Дошкольный возраст: особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение особенностей дошкольного возраста. Так как данный возраст имеет особое значение в развитии ребёнка, необходимо как можно больше о нём знать.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику дошкольного возраста;
- определить ведущую деятельность;
- рассмотреть познавательные процессы;
- рассмотреть проблемы детской личности дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Дошкольный возрас1сообщение.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

Дошкольный возраст  – период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Такой возраст среди других возрастов имеет особо важное значение. В нём закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем, отчетливо намечаются генетические особенности детей. Данный период характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Основой познания в этом возрасте становится чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.

Все это создает  предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. 
 

Целью работы  является рассмотрение особенностей дошкольного  возраста.   Так как данный возраст  имеет особое значение в развитии ребёнка, необходимо как можно больше о нём знать.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- дать общую  характеристику дошкольного возраста;

- определить  ведущую деятельность;

- рассмотреть  познавательные процессы;

- рассмотреть  проблемы детской личности дошкольного возраста.

Давайте же рассмотрим что такое дошкольныи возраст  в общем понимании. 

Дошкольный возраст это период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет).

По словам Д. Б. Эльконина, дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра так и вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений.

А теперь рассмотрим более подробно периоды дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Младший дошкольный возраст характеризуется  высокой интенсивностью физического  и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность.

Наиболее  важное достижение этого возраста состоит  в том, что действия ребёнка приобретают  целенаправленный характер, но в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляя одно дело ради другого. Особенно важную роль в этом возрасте приобретает взаимодействие со взрослыми, 
 

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью 

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой  и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется  появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. 

Ведущая деятельность – «Игра»

Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. Детям дошкольного возраста присуще желание подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми.

При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. . Игра с сюжетом впервые возникает на границе раннего и дошкольного детства. Это режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом (кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в глазах ребенка в машину). Позже появляется образно-ролевая игра, в которой ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Примеры образно-ролевых игр описаны в работах Ж. Пиаже. Его дочь, наблюдавшая старую деревенскую колокольню, слышавшая колокольный звон, остается под впечатлением увиденного и услышанного долгое время. Она подходит к столу своего отца и воспроизводит оглушительный шум. «Ты же мне мешаешь, ты же видишь, что я работаю». – «Не говори со мной, я – церковь». ». Режиссерская и образно - ролевая игра становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста.

Позже из нее  выделяются игры с правилами. Как  указывает И.Ю. Кулагина, возникновение  новых видов игры не отменяет полностью  старых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью.

В игре существует два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые взаимоотношения - это отношения по сюжету и роли. Так, если ребенок взял на себя роль Карабаса Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированно злобно относиться к детям, Реальные взаимоотношения - это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.

С помощью игры решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии семейных отношений (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка). Игры помогают в адаптации детей к дошкольному учреждению.

Особенности общения

Становясь более  самостоятельными, дети дошкольного  возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более  широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью  как средством общения: с помощью  речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя ему в глаза; он учится приветствовать людей в принятой форме, говоря им «Здравствуйте!», «Добрый день!»; он учится благодарить за оказанное внимание и испытывать за это не игровую, а реальную признательность. Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функциюПодражая родителям и близким людям, ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребенка тот же тип общения.

Потребность в любви и одобрении

Наиболее сильный  и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности., что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств.

Из дневника К. Штерн можно увидеть наглядный  пример проявления любви и нежности к другим людям. «Мать споткнулась  на ступеньках, ведущих из одной  комнаты в другую. Гюнтер сначала пытается помочь ей встать, затем начинает дуть на ушибленное место, повторяя с тревогой: «Теперь лучше?» Чтобы не дать заметить детям своей сильной боли, мать ушла в другую комнату. Гюнтер подтаскивает к двери стул, вскарабкивается на него, нажимает ручку и снова спрашивает нежным тоном: «Теперь лучше?»

Потом возвращается на место падения и уносит стоящее  там ведро, которое считает причиной несчастья, говоря, что не хочет, чтобы  оно повторилось»

Любовь и нежность по отношению к другим людям связаны  с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка обидчиком. Ребенок неосознанно воспринимает боль человека как свою собственную.

Потребность в  любви и одобрении вызывает также чувство ревности к тем, кто пользуется, как кажется ревнивцу, большим вниманием.

Таким образом  можно сделать вывод о важности любви и одобрения в жизни  дошкольника. Нет ничего более мощного в психологии ребенка, чем потребность в любви и одобрении. Если ребенок не получит ясного, осязаемого проявления того и другого, он завянет, как цветок без воды.

 

Общение мальчиков и девочек

Особое место  в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. В семье ребенка изо дня в день ориентируют на ценности его пола. Ему сообщают, как должны вести себя мальчик или девочка. . Мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь. Ты не девочка. Ты - мужчина». И тот учится сдерживать свои слезы. Девочку наставляют: «Не дерись, не лазай по заборам и деревьям. Ты - девочка!»

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, являющимися вредной социальной привычкой (брань, курение и др.). Так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.

Взаимоотношения детей дошкольного возраста —  это и отношения мальчиков  и девочек. Интересы мальчиков и  девочек проявляются более дифференцированно  в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с тем как воспринимает себя ребенок, мальчиком или девочкой, он выбирает для себя и соответствующие игровые роли. . Мальчики в игре, подражая мужчинам, стараются быть представителем мужской профессии: летчиком, космонавтом, шофером, офицером и др., они стараются совершать мужские поступки. Девочки же, подражая женщинам, берут на себя роль мамы, воспитателя, врача, продавца и др. В общении между дошкольниками прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности:

  • дети группируются по полу;
  • возникает общность интересов;
  • появляется специфическое чувство «МЫ»: «Мы — мальчики» или «Мы — девочки». В соответствии с этим возникает «солидарность» мальчиков (девочек), а в образовавшихся однополых группах у детей развивается способность видеть себя глазами товарищей.

К 3-4 годам ребенок  различает пол окружающих людей  по таким внешним признакам, как  форма одежды и прическа. Только к 6-7 годам у него формируется  устойчивое представление о половой  принадлежности.

Общение и готовность ребенка к школе

Ребенок к концу  дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ребенок шести-семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе. Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого - первый этап морального развития поведения ребенка. Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. Психологический смысл происходящего в поведении ребенка состоит в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно он обретает чувство ответственности за свое поведение.

Важными моментами  в нравственном развитии ребенка  становятся знание норм общения и  понимание их ценности и необходимости. Если ребенок до школы имеет развитое чувство ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством ответственности он придет и в свой класс.

Постепенно ребенок  научается отождествлять себя со сверстниками, с которыми он будет  объединен в школе.

 Готовность  к школьному обучению складывается  из многих составляющих: 1. Физическая  готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.                2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.                           3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.                                                    4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Информация о работе Дошкольный возраст: особенности