Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить проблемы развития воображения в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Теоретико-аналитический обзор литературы на данную тему;
2. Разработка диагностической процедуры для последующего проведения исследования;
3. Проведение диагностического уровня развития воображения младших школьников;
4. Разработка рекомендаций педагогам для последующего развития воображения младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВООБРАЖЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
8
1.1 Функции воображения 8
1.2 Особенности и виды воображения 16
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
24
2.1 Методики диагностики воображения у детей младшего школьного возраста
24
2.2 Анализ результатов диагностики воображения младших школьников
27
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по диагностике на проверку.docx

— 119.84 Кб (Скачать документ)
    Показатели Уровень развития воображения
    1 2 3 4 5 6
    Кол-во человек 0 6 5 2 1 0
    % 0% 42.84% 35.7% 14.3% 7.14% 0%
 

      По данным таблицы №1 построен график, наглядно отражающий разницу в уровне развития воображения в данной группе детей. 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1. Распределение детей группы по уровням развития воображения по результатам методики №1

     Итак, по результатам данной методики большая  часть испытуемых была отнесена ко второму (6 ч-к) и третьему (5 ч-к) уровням  развития воображения, что соответствует 42,84% и 35,7%.

     Работы  детей, отнесённых ко 2-му уровню развития воображения характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами. Для рисунков детей 3-его уровня характерно возникновение вокруг основного изображения "поля вещей", т.е. предметной оформленности окружающей среды.

     Двое  детей или 14,3% отнесены к 4-му уровню развития воображения. В работах  отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют  к рисунку все новые и новые  элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету. И, наконец, один испытуемый был отнесён к 5-му уровню, для работ характерно многократное использование заданной фигуры при  построении единой смысловой композиции. К первому и шестому уровням  не был отнесён ни один ребёнок.

     Методика  №2 «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда). Данные диагностики младших школьников по второй методике приведены в таблице №2. Далее проведём анализ результатов диагностики по второй методике, составим процентное распределение по уровням развития творческого мышления по результатам второй методики: 

     Таблица №2 Процентное распределение детей по уровням развития творческого мышления по результатам второй методики.

    Показатели Уровень развития
    Высокий Средний Низкий
    Кол-во ч-к 2 4 8
    % 14.3% 28.6% 57.12%
 

     По  данным таблицы №2 построен график, наглядно отражающий разницу в уровне развития творческого мышления в  данной группе детей.

       
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2. Распределение детей группы по уровням развития творческого мышления по результатам методики №2. 

     Итак, по результатам данной методики большая  часть испытуемых (8 человек) была отнесена к низкому уровню развития творческого  мышления, что соответствует 57.12%. К  среднему уровню отнеслись 4 ребёнка  или 28.6%, и, соответственно 2-е учеников достигли высокого уровня развития творческого  мышления (14.3%).

     Методика  №3 «Решение необычных проблем»

     Данные  диагностики младших школьников по третьей методике приведены в  таблице №3. Далее проведём анализ результатов диагностики по третьей  методике, составим процентное распределение  по уровням развития воображения  по результатам третьей методике: 

     Таблица 3 Процентное распределение детей  по уровням развития воображения  по результатам третьей методики.

    Показатель Уровень развития
    Высокий Средний Низкий
    Кол-во человек 10 2 2
    % 71.4% 14.3% 14.3%
 

     По  данным таблицы №3 построен график, наглядно отражающий разницу в уровне развития воображения в данной группе детей.

       
 
 
 
 
 

     Рисунок 3. Распределение детей группы по уровням развития воображения по результатам методики №3.

     Итак, по результатам данной методики большая  часть испытуемых (10 человек) была отнесена к высокому уровню развития воображения, что соответствует 71.4%. к среднему и низкому отнеслись по 2 человека или по 14.3%.

     Методика  №4 “Четыре скрепки” (О.И. Мотков)

     Данные  диагностики младших школьников по четвёртой методике приведены  в таблице №4. Далее проведём анализ результатов диагностики по четвёртой  методике, составим процентное распределение  по уровням развития воображения  по результатам: 

     Таблица №4 Процентное распределение детей по уровням развития воображения по результатам четвёртой методике.

    Показатель Уровень развития
    высокий средний низкий
    Кол-во ч-к 2 10 2
    % 14.3% 71.4% 14.3%
 

     По  данным таблицы №4 построен график, наглядно отражающий разницу в уровне развития воображения в данной группе детей.

       
 
 
 
 

     Рисунок 4. Распределение детей группы по уровням развития воображения по результатам методики №4.

     Итак, по результатам данной методики большая  часть испытуемых (10 человек или 71.4%) отнесена к среднему уровню развития воображения. По два ученика попали в первый и третий уровень. 

      Выводы  по результатам исследования

     Итак, особенности воображения детей  младшего школьного возраста заключаются  в следующем:

     - исходя из результатов теста  Е.Торренса, мы видим, что дети младшего школьного возраста достигают 4-го уровня развития воображения (2 человека): в продуктах творческой деятельности младших школьников появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету; а также 5-го уровня развития воображения достиг один ребёнок: в продуктах творческой деятельности уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов;

     - исходя из результатов теста  Гилфорда, мы выяснили, что у детей в данном возрасте дивергентное мышление ещё не сформировано – из общей выборки (14 человек) не справились с заданием 8 учеников.

     - исходя из полученных результатов  по четвёртой методике (4 скрепки), мы выяснили, что образное воображение  на высоком уровне развито  у двух человек и у двух  человек оно развито на низком  уровне. Большая часть выборки,  по результатам проведения методики, соответствует среднему уровню  развития образного воображения.

       Исходя из результатов, полученных  по результатам методики «решение  необычных проблем», мы приходим  к выводу, что у детей данной  группы уровень воображения на  высоком уровне развит у 10 человек,  что составляет 71.4% от общей выборки. 

По два человека отнеслись к высокому и низкому  уровням.

     Большое значение для развития творческого  воображения имеют кружки: художественные, литературные, технические. Но работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результаты своего труда.

     У младших школьников воображение  развивается интенсивнее, чем у  дошкольников и важно не упустить этот момент. Важно играть с ними в развивающие воображение игры, водить в кружки и помогать развивать  творческое мышление.

     Творчески мыслящий человек способен быстрее  и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее  преодолевать трудности, намечать новые  цели, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленным перед ним обществом. 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается  в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и  странным образом связано с деятельностью  организма, будучи в то же самое время  самым "психическим" из всех психических  процессов и состояний. Воображение  представляет собой особую форму  отражения, которая заключается  в создании новых образов и  идей путем переработки имеющихся  представлений и понятий.

     Развитие  воображения идет по линиям совершенствования  операций замещения реальных предметов  воображаемыми и воссоздающего  воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических  систем в определенной мере связано  с регуляцией органических процессов  и движения. Творческие способности  определяются как индивидуальные особенности  качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

     Проведено исследование воображения как творческого  процесса. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей  отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между  восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что  воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом  связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических  процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.

     Раскрыты  особенности воображения младших  школьников. Школьный период характеризуется  бурным развитием воображения, обусловленным  интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования  на практике. Старший дошкольный и  младший школьный возраст квалифицируются  как наиболее благоприятные, сенситивные  для развития творческого воображения, фантазии. В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей  младшего школьного возраста различают  несколько видов воображения. Оно  может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и  творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в  соответствии с замыслом). В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Информация о работе Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста