Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:51, курсовая работа
Культурно - досуговая деятельность - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации культурно – досуговой деятельности с детьми
1.1. Современные теоретические подходы к проблеме организации культурно – досуговой деятельности старших дошкольников…………………………………………………………………....6
1.2. Формы и виды организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ……………………………..14
Глава 2. Праздник как вид творческой культурно – досуговой деятельности
2.1. Праздник как синтез искусств. Значение праздников в гармоничном развитии детей дошкольного возраста…………………………………………21
2.2. Подготовка и организация праздника в детском саду………………24
2.3. Анализ проведения праздников в детском саду……………………..26
Методические рекомендации……………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………32
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.2. Формы и виды
организации досуговой
2.1. Праздник как синтез искусств. Значение праздников в гармоничном развитии детей дошкольного возраста…………………………………………21
2.2. Подготовка и организация
праздника в детском саду………………
2.3. Анализ проведения
праздников в детском саду……………
Методические рекомендации……………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Индивидуальное развитие человека трансформирует его социальные и культурные потребности, включая и те, которые связаны с проведением свободного времени.
Культурно - досуговая
деятельность - приоритетное направление
в организации жизни
Продуманная организация свободного времени ребёнка имеет большое значение для его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, закрепления навыков и умений, полученных на занятиях, развития творчества.
В современных исследованиях (А.В. Антонова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова и другие) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.
Особенности организации досуга как развлечения и праздника изучены во многих исследованиях (СИ. Бекина, B.C. Левшина, Г.Н. Тубельская, А.И. Ходькова и другие).
Культурно - досуговая деятельность должна быть постоянной заботой педагогов дошкольного учреждения.
Особое место принадлежит
праздникам как одному из эффективных
путей опосредованного
Праздники духовно обогащают
ребёнка, расширяют его
знания об окружающем мире, помогают восстанавливать
старые и добрые
традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребёнка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий для организации такого праздника - зрелищность, яркость и жизнерадостность.
Проведение праздника - это не только развлекательное мероприятие, но и большая, серьёзная работа и отличная ситуация для развития и обучения воспитанников. Праздник используется для подведения итогов обучения, является удобной ситуацией для повторения пройденного за последнее время материала. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности.
Таким образом, организация продуктивной культурно - досуговой деятельности, использование свободного времени тесно связаны с общей культурой, образованием и мастерством педагога.
Проникновение культуры в дошкольное образование предполагает такую организацию воспитательно - образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей; развитие их духовного потенциала, сущностных сил и художественно - творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребёнка.
Праздник в практике работы детских садов рассматривается как важнейшее средство реализации задач гармонизации развития, обучения и воспитания детей.
Цель исследования: обобщение педагогического опыта работы по организации культурно – досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить и проанализировать научно – методическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть современные теоретические подходы к проблеме организации культурно – досуговой деятельности старших дошкольников;
- уточнить формы и виды организации культурно - досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- выявить значение праздников для гармонического развития детей дошкольного возраста;
- выработать методические рекомендации по организации культурно – досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: организация культурно – досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс организации культурно – досуговой деятельности старших дошкольников (на примере праздника).
Методы исследования:
- изучение и анализ научной литературы по теме исследования.
Гипотеза: праздники, как элемент культурно – досуговой деятельности являются эффективным средством гармоничного развития личности дошкольника.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации предметно-пространственной, развивающей, социокультурной среды, окружающей его.
В процессе культурно-досуговой деятельности наиболее полно проявляются индивидуальные способности личности. Формируется оценочное отношение к миру, вырабатывается система ценностных ориентаций, рекреационных, нравственных, эстетических, экологических и других.
Под воздействием культурно-досуговой деятельности происходит формирование личностных и характерологических качеств индивида, постепенно образуется внутренний механизм саморегулирования личности, осуществляется усвоение и передача нравственных и эстетических ценностей от одного поколения к другому [11, c. 22].
В.А. Ядов, определяя понятие «досуг», справедливо делает акценты на таких его специфических чертах как деятельность и саморазвитие личности. «Досуг - часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или самоценная деятельность, составляющая органический элемент быта, и направлена на удовлетворение культурных потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитие» [25, c. 94].
Среди множества точек зрения на понятие «досуг», можно выделить две основных: досуг как совокупность знаний и деятельность в свободное время; досуг как часть свободного времени, характеризующаяся свободным выбором занятий (деятельности), направленных на удовлетворение различных культурных потребностей личности.
Мы будем опираться на второй аспект определения понятия «досуг», то есть как культурно - досуговую деятельность.
Повышению роли культурно - досуговой деятельности способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между её членами, планирование труда и отдыха.
В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое [8, c. 12].
В нашей работе мы попытаемся раскрыть проблему культурно-досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из предположений Л.С. Выготского, что культурное развитие ребёнка представляет собой особый тип развития, где процесс «врастания» детей в культуру не может быть с одной стороны отождествлен с процессом органического созревания, а с другой – не может быть сведён к простому механическому усвоению известных внешних навыков, вытекает совершенно правомерное суждение, что культурное развитие, как и всякое другое, подчинено своей закономерности, имеет свои рамки и стадии формирования [7, c. 263].
Потребность в отдыхе - это биолого-физиологическая особенность детского организма.
Досуг, проводящийся в определённой культурной форме, выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется целенаправленностью и продуманностью, осуществляется в свободное время и протекает как индивидуально, так и коллективно.
Он отличается относительной свободой выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых, связанных с развитием, общением, оздоровлением на основе добровольности и инициативы, как отдельного ребёнка, так и различных групп.
Досуговая деятельность всегда транслирует этико-эстетические нормы культуры поведения и формирует у ребёнка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность, увлеченность [12, c. 54].
Как подчеркивал А.Н. Леонтьев, в обществе человек не только находит просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, но сами эти общественные условия несут в себе мотивы, цели его деятельности, её средства и способы, то есть общество производит деятельность образующих его индивидов.
Последняя выступает главным фактором развития и становления личности, формируется в естественной или искусственно создаваемой социокультурной среде, а также базируется на физических и социальных потребностях, которые обуславливают досуговую активность человека [15, c. 317].
Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты: мотив (потребность в этой деятельности), задача (средства решения задачи) и действия (операции).
Задачи объединяют единство цели и условия её достижения, а действия соответствуют целям операций - условиям.
Необходимо учитывать, что каждый вид культурно-досуговой деятельности имеет своё содержание. И как результат - у ребёнка возникает направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций [4, c. 103].
Культурно-досуговая деятельность ребёнка связана с удовлетворением познавательных и практических потребностей, которые основываются на мотиве деятельности.
В то же самое время любая такая деятельность зависит от познавательной активности ребёнка и побуждает тем или иным мотивом.
Познание, по мнению Л.А. Венгер, - это процесс отражения реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой являются знания, приобщение человека к культуре [24, c. 73].
Освоение реального мира в процессе культурно-досуговой деятельности требует от ребёнка активности, напряжения, способности к саморазвитию и самовыражению.
Вместе с тем важно отметить, что большинство детей дошкольного и школьного возраста предпочитают проводить свой досуг на уровне пассивного потребления развлекательных программ, большинство из них не умеют самостоятельно воспользоваться имеющимися возможностями для проведения интересного, содержательного и познавательного досуга.
Ребёнок часто стремится в своё свободное время получить развлечения, а не новые знания.
К основным причинам этого явления можно отнести то, что взрослые не приучают ребёнка с детства относится к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и устремлений. Часто проявляется неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей [2, c. 115].
М.Б. Зацепина, выделяет три типа отношения к организации досуга: первый - полное безразличие, то есть педагогическая безнадзорность; второй - излишняя заорганизованность, когда ребёнку не предоставляется право выбора и взрослые в основном сосредотачивают своё внимание на развитии ребёнка с маниакальным духовным напряжением. И третий тип руководства - это поиск таких путей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетическим содержанием.
В последнем случае необходимо взрослым сосредоточивать своё внимание на формировании у детей интереса к содержательной стороне досуга при положительно-эмоциональном отношении к результатам своей деятельности.
Познавательная активность в процессе отдыха, развлечений, праздника проявляется в интересе, в стремлении преодолеть возникающие трудности и добиваться наилучших результатов. Важным качеством любой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны [10, c. 72].
Культурно-досуговая деятельность, которая связана в большей степени с удовлетворением своих личных потребностей, отражается в духовности в первую очередь, а затем в их предметности.
Деятельность, протекающая в свободное время на основе интереса, желания её выполнять или участвовать в ней, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста связана с учебной деятельностью, с удовлетворением своих познавательных потребностей. Но в чистом виде учебная деятельность как бы отодвигается на второй план, а на первое место ставится удовлетворение своих духовных, физических и познавательных потребностей.