Дошкольный возраст: особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение особенностей дошкольного возраста. Так как данный возраст имеет особое значение в развитии ребёнка, необходимо как можно больше о нём знать.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику дошкольного возраста;
- определить ведущую деятельность;
- рассмотреть познавательные процессы;
- рассмотреть проблемы детской личности дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Дошкольный возрас1сообщение.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

В дошкольном возрасте ребенок постигает ценность имени через утверждение своего достоинства. Имя и достоинство начинают соединяться в самосознании ребенка, с одной стороны, через сказки, фольклор, а с другой стороны - через реальные отношения с другими. Поощрение имени («Как тебя зовут?»; «Какое красивое у тебя имя!»), поощрения в достижениях («Петя хороший мальчик!»). )

Тонкая идентификация  с ребенком, выражаемая в способах обращения по имени, обеспечивает его личностную устойчивость, дает возможность поддерживать ребенка в его притязаниях на желаемое отношение к себе.

Половая идентификация

Психологическое обретение пола начинается именно в  дошкольном возрасте.

Ребенок по нарастающей  начинает присваивать поведенческие  формы, интересы, ценности своего пола. Уже в четырехлетнем возрасте проявляется глубинное психологическое различие в ориентациях мальчиков и девочек.

Осознание своей  половой принадлежности включается в структуру образа «Я». Ребенок, слыша от взрослых: «Ты - мальчик» или «Ты - девочка», переосмысливает эти наименования и в связи со своими половыми особенностями. Ребенок раннего возраста непосредствен в отношении к своему телу и половым органам.

В специальном  эксперименте детям предлагалась ситуация свободного выбора двух наборов игрушек  из четырех. Были предложены четыре подноса со следующими предметами: машина, посуда, кубики, кукла. Ребенок должен был взять для игры два подноса с наиболее интересными для него игрушками. В результате выяснилось, что начиная с четырех лет у мальчиков и девочек появляется дифференциация в выборе игрушек: машина, кубики выбирались для игры преимущественно мальчиками, а кукла и посуда - девочками. Предпочтение тех или иных игрушек отражает действенное проникновение детей в специфику мужской и женской деятельности.

Осознание своей  половой принадлежности имеет наиважнейшее значение для развития личности: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках социальных ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности. Поэтому так важно, чтобы мальчик имел мужской образец для подражания и солидаризировался с ним, а девочка чтобы идентифицировала себя с мамой или другими представителями женского сообщества.

Детская ложь. Детская Зависть

В дошкольном возрасте самоутверждение ребенка все чаще реализует себя в форме лжи.

Нереализованное притязание на признание может привести к нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает нарочито придумывать неправду.

 Кирилл нашел два гриба. Его похвалили. Ему хочется еще найти, но грибы быстро не находятся. Пример лжи можно увидеть в дневнике В. С. Мухиной:

«Кирилл: Мама, я  смотрю, что-то желтенькое. Думал, что  масленок. Наклонился, смотрю: листик. (Неуверенно продолжает). А под листиком был грибок.

- Зачем ты придумал про грибок?

Кирилл (смущенно). Ну, мне захотелось, чтоб он там был. (Чуть позднее). Я нашел грибочек, но он оказался червивым. Я его и выбросил. По тону чувствую, что неправда.

- Зачем ты сочинил это?

Кирюшка засмеялся  и убежал.»

Ложь как нарочитое  искажение истины появляется тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться определенным правилам, провозглашаемым взрослым. Такие ситуации становятся для ребенка ситуациями двойной мотивации. Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения.

Зависть.

Детская зависть  в дошкольном возрасте проявляется  при стремлении к реализации притязаний на главную роль в игре, на победу в спортивных соревнованиях и в других аналогичных ситуациях у детей. Она вызывается тем, что у дошкольников на первый план выходят внешние социальные отношения и социальная иерархия - «кто главнее».

Исследования  показали, что дети пяти-семи лет  открыто обнаруживают притязания на лидерство лишь в исключительной ситуации эксперимента.

Распределяя роли в присутствии заинтересованных сверстников, часть детей предлагает главную роль другому безоговорочно, часть детей заявляет свое право на главную роль. Большинство при распределении ролей действует опосредованно: ребенок, пользуясь правом распределять роли, выбирает другого, но при этом пытается заручиться обещанием, что тот, в свою очередь, выберет его.

Зависть как  чувство досады на успех другого  сопутствует развитию притязания на признание. Зависть вызывается тем, что ребенок, начиная с 5-6 лет, может правильно оценить внешние социальные отношения со сверстниками и свое реальное место в этих отношениях.

Уже в детстве  ребенок должен научиться испытывать чувство стыда за свою склонность ко лжи и зависти. Он должен усвоить, что ложь и зависть –

 пороки, которые следует преодолеть именно в детстве, когда эти проявления в отношении с другими не стали еще чертой личности. 

Кризисы дошкольного возраста

Кризис трёх лет – один из самых известных  и изученных кризисов развития дошкольника. Особенность этого кризиса – ещё более, по сравнению с предыдущими годами, возросшая самостоятельность. Теперь ребёнок не просто изучает мир, он хочет взаимодействовать с ним. И хочет взаимодействовать самостоятельно, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Здесь он требует права на собственное решение, как бы изучая и определяясь, «что я значу в этом мире и что значат в этом мире другие». Интересная характеристика кризиса 3-х лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, - обесценивание. Что Обесценивается в глазах ребёнка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёх- летний ребёнок может научиться ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесценивая старые привязанности к вещам) и т.п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Кризис семи лет основывается на переходе с одной  ведущей деятельности на другую: от игровой к учебной. От того, как ребёнок проживёт этот период зависит многое в его жизни. В это время у него меняется восприятие себя любимого: от вопроса «что я знаю в этом мире» ребёнок переходит к определению «какой я есть». Дошкольник теряет детскую непосредственность и способность восхищаться собой в любой момент, поскольку у него формируется самооценка. Также он начинает более  критично оценивать других людей, в том числе и взрослых, меняются его отношения с окружающим миром. Появление самоконтроля проявляется, в первую очередь, в контроле над своими эмоциями. Проявляться кризис семи лет может в виде капризов, нежелания идти в школу или что-либо делать. Не стоит ругаться с ребёнком. Ему нужно помочь ощутить себя личностью. 
 
 
 

Заключение

В данной работе мы рассмотрели особенности дошкольного  возраста, определили ведущую деятельность, рассмотрели познавательные процессы, личность и кризисы ребёнка-дошкольника. Исходя из рассмотренной информации можно сделать вывод о развитии детей дошкольного возраста.

Изменения в личностном развитии дошкольников приводит к появлению следующих психических новообразований: произвольность поведения, самостоятельность, креативность, самосознание, детская компетентность. Все же основным личностным образованием дошкольного возраста является развитие самосознания ребёнка, что содержится в оценке своих умений, физических возможностей, нравственных качеств, осознание себя во времени. Постепенно дошкольник начинает осознавать свои переживания, эмоциональное состояние. Эмоциональная сфера помогает внутренней регуляции поведения детей через переживания положительных и отрицательных эмоций. Изменения в эмоциональном развитии связаны с включением речи в эмоциональные процессы.  
Сознание ребёнка-дошкольника характеризуется некоторым целостным восприятие и осмыслением окружающей его действительности, а также отношением к ней. Таким образом, можно сказать, что у него есть свой взгляд на мир и из этого мира не исключен и он сам, и его взаимоотношения с другими людьми.
 
 

Информация о работе Дошкольный возраст: особенности