  линии. На голове имеется волосы, имеются  уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Использована мужская одежда.

     Задание 2 – 2 балла. Буквы скопированы разборчиво, но их размер не соблюден.

     Задание 3 – 2 балла. Наблюдается небольшое  отклонение точек.

     Вывод: У ребенка хорошо развита интеллектуальная сфера, тонкая моторика руки и координация зрения, т. е. умения, необходимые в школе. Девочка хорошо воспроизводит образец. Ребенок работает сосредоточено, не отвлекаясь. Все это позволяет говорить о готовности к школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Под психологической готовностью к  школьному обучению понимается необходимый  и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в  коллективе сверстников.

     Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления  детей, не готовых к школьному  обучению, с целью проведения с  ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

     Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Амоношвили Ш. А. Здравствуйте  дети. – Москва, 1983 г.

     2. Богиович Л. И. Избранные психологические  труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва, 1995 г.

     3. Готовность к школе / Под ред.  И. В. Дубровиной. – Москва, 1995 г.

     4. Диагностическая и координационная  работа школьного психолога. / Под  ред. И. В. Дубровиной. – Москва, 1987 г.

     5. Кулачина И. Ю. Возрастная психология. – Москва, 1991 г.

Информация о работе Диагностика психической готовности к школе