Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
1. проанализировать роль дидактической игры в учебном процессе;
2. определить место и роль дидактической игры на уроках в младших классах;
3. выявить основные свойства дидактических игр;
4. раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения в младших классах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ…………….…………...5
1.1. Сущность и роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников…………………………………………………………………..………5
1.2. Формы, методы, структура дидактической игры……………………………15
1.3. Виды дидактической игры…………………………………………………….22
1.4. Принципы и условия эффективности дидактической игры………………...33
ГЛАВА 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.09.Дидактическая игра.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

     В   коллективных   дидактических   играх   элементы   сотрудничества   и   ориентация   на партнера   являются   не  второстепенной,  а   необходимой   составной частью   игрового процесса. [20]

     Вот, например, игра «Собери кораблик». Дети играют парами (в паре с конфликтным ребенком желателен уравновешенный или застенчивый сверстник). Играющим предлагается образец: вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждый ребенок должен составить такой же из выданного ему набора фрагментов - «деталей» кораблика. Причем набор составлен так, что, только обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый участник игры может точно воспроизвести кораблик. Для усиления игровой мотивации детей предупреждают, что эта игра с секретом, который они должны разгадать, чтобы у них все получилось. То есть игра построена таким образом, что без обращения к партнеру и установления контактов с ним игровое задание не может быть выполнено.

     Постепенно, путем проб и ошибок, дети приходят к пониманию, что «мы должны с  тобой обменяться деталями, и тогда у нас все получится».

     Длительные  совместные игры со сверстниками показаны ребятам.

     Вхождение ребенка в роль на длительное время  способствует становлению его целеустремленности, а необходимость согласовывать свои действия с другими игроками помогает ребенку избавиться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным.

     Коллективная  игра «Разведчики». Класс делится на группы – отряды разведчиков. Каждый отряд выбирает командира. Задача разведчиков: в течение дня или нескольких дней найти в комнате предметы, издающие звуки (например, дверь – скрипит, стул – жалобно пищит, щелкает замочек на ранце, шуршит липучка на рюкзачке). Обнаружив «звучащий» предмет, ребенок незаметно для остальных записывает его или рисует и отдает «донесение» командиру. Отряды разведчиков соревнуются между собой. В конце дня подводятся итоги. Командиры сообщают обнаруженные отрядом предметы. Побеждает тот отряд, на счету которого их больше.

     Участвуя  в подобных играх, прежде упрямые, эгоистичные  ребята постепенно осознают, что получить удовлетворение от игры можно только при взаимодействии с партнером.

     Найденная в игре атмосфера сотрудничества, взаимопонимания становится личностно значимой для ребенка и в дальнейшей жизни.

     В настоящее время особенно бурно  развивается направление компьютерных дидактических игр. [21]

     Компьютерные  игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.

     Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

     Компьютерные  игры применяются в качестве средств  обучения практически во всех областях современного образования. Обучающие игровые программы, основанные на комплексе мотиваций заинтересованности, познании нового, соревновательности, приобретают все большее распространение. Быстродействие, большая емкость памяти, легкость использования предоставляемой информации, делают компьютерные технологии идеальным средством для дидактических игр. [22]

     Компьютерные  дидактические игры становятся средством  закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками  программирования. Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных предметных областях.

     Виды  игр для детей очень разнообразны, но несмотря на различия, все виды дидактических игр имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игры; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действия с партнерами, и конечно, установления доброжелательных отношений.

     Игры, таким образом, дают детям очень  важный навык совместной работы. Во всех дидактических играх единая задача – найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуя в рамках установленных норм и правил. 
 
 

                        1.4. Принципы и условия эффективности

дидактической игры 

     Всякое  средство, даже самое совершенное, можно  использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:

    • Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто подобное, а не как на какое-нибудь дело.
    • Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.
    • Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья.
    • Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
    • Игры должны проходить под наблюдением учителя.

     При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

     Изучение  современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые учитель обязательно должны учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время. [4, с. 325]

  • Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
  • Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
  • Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
  • В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
  • В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
  • Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
  • Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
  • В подростковом и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса.
  • Игры не должны быть излишне воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации.
  • Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни.
  • Игра в жизни человека имеет колоссальное значение и особенно велика ее роль в жизни детей. Чем младше ребенок, тем большую воспитатель но – развивающую значимость в его жизни имеют игры. С возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия и труд. Однако и здесь игра не исчезает полностью: делу - время, потехе - час, но и этот час нередко значит очень много, и пренебрегать им не следует.

     Важнейшая задача современной школы, во-первых, сочетать формирование индивидуальности и личности ребенка; во-вторых, непосредственно способствовать сохранению культурного наследия нации, ее возрождения и дальнейшего развития; в-третьих, формировать сегодняшние критерии культуры общения у учащихся средствами народной педагогики. [4, с. 267]

     На  основе исторического анализа установлено, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра теории игры в российской науке является К. Д. Ушинский. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности.

     В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М. М. Бахтин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин. При этом основными подходами к теории возникновения игры является теория духовного развития в игре; труд как источник появления игры; теория воздействия на мир через игру. Исследователь народной культуры В. М. Григорьев отмечает, что игра – это занятие, не по обязанности, а добровольное, по желанию, приносящее радость; эта радость непосредственна, свободна от расчета на вознаграждение; игра не похожа на учение, труд, искусство и другие серьезные стороны жизни, но способна во многом воспроизводить, моделировать абсолютно любые из них; в игре создается на время особый, условный мир, со своими законами.

     В наше время проблема развития и воспитания человека, то есть формирование личности, выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества. В формировании культуры общения нового человека решающую роль играют воспитание творческого отношения к труду, обеспечение общекультурного и нравственного развития, социальной активности, политической сознательности, понимание и целей задач общественного производства, всей нашей жизни, демократизма и гуманизма. Вместе с тем мы рассматриваем это как неразрывную часть многофакторного процесса воспитания, уходящего своими корнями в самую сердцевину человеческой цивилизации, основой которой является нравственность. Она – добрый знак природы, признак потрясений, перенесенный в наши дни.

     Воспитание  – одно из основных функций общества. В ходе процесса воспитания передается и усваивается опыт поколений, внедряются в сознание и поведение людей, моральные нормы, принятые в данном обществе. Под воспитательным процессом понимается процесс, в котором в соответствии с целями и задачами общества совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее формирование личности, нужной и полезной обществу.

     Школьные  годы могут оказать значимое влияние  в определении жизненных ценностей  молодого поколения. Особенно учащиеся в младшем подростковом возрасте отличаются любознательностью, доверчивостью, стремительностью, романтичностью, способны не только много и быстро усваивать новые, но и интенсивно развивать свои нравственные качества. У ребят формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка; появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно – собственные требования к себе, к своей культуре общения; в центре внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные взгляды и оценки; заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, которые, в силу различных обстоятельств, может приносить «отрицательный характер» (грубость, упрямство и т.д.); важным фактором развития является коллектив сверстников, значение коллективных отношений, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков; важна роль игры. Дети этого возраста любят подвижные, творческие, сюжетные игры. В играх и в жизни их привлекают нравственно-психологические качества: смелость, решимость, выдержка, верность другу. Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Игра дает возможность каждому проявить себя, добиваться лучших результатов во всех отношениях, т.е. игра – для всех и во благо всем.

     Игра  – это своеобразная школа социализации ребенка. С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, культура общения, воспитанная детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных отношений помогает создать нравственную направленность поведения детей. [24]

     Основные  дидактические принципы

    Принципы, на которых основывается дидактическая  игра, имеют много общего с основными  принципами обучения в школе.

    В. И. Логинова относит к этим принципам:

    • принцип развивающего обучения;
    • принцип воспитывающего обучения;
    • принцип доступности обучения;
    • принцип системности и последовательности;
    • принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний;
    • принцип индивидуального подхода к детям.

Информация о работе Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся