Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:07, контрольная работа
Многих выдающихся ученых, работающих в самых различных областях науки, всегда интересовал вопрос о психологических особенностях творческой деятельности и тех условиях, которые необходимы для продуктивного творчества. Пожалуй, наиболее последовательно охарактеризовал эти условия В. И. Вернадский. Главными из них он считал следующие:
- проводить детальный анализ; видеть за частным общее;
- не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями; не избегать вопроса «почему?»; прослеживать историю идей;
- собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;
Введение. 3
Глава 1. Что такое способности? 5
Глава 2. Творческая деятельность. 12
Глава 3. Психологический механизм творчества. 14
Заключение 29
Список использованной литературы. 30
Завершающей стадией является логическое доказательство истинности данного суждения и проверка решения средствами практики. При благоприятных условиях удачно выдвинутая гипотеза превращается в теорию.
Анализ только что изложенного нами представления о творческом процессе, построенного без предварительного учета различий познания и мышления и при исключении возможности активного включения в творческий процесс неосознаваемого момента, показывает, что содержащаяся в данном представлении шкала стадий и моментов или подобная ей может успешно применяться для анализа любой более или менее сложной познавательной проблемы. Однако уже простое наблюдение за ходом решения такого рода проблем говорит о том, что полный акт мышления может не совпадать с завершением решения каком-либо познавательной проблемы, равным образом, как и достаточно сложной практической задачи. Очерченные выше основные стадии, равно как и подчиненные, им моменты, зачастую выступают не как психологически различные, следующие друг за другом фазы психологического механизма творчества, а именно как стадии решения познавательной проблемы, и каждая из таких стадий может представлять собой психологически завершенную мыслительную задачу или распадаться на несколько таких задач. Результат каждой стадии специфичен в значительной мере своей гносеологической характеристикой, своим местом в ходе конкретной деятельности, направленной на достижение той или иной конкретной цели, на удовлетворение той или иной потребности, т. е. тем, что не раскрывает специфики решения самой мыслительной задачи. Нетрудно заметить, что только что описанные стадии и моменты могут быть с успехом использованы для анализа решения той или иной проблемы в масштабах не только индивидуального, но и общественного познания, притом такого решения, длительность которого иногда превышает сроки смены поколений.
Вместе с тем изложенное представление содержит немало материала, характеризующего протекание первой фазы функционирования психологического механизма творчества, соответствующего нашему представлению об этом механизме. Мы допускаем, что решение ряда относительно легких творческих задач может быть получено уже в пределах первой фазы, т. е. средствами логичного, произвольного поиска (предполагая, что функционирование самой этой фазы само по себе распадается на ряд подуровней). Однако это утверждение нельзя распространять на решение задач любой трудности. Для тех из них, трудность которых превосходит доступную произвольному поиску, такой поиск соответствует лишь первой фазе функционирования психологического механизма творчества. В данном случае гипотезы, направляющие соответствующий им поток попыток, всякий раз опровергаются. Вместе с тем попытки эти не остаются вообще бесплодными: они в известной мере преобразуют исходную ситуацию, вносят в условия задачи те или иные дополнения, что поддерживает динамичность ситуации, а тем самым и мотивацию решающего задачу.
Частные особенности исходного типа поведения в данном случае многовариантны. Они в значительной мере зависят от частных же особенностей решаемой задачи (например, многие задачи требуют, прежде всего, формализации их условии и т д.). Однако в главных чертах исходный тип поведения на первой фазе определяется высокой осознанностью результатов и процессов действий, наличием логического контроля и соответствующей этому сознательной целенаправленностью действий, их произвольностью.
Нарастание количества неадекватных попыток решения ведет к снижению степени осознанности действия. В процесс решения включается воображение, основу которого составляют представления, входящие в состав функционирующих понятий. Образный строй мышления становится господствующим. Затем наступает критический момент: либо испытуемый отказывается от решения (гаснет поисковая доминанта — одна из специфических для данного случая форм мотивации), либо, если мотивация сохраняется, тип его поведения существенно изменяется, что свидетельствует о переходе к следующей фазе творческого процесса.
Фаза интуитивного решения. Наступает в случае, если на предшествующей фазе обнаруживается неадекватность готовых логических программ, недостаточное произвольно привлекаемых в качестве средств и способов решения всякого рода знаний, уме ний, навыков, создающих неверный исходный замысел. Неадекватность таких программ и замыслов обнаруживает высокую степень трудности данной творческой задачи. Поиск ее решения требует теперь прочной опоры на вначале неосознаваемую интуицию. Это очевидно: когда исчерпаны все произвольно доступные знания, но задача еще не решена, «подсказать» ее решение может только объективная логика, в простейшем случае — сами вещи. Организация деятельности человека изменяется: доминирующими становятся нижние уровни. Здесь большое значение имеет содержание сформировавшейся при этом установки: отвечает она объективной шкале ценностей или нет. В ходе деятельности, направляемой вначале исходным логическим замыслом, формируете интуитивная модель ситуации. Эта модель и обеспечивает в удачных случаях достижение интуитивного решения.
Фаза вербализации интуитивного решения. На предшествующей фазе осознанным оказался лишь результат интуитивного решения, взаимодействия, точнее сказать, ранее зафиксированный в неосознаваемом опыте побочный продукт предшествующего действия. В этот момент испытуемый чувствует, что задача практически решена, но объяснить, как получено решение, не может. Для появления такой возможности необходима специальная деятельность. Должна быть поставлена особая задача на выявление способа. В простейших случаях такая задача возникает в общении. Экспериментатору достаточно потребовать от испытуемого описать способ найденного им решения. Весьма подходящая для постановки и решения такой задачи ситуация общения возникает, например, в случае, когда один из испытуемых, владеющий способом решения какой-либо задачи, скажем головоломки, должен передать этот способ другому по телефону и т. п. Вообще в этих случаях эффективными оказываются все аналоги средств, обычно способствующих в умственном развитии детей сдвигам со второго этапа развития способности действовать «в уме» на третий. Таким образом, область осознания испытуемыми решения исходной задачи существенно расширяется: теперь осознанным оказывается не только ее результативная, но и процессуальная сторона, т.е. способ решения. Доминирующий тип поведения на этой фазе творческого процесса характеризуется углублением осознанности решения задачи.
Фаза формализации вербализованного решения. Связана с приданием решению логически завершенной формы. Необходимость в этом возникает, например, когда найденное решение оказывается средством для решения другой, более сложной — «перспективной» по отношению к исходной — задачи. Приемы формализации весьма многообразны. Они достаточно хорошо известны и подробно описаны в связи с анализом хода решения задач в обучении, где формализация — довольно распространенное явление при решении типовых задач. На этой фазе, как и на исходной, тип поведения снова определяется доминированием высокой осознанности результатов и процессов действий, их систем и соответствующей этому сознательной целенаправленностью.
Только что изложенные нами экспериментально установленные положения, характеризующие фазы функционирования центрального звена психологического механизма творчества, отчетливо показывают, что классическая проблема фаз творческого процесса в. ее современном облике без труда вписывается в диапазон структурно-уровневой концепции психологического механизма творчества выступает как элемент системной теории психического: каждая фаза характеризуется прежде всего доминированием того или иного структурного уровня организации психологического механизма поведения, в частности творческого.
Органическое единство современной интерпретации фаз творческого процесса и положений системно-структурного подхода особенно отчетливо проступает в сопоставлении этих фаз с функциональными ступенями решения творческой задачи и соответствующими этим ступеням преобразованными этапами развития психологического механизма поведения человека: фазы творчества отражают именно структурно-уровневую природу психологической механизма творчества, передают в общем виде сложное, многомерное движение этого процесса по лестнице доминирующих структурных уровней организации данного механизма. Для первой фазы характерно доминирование высших (шестого и пятого) структурных уровней организации психологического механизма творчества, соответствующих аналогичным этапам онтогенеза психологического механизма поведения. Переход ко второй фазе сопровождается сменой общего типа поведения и соответственно сдвигом по лестнице доминирующих структурных уровней организации психологического механизма. Во второй фазе доминируют низшие (первый и второй) уровни (соответствующие исходным этапам онтогенеза) психологического механизма поведения. В третьей фазе — средние уровни (третий и четвертый), соответствующие аналогичным этапам онтогенеза. Наконец, в завершающей, четвертой фазе вновь доминируют высшие уровни (пятый и шестой).
Фазы творческого процесса есть, Таким образом, характеристики сменяющих друг друга доминирующих в тот или иной момент структурных уровней организации психологического механизма поведения.
Заключение
“Творить - жить дважды.”
Творчество – это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Иногда приходится слышать более чем странное мнение, будто существуют профессии “творческие” и профессии “нетворческие”. Величайшее заблуждение! И заблуждение это на практике приводит часто к тому, что человек, занимающийся якобы нетворческой работой, считает себя вправе не творчески относится к своему труду.
Я не знаю такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И когда говорят, что учащихся - выпускников общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию, я думаю, забывают о главном: о том, что с первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир.
К самым обычным, будничным делам мы можем отнестись с душой, творчески, и это принесет радость и удовлетворение. Творчески относиться можно ко всему – к трудовой деятельности и духовным достижениям, к идеям, цветам, звукам, материалам, пище. В творчестве мы используем свои уникальные способности и выражаем неповторимость наших мыслей и чувств.
Список
литературы