Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить проблемы развития воображения в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Теоретико-аналитический обзор литературы на данную тему;
2. Разработка диагностической процедуры для последующего проведения исследования;
3. Проведение диагностического уровня развития воображения младших школьников;
4. Разработка рекомендаций педагогам для последующего развития воображения младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВООБРАЖЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
8
1.1 Функции воображения 8
1.2 Особенности и виды воображения 16
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
24
2.1 Методики диагностики воображения у детей младшего школьного возраста
24
2.2 Анализ результатов диагностики воображения младших школьников
27
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по диагностике на проверку.docx

— 119.84 Кб (Скачать документ)

     Воссоздающее, или репродуктивное воображение  – это построение образа предмета, явления в соответствии с его  словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего  воображения возникают новые  образы, но новые субъективно, для  данного человека, а объективно они  уже существуют. Они уже воплощены  в определённых предметах культуры. При чтении художественной и учебной  литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно  оказывается необходимым воссоздать при помощи фантазии то, о чём  говорится в этих источниках. Любой  зритель, читатель или слушатель  должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть  и почувствовать то, что хотел  передать и выразить художник, писатель, рассказчик. Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение географических карт.

     Суть  воссоздающего воображения в  том, что мы воспроизводим то, что  сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками  и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертёж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая  «зашифрована» условными обозначениями[19,201].

     А.В.Петровский считает, что воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей[4,98].

     В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в  том виде какова она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а так же отчасти, реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, т.к. все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIXв. И.Крамского, И.Репина, В.Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

     С феноменом воображения в практической деятельности людей известный художник К.Ф.Юон прежде всего, связывает процесс художественного творчества. Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение[18,56].

     Роль  творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым (Дон Кихот, Наташа Ростова, Анна Каренина).

     Но  иногда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо «Герника», где за хаотичным нагромождением геометрических фигур возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль, отражающая трагические события войны в Испании 1936–1939гг.

     Особым  видом воображения С.Д.Смирнов называет мечту. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать своё поведение для его осуществления[5,104]. Представить себе будущее (т.е. то, чего нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причём мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее.

     Мечта не даёт немедленного, объективного продукта деятельности. Но всегда толчком к  деятельности. К.Г.Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живёт у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту». К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека – образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал – это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе – идеале выражается тенденция развития личности.

     Еще один вид творческого воображения фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относятся сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика – результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.

     Каждый  предмет, каким бы будничным и  далёким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат  работы воображения. В этом смысле можно  сказать, что любой предмет, сделанный  руками человека, – это осуществлённая мечта. Новое поколение использует вещь, о которой мечтали и которую  создали их отцы. Осуществлённая мечта  вызывает новую потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начинают мечтать о лучшем, большем.

     Сущность  воображения заключается в способности  подмечать и выделять в предметах  и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Авторы учебника «Психология» выделяют несколько техник воображения[19,304].

     Комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее обычных комбинациях. Комбинирование – это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

     Частный случай комбинирования – агглютинация – способ создания нового образа путём  соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс – лев с  головой человека или ковёр –  самолёт, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: не учитываются  условия, при которых ковер мог  бы летать. Но само воображаемое перенесение  способности птиц к полёту на другие тела – оправдано. Потом изучили  условия полёта и осуществили  мечту – появился самолёт. Такие  соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк – амфибия  и т.д.

     Акцентирование  – подчёркивание тех или иных чёрт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур  и дружеских шаржей (умный –  очень высокий лоб, недостаток ума  – низкий).

     Акцентирование  проявляется в нескольких специфических  действий:

  • утрирование – намеренное подчёркивание особенностей внешнего облика человека;
  • преувеличение или приуменьшение (Мальчик–с–пальчик, семиглавый Змей – Горыныч);
  • типизация – обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Это наиболее сложный путь создание образа творческого воображения.
  • Индивидуальные особенности воображения определяются:
  • степенью лёгкости и трудности, с какой человеку вообще даётся воображение;
  • характеристикой самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;
  • в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).
 

 

 

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     2.1. Методики диагностики воображения у детей младшего школьного возраста

 

     Цель  экспериментального исследования - практическим путем выявить особенности развития воображения младших школьников.

     В исследовании приняли участие младшие  школьники – учащиеся 2-го класса средней общеобразовательной школы  № 4 г. Анапы. Количество участников - 14 человек. Среди них 7 мальчиков и 7 девочек, в возрасте от 7 до 9 лет.

     В исследовании были задействованы следующие методы: наблюдение, тестирование и анализ продуктов творческой деятельности детей.

     Методики задействованные в исследовании:

     Методика  №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса "Неполные фигуры".

     Цель: диагностика развития воображения у детей.

     Данная  методика позволяет достаточно полно  изучить особенности творческого  воображения детей и проследить специфику этого процесса. С точки  зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующими элементами, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации [16,426]. В данном случае фигуры для дорисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков. Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребёнок воспринимает предлагаемые тест фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

     Методика №2. «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда).

     Цель: определение уровня развития дивергентного мышления.

     Данный  тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Детям предлагается задание, в котором надо найти  применение обыкновенному кирпичу  и консервной банке. Оценке подлежит не просто общее количество предложенных вариантов, а только варианты, принципиально  различные по функции или по используемому  свойству. Например, в случае с кирпичом – построить жилой дом, школу, сложить печку, возвести крепостную стену, заделать дыру и все аналогичные ответы, сколько бы их ни было, относятся к одной категории и получают один балл. Необходимо, чтобы в ответах использовались различные свойства кирпича. Кирпич – это не только строительный материал. Он имеет вес, может нагреваться и хранить тепло или предохранять от нагревания, обладает красящими свойствами и многими другими. Все предложения использовать консервные банки, чтобы переносить воду, хранить мелкие предметы, кормить кошек, держать червей для рыбалки и пр., где банка используется как ёмкость, тоже относятся к одной функции и оцениваются в один балл. Баллы начисляются именно за разнообразие используемых свойств и функций.

     Методика  №3. «Решение необычных проблем».

     Цель: определение уровня развития воображения.

     Данная  методика направлена на активизацию  преднамеренного пассивного воображения, т.к. детям предлагается описать  предложенную ситуацию.

     Методика  №4. “Четыре скрепки” (О.И. Мотков)

     Цель: определить уровень развития образного воображения.

     Данная  методика предназначена для изучения процессов воображения. Детям предлагается задание, в котором они должны при помощи четырёх скрепок создать  фигуру или какую-либо композицию, а  затем изобразить её на чистом листе (А4). Каждый рисунок необходимо подписать. 

     Диагностическая программа:

    Название  методики, автор Цель методики Исследуемый критерий
    1. Методика  исследования особенностей воображения  на основе теста Торренса "Неполные фигуры" диагностика развития воображения у детей Творческое  воображение
    2. «Тест  дивергентности мышления» (задачи Гилфорда). изучение креативности, творческого мышления Креативность, творческое мышление
    3. «Решение  необычных проблем». Определить  уровень развития творческого воображения Творческое  воображение
    4. Четыре  скрепки” (О.И. Мотков) определить  уровень развития образного воображения Образное воображение

     2.2. Анализ результатов диагностики воображения младших школьников.

 

     Методика  №1. методика исследования индивидуальных особенностей воображения (по Торренсу). Данные диагностики младших школьников по первой методике приведены в таблице №1. Далее проведём анализ результатов диагностики по первой методике, составим процентное распределение по уровням развития воображения по результатам первой методики:  

     Таблица №1. Процентное распределение детей по уровням развития воображения по результатам первой методики.

Информация о работе Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста