Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
1. проанализировать роль дидактической игры в учебном процессе;
2. определить место и роль дидактической игры на уроках в младших классах;
3. выявить основные свойства дидактических игр;
4. раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения в младших классах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ…………….…………...5
1.1. Сущность и роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников…………………………………………………………………..………5
1.2. Формы, методы, структура дидактической игры……………………………15
1.3. Виды дидактической игры…………………………………………………….22
1.4. Принципы и условия эффективности дидактической игры………………...33
ГЛАВА 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.09.Дидактическая игра.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

     К вышеперечисленный принципам В. И. Логинова, рассматривая обучение как принцип всестороннего развития личности ребенка, добавляет принцип прочности знаний, который рассматривается как связь обучения с повседневной жизнью и деятельностью детей (игрой, трудом), т. е. как необходимость упражнения детей в применении полученных знаний на практике, а также учета индивидуальных и возрастных особенностей. Таким образам, ребенок, овладевая навыками учебной деятельности в форме игры, осваивает и основные способы выполнения учебных заданий. [25]

     Представленные принципы являются основой для определения образовательного содержания, которое должен освоить школьник. Впервые подобная опытно-экспериментальная программа была разработана известным отечественным методистом Е. И. Тихеевой.

     В дальнейшем проблема определения оптимального содержания воспитательно-образовательной работы решалась в исследованиях А. М. Леушиной, А. П. Усовой, Т. С. Комаровой.

     Вывод: дидактическая игра – это самостоятельный  вид развивающей деятельности, в  которой осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления активности, личного творчества, самовыражения, самопознания, самораскрытия с опорой на разум, главная сфера общения детей.

     В дидактических играх развивается  настойчивость, стремление к успеху, совершенствуется мышление, память. Эти игры заставляют думать, предоставляют ученику возможность проверить и развивать свои способности.

     Игра  помогает учителю найти общий  язык с детьми, а детям постичь  знания без стрессов и с интересом. В игре происходит развитие мотивации, чувства коллективизма.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Педагогика. Учебное пособие для студентов  педагогических вузов и педагогических колледжей/[под ред.П.И.Пидкасистого].М., 2002. с. 251
  2. Виман С. Я. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. М., 2006. с. 115
  3. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. Мн., 1989. с. 45
  4. Шпунтов А. И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте / Начальная школа. 1993
  5. Брунер Д. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. 1987. - № 1
  6. Коменский А. Я. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1982. – Т. 1 – с. 64
  7. Педагогика [под ред. Сластенина В. А]. –М., 2002 – с. 88
  8. Эльконин Д. Б. Психология игры. –М., 1984 – с. 45
  9. Психология. Словарь. –М., 1990
  10. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психики, 1986, № 6, с. 62
  11. Эльконин Д. Б. Психология игры. –М., 1978 – с. 304
  12. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. –М., 2001 – с. 199
  13. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. –М., Гардарики, 2003 – с. 129-132
  14. Коломинских Я. Л. Детская психология / Я. Л. Коломинских, Е. А. Панько. –Мн., Университетское, 1988 – с. 101
  15. Львов М. Р. Школа творческого мышления. – М., 1993 – с. 54
  16. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. –М., 1994 – с. 54
  17. Семяшкина Н. И. Значение дидактических игр на уроках математики // Начальная школа. - № 2, 1997 – с. 28
  18. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. –М., Просвещение, 1987 – 144 с.
  19. Газман О. С. Каникулы: Игра, воспитание. –М., 1988 с. 6-12
  20. Вайнер М. Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры // Начальная школа, 2004, № 1, - с. 9-14
  21. Компьютерные игры на уроке. Начальная школа, 1999 – с. 42
  22. Кроль В. М. Психология и педагогика. Учебное пособие. –М., Высшая школа, 2004 – с. 262-267
  23. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальной школе. –М., Просвещение, 1984 – с. 78
  24. Моро М. И. Математика в 1-3 классах. –М., Просвещение, 1971 – с. 112-114
  25. Ситаров В. А. Дидактика. –М., 2002 – с. 134
 

 

 
 

Рис.37  

 

Скачано с сайта www.uroki.net  
 

Урок  математики  

    Тема: Сложение и вычитание чисел. 

    Тип урока: Закрепление и повторение изученного. 

    Образовательная программа «Школа 2100». 

    Время проведения: декабрь. 

    Учебник: Т.Е. Демидова; С.А. Козлова «Моя математика» 2 класс. М.: Баласс, 2005.  

    Цель: Закрепить знания, умения, навыки по данной теме.

    Задачи  урока:

    • Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100, умение решать задачи изученных видов.
    • Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказать; аргументировать свое мнение.
    • Создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.
    • Воспитывать интерес к математике.
 

    Оборудование:

    Учитель: конверты с заданиями для работы в парах, плакат с дидактической игрой, выражения, числа на карточках, карточки с примерами для индивидуальной работы.

    Ученик: учебник, рабочая тетрадь, простой  карандаш, ручка.

Этапы урока Содержание  урока Примечания
I.

1. Организационный момент

Ну-ка, посмотри, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке

Книжки, ручки  и тетрадки?

Все ли правильно  сидят?

Все ль внимательно  глядят?

Создание благоприятного психологического климата в классе.
Оформление  тетрадей Запись в  тетрадях:

число

Классная  работа

А сегодня у  нас устный счет

В зимний лес  лыжный поход!

Вместе с нами сегодня отправится в поход герой  нашего учебника Катя Персикова.

Перед началом  пути – разминка!

 
2. Пока мы делаем разминку, некоторые ребята будут работать самостоятельно. Они расшифруют тему нашего урока.

(5 человек получают  карточки с заданиями) 
 

1) 40-30  е

   7+7     ж

   36-30   с

   8+4      л

   44-40   о

2) 11-9   н

   55-50   и

   70-60   е

   13-8     и

   20-4    а

3) 5+6    в

   14-10  ы

   7+8      ч

   25-20   и

   40-20   т

4) 62-60 н

   14-9     и

   90-80   е

   20-5     ч

5) 20-15 и

   66-60   с

   17-7     е

   6 +6     л

 
 
 
 
 
 
 
Индивидуальная  работа  

На доске таблица  с числами, куда будут прикрепляться  значения выражений

3. Устный  счет
  1. Лыжники участвуют в соревнованиях под номерами. Хорошо ли вы знаете, кому за кем встать?
    • Назовите номер участника, который находится между 16 и 18, 11 и 13?
    • Какой номер идет следом за 15, 17, 19? Перед 11,13,20?
    • Если в команде 2 десятка человек, какой номер самый первый? Последний?
  2. Числовая дорожка.
    • Найдите закономерность и назовите пропущенные числа.
I вариант: 3, 6, 9, …, …, …, 21, …, …, … .

II вариант: 4, 8, 12, …, …, …, …, 32, …, … .

    • Запишите эти числа в тетрадь (по вариантам)
    • Представьте любое двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
    • Разминка окончена!
    • Посмотрим, как справились с заданием ребята. 
      Дети, работавшие с карточками, заполняют таблицы на доске.

 
 
 

 

 
 

 

 
 

Фронтальная работа 
 
 
 
 
 
 

Подготовка к  изучению таблицы умножения через  счет через 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оценивание детей

II. Формулирование темы и цели урока
  • Прочитайте тему урока
  • Чем же будем сегодня заниматься  на уроке? 
    (Решать примеры, задачи с помощью действия сложения и вычитания)
Наш поход начался

В пути вы должны помогать друг другу, если появятся какие-нибудь трудности.

 
III. Повторение и закрепление пройденного  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Итог:

  • А впереди – эстафета. Катя тоже будет участвовать в эстафете вместе с вами. Ей хочется посмотреть, как дружно вы будете работать.
  • Вместо препятствия нужно найти неизвестные числа. Работаем в паре.
  • Чья пара будет самая сообразительная и смекалистая?
  • Обратите внимание на направление стрелок.
 
 
а)               +40              - 70              - 4                 - 42

 
 

б)              - 5                 + 47              + 7               + 26

 

  • Проверка:  
    Пара, нашедшая числа в кружках первая, называет ответ. Учитель переворачивает кружочки с правильными ответами.  
  • С этим заданием быстро справилась та пара, которая работала внимательно, быстро и дружно.
  • Едем дальше. И вдруг на лесном пригорке показалась елка. У нее на ветках повисли выражения (снежное пальтишко улеглось на плечах). 
    Ваша задача: Записать выражения в тетрадь, установить порядок действий в выражениях и вычислить столбиком. Работа по вариантам.
 

 
 

  • Кто желает поработать у доски?
  • Проверка: С этим заданием вы справились.  
    (Оценивание детей). 
    Проверяем: Итак, мы объехали елку и немного устали. Катя предлагает нам с вами отдохнуть.
Работа в  парах 
 
 
 
 
 

Задание на листочках  на каждой парте  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Запись в тетрадях и на доске 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 человека работаю у доски. Остальные – в тетрадях

Оцениванием работ учеников

IV. Физкультминутка Мы устали чуточку

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок.

Еще попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх  и тут же вниз

И за парту вновь  садись.

 
V. Повторение и закрепление изученного  
 
 

Работа над задачей 
 
 
 
 
 
 
 

Работа с учебником.

  • Продолжаем наш путь.
  • Дальше вдруг, - сугроб огромный!  
    Развалился вдоль и вширь.  
    Это снежный богатырь 
    Объезжать его мы стали 
    И задачу увидали!
  • Откройте, пожалуйста, свои учебники на с. 24. найдите №5 (а). Прочитайте внимательно задачу.
  • Послушайте еще раз эту задачу (Читает учитель).
  • Что известно в задаче?
  • Что нужно узнать?
  • Все грибы – это целое или часть?
  • Каким действием будем решать задачу? Почему?
  • Составьте схему к этой задаче, запишите решение и ответ. 
                          ? г.
 

    7 г.     7 г.      7 г.      7 г.      7 г.

 

    7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 35 (г.)

                                                           Ответ: 35 грибов.

Проверяем.

Открываем доски. Проверьте у ребят, которые решали у доски.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задача  решается через понятие целого и частей  

У доски 2 человека  
 
 

Запись задачи в тетрадь.

VI. Домашнее задание
  • Дома вы решите другую задачу, записывая условие в виде схемы или краткой записи. С. 24 № 5 (б)
  • Кто желает получить дополнительную пятерку, тот выполнит задание на стр. 25 № 6, 7, 8.
  • А теперь нам пора возвращаться обратно. Наш поход закончился.
Дифференцированное  домашнее задание 
VII. Итог урока.
  • Какое задание вам понравилось больше всего?
  • Кому трудно было на уроке? 
    Катя наблюдала за вами весь урок. Ей понравились следующие ребята.
  • Очень жаль, что путь недолог, 
    Возвращаться нам пора,  
    Но на следующем уроке, 
    Вновь продолжится игра!
  • Урок окончен. Спасибо за работу на уроке.
Создание ситуации успеха.
 
 
 
 
 

Урок русского языка во 2 классе.

Материал разработала  и прислала: Цицилина Татьяна Николаевна,

учитель начальных  классов 

МОУ Лицей № 90

город Краснодар 

E-mail автора: ivan9714@mail.ru  
 
 
 

Тема: "Наблюдение над словами - признаками. Упражнение в подборе слов - признаков". 

Цели:

-продолжить  наблюдение над словами- признаками,

-упражняться  в подборе слов- признаков,

-развивать умение  ставить вопросы к словам - признакам,

-устанавливать  связь между словами-предметами  и словами-признаками,

-развивать речь  уч-ся (подбирать синонимы, антонимы к словам-признакам, слова-признаки с переносным значением, образование от слов- предметов слов-признаков) 

Оборудование 

Демонстрационный  материал: осенние пейзажи, ребус  о лимоне, словарное слово "лимон" и слово-помощник "кислый", лимон, предметные картинки - лимон, лиса, яблоко, ворона, крот, зебры, корова, гусь, опоры и упр-я - запись на компьютере, запись на доске. 

Для индивидуальной работы: карточки для составления  пар слов (6 вариантов), тетрадь по чистописанию, орфографическая тетрадь, рабочая тетрадь, дидактический материал. 

Ход урока: 

I. Орг.момент. Приветствие  гостей. 

II.Повторение  изученного материала. 

-Откройте рабочие  тетради, запишите число, классная  работа. 

Самомассаж рук.

1.Большим пальцем  поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

2.При помощи  карандаша трём ладони с внутренней  стороны, затем - с тыльной.

3.Заканчиваем  массаж поглаживанием обеих рук.

4.Дотрагтваемся  ладонями до щёк, ощущаем тепло  своих рук. 

Минутка чистописания. Работа в "Тетради по чистописанию, 2 класс", М.А. Яковлева (текущий урок).  

-Сегодня начался  последний осенний месяц. Послушайте  стихотворение Михаила Ковалевского  о ноябре и назовите слова  - признаки, которые вам встретятся.

Последний лист на ветке голой 

Серьгою бронзовой  повис 

И ждёт, когда  зимой суровой 

Его сорвёт и  бросит вниз.

Упрямый лист, и  над тобою 

Закон суровый  в мире есть:

Что отцвело  своей весною,

Тому ещё не раз зацвесть.  

(Ответы детей). 

-Подберите слова  - признаки (осенние пейзажи): 

Осень (какая?)……(Ответы детей). 

-Как вы понимаете  "золотая осень" - это словосочетание  употребляется  

в прямом или  переносном значении? Что значит в  данном случае "золотая"? (Ответы детей). 

(Аналогично:)

золотой браслет 

золотые руки

золотое сердце

золотой человек

золотые слова  

-Вы называли  слова - признаки, описывающие осень.  А как в русском языке называются  слова - признаки? (Имена прилагательные). 

-(Хором уч-ся:) Имя прилагательное - это часть  речи, которая обозна-чает признак  предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Проверка по опоре). 

-Для чего  нам в речи нужны имена прилагательные? (Украшают речь, определяют признак  предмета). 

-Сейчас Юля  прочитает нам стихотворение  об имени прилагательном. 

Уч-ся:

Очень занимательное -

Имя прилагательное.

Трудно будет  без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков  предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и  шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве  мучиться?

Не скажем мы "прекрасное",

Не скажем "безобразное",

Не скажем маме "милая,

Красивая, любимая",

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде 

Эти замечательные 

При-ла-га-тель-ны-е.

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков  немало

Будем всюду  замечать

И к месту  в речи

Их вставлять.  

-Мы будем  продолжать наблюдение над словами - признаками, упражняться в подборе слов- признаков.(Сообщение темы урока) 

III.Объяснение  нового материала. 

Словарная работа. 

-Отгадайте словарное  слово по ребусу.(Лимон). 

-Откройте "Орфографическую  тетрадь" (2 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова), стр.15

-Самый кислый  он, друзья,

Утверждаю это  я.

Нужно сахара вагон,

Чтоб с улыбкой  съесть…(Лимон).  

Вывешивается  словарное слово на доску. Учитель  показывает картинку лимона и плод.  

-Запишите слово  "лимон" в правом верхнем углу, подчеркните непроверяемую безударную гласную, поставьте ударение. 

-Упр.2. Почему  так легче запомнить написание  слова? (Слово - помощник "кислый", ударная и). 

-Упр.3. Значение  слова. 

Лимон - цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод с твёрдой ароматной кожурой. Чай с лимоном. 

-Для профилактики  простудных заболеваний полезно  есть лимоны, они содержат витамин  C. Также данный витамин находится  в зелёном укропе, болгарском  перце, шиповнике, чёрной смородине.  Очень полезно есть мёд, чай с малиновым вареньем.  

-Упр.4. Подбор  однокоренных слов (письменно). 

Лимон, лимончик, лимонный, лимонад, лимонка, лимонник. 

-Выделите корень  в данных словах. 

Физминутка "Моя  книга".(Слова сопровождаются действиями".

Открой скорее книжку! (Движение руками)

В книжке мошка, мышка, мишка, (Показывают размер двумя  пальцами)

В книжке мячик - круглый бок: (Руками - шар)

Вверх - вниз, прыг - скок. (Прыжки)

В книжке зонт. Открой - и пой: (Открывают зонт)

Информация о работе Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся