Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить проблемы развития воображения в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Теоретико-аналитический обзор литературы на данную тему;
2. Разработка диагностической процедуры для последующего проведения исследования;
3. Проведение диагностического уровня развития воображения младших школьников;
4. Разработка рекомендаций педагогам для последующего развития воображения младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВООБРАЖЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
8
1.1 Функции воображения 8
1.2 Особенности и виды воображения 16
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
24
2.1 Методики диагностики воображения у детей младшего школьного возраста
24
2.2 Анализ результатов диагностики воображения младших школьников
27
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ
Воссоздающее,
или репродуктивное воображение
– это построение образа предмета,
явления в соответствии с его
словесным описанием или по чертежу,
схеме, картине. В процессе воссоздающего
воображения возникают новые
образы, но новые субъективно, для
данного человека, а объективно они
уже существуют. Они уже воплощены
в определённых предметах культуры.
При чтении художественной и учебной
литературы, при изучении географических,
исторических и других описаний постоянно
оказывается необходимым
Суть
воссоздающего воображения в
том, что мы воспроизводим то, что
сами непосредственно не воспринимали,
но что нам сообщают другие люди
(речью, чертежами, схемами, знаками
и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы,
символы, знаки. Например, инженер, рассматривая
чертёж (систему линий на листе),
восстанавливает образ машины, которая
«зашифрована» условными
А.В.Петровский считает, что воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей[4,98].
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде какова она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а так же отчасти, реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, т.к. все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIXв. И.Крамского, И.Репина, В.Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.
С
феноменом воображения в
Роль
творческого воображения
Но иногда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо «Герника», где за хаотичным нагромождением геометрических фигур возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль, отражающая трагические события войны в Испании 1936–1939гг.
Особым видом воображения С.Д.Смирнов называет мечту. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать своё поведение для его осуществления[5,104]. Представить себе будущее (т.е. то, чего нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причём мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее.
Мечта не даёт немедленного, объективного продукта деятельности. Но всегда толчком к деятельности. К.Г.Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живёт у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту». К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека – образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал – это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе – идеале выражается тенденция развития личности.
Еще один вид творческого воображения – фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относятся сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика – результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.
Каждый предмет, каким бы будничным и далёким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения. В этом смысле можно сказать, что любой предмет, сделанный руками человека, – это осуществлённая мечта. Новое поколение использует вещь, о которой мечтали и которую создали их отцы. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начинают мечтать о лучшем, большем.
Сущность
воображения заключается в
Комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее обычных комбинациях. Комбинирование – это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.
Частный случай комбинирования – агглютинация – способ создания нового образа путём соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс – лев с головой человека или ковёр – самолёт, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полёту на другие тела – оправдано. Потом изучили условия полёта и осуществили мечту – появился самолёт. Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк – амфибия и т.д.
Акцентирование – подчёркивание тех или иных чёрт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный – очень высокий лоб, недостаток ума – низкий).
Акцентирование проявляется в нескольких специфических действий:
Цель экспериментального исследования - практическим путем выявить особенности развития воображения младших школьников.
В
исследовании приняли участие младшие
школьники – учащиеся 2-го класса
средней общеобразовательной
В исследовании были задействованы следующие методы: наблюдение, тестирование и анализ продуктов творческой деятельности детей.
Методики задействованные в исследовании:
Методика №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса "Неполные фигуры".
Цель: диагностика развития воображения у детей.
Данная
методика позволяет достаточно полно
изучить особенности
Методика №2. «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда).
Цель: определение уровня развития дивергентного мышления.
Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Детям предлагается задание, в котором надо найти применение обыкновенному кирпичу и консервной банке. Оценке подлежит не просто общее количество предложенных вариантов, а только варианты, принципиально различные по функции или по используемому свойству. Например, в случае с кирпичом – построить жилой дом, школу, сложить печку, возвести крепостную стену, заделать дыру и все аналогичные ответы, сколько бы их ни было, относятся к одной категории и получают один балл. Необходимо, чтобы в ответах использовались различные свойства кирпича. Кирпич – это не только строительный материал. Он имеет вес, может нагреваться и хранить тепло или предохранять от нагревания, обладает красящими свойствами и многими другими. Все предложения использовать консервные банки, чтобы переносить воду, хранить мелкие предметы, кормить кошек, держать червей для рыбалки и пр., где банка используется как ёмкость, тоже относятся к одной функции и оцениваются в один балл. Баллы начисляются именно за разнообразие используемых свойств и функций.
Методика №3. «Решение необычных проблем».
Цель: определение уровня развития воображения.
Данная методика направлена на активизацию преднамеренного пассивного воображения, т.к. детям предлагается описать предложенную ситуацию.
Методика №4. “Четыре скрепки” (О.И. Мотков)
Цель: определить уровень развития образного воображения.
Данная
методика предназначена для изучения
процессов воображения. Детям предлагается
задание, в котором они должны
при помощи четырёх скрепок создать
фигуру или какую-либо композицию, а
затем изобразить её на чистом листе
(А4). Каждый рисунок необходимо подписать.
Диагностическая программа:
Название методики, автор | Цель методики | Исследуемый критерий |
1. Методика
исследования особенностей |
диагностика развития воображения у детей | Творческое воображение |
2. «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда). | изучение креативности, творческого мышления | Креативность, творческое мышление |
3. «Решение необычных проблем». | Определить уровень развития творческого воображения | Творческое воображение |
4. Четыре скрепки” (О.И. Мотков) | определить уровень развития образного воображения | Образное воображение |
Методика
№1. методика исследования индивидуальных
особенностей воображения (по Торренсу).
Данные диагностики младших школьников
по первой методике приведены в таблице
№1. Далее проведём анализ результатов
диагностики по первой методике, составим
процентное распределение по уровням
развития воображения по результатам
первой методики:
Таблица №1. Процентное распределение детей по уровням развития воображения по результатам первой методики.
Информация о работе Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста