Досуг дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание

Культурно - досуговая деятельность - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации культурно – досуговой деятельности с детьми
1.1. Современные теоретические подходы к проблеме организации культурно – досуговой деятельности старших дошкольников…………………………………………………………………....6
1.2. Формы и виды организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ……………………………..14
Глава 2. Праздник как вид творческой культурно – досуговой деятельности
2.1. Праздник как синтез искусств. Значение праздников в гармоничном развитии детей дошкольного возраста…………………………………………21
2.2. Подготовка и организация праздника в детском саду………………24
2.3. Анализ проведения праздников в детском саду……………………..26
Методические рекомендации……………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

Досуг дошк.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические  аспекты организации культурно  – досуговой деятельности с детьми

1.1. Современные теоретические  подходы к проблеме организации  культурно – досуговой деятельности  старших дошкольников…………………………………………………………………....6

1.2. Формы и виды  организации досуговой деятельности  старших дошкольников в педагогическом  процессе ДОУ……………………………..14

Глава 2. Праздник как  вид творческой культурно – досуговой деятельности

2.1. Праздник как синтез искусств. Значение праздников в гармоничном развитии детей дошкольного возраста…………………………………………21

2.2. Подготовка и организация  праздника в детском саду………………24

2.3. Анализ проведения  праздников в детском саду……………………..26

 

Методические рекомендации……………………………………………...28

Заключение………………………………………………………………….30

Список литературы…………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Индивидуальное развитие человека трансформирует его социальные и культурные потребности, включая и те, которые связаны с проведением свободного времени.

Культурно - досуговая  деятельность - приоритетное направление  в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как  является основой формирования его общей культуры.

Продуманная организация  свободного времени ребёнка имеет  большое значение для его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, закрепления навыков и умений, полученных на занятиях, развития творчества.

В современных исследованиях (А.В. Антонова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова и другие) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.

Особенности организации  досуга как развлечения и праздника  изучены во многих исследованиях (СИ. Бекина, B.C. Левшина, Г.Н. Тубельская, А.И. Ходькова и другие).

Культурно - досуговая деятельность должна быть постоянной заботой педагогов дошкольного учреждения.

Особое место принадлежит  праздникам как одному из эффективных  путей опосредованного обучения. Праздник строится на основных видах  познавательной деятельности и использовании информационно – развлекательного содержания.

Праздники духовно обогащают  ребёнка, расширяют его  
знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые  
традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

 Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребёнка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий для организации такого праздника - зрелищность, яркость и жизнерадостность.

Проведение праздника - это не только развлекательное  мероприятие, но и большая, серьёзная  работа и отличная ситуация для развития и обучения воспитанников. Праздник используется для подведения итогов обучения, является удобной ситуацией для повторения пройденного за последнее время материала. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности.

Таким образом, организация продуктивной культурно - досуговой деятельности, использование свободного времени тесно связаны с общей культурой, образованием и мастерством педагога.

Проникновение культуры в дошкольное образование предполагает такую организацию воспитательно - образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей; развитие их духовного потенциала, сущностных сил и художественно - творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребёнка.

Праздник в практике работы детских садов рассматривается как важнейшее средство реализации задач гармонизации развития, обучения и воспитания детей.

Цель исследования: обобщение педагогического опыта работы по организации культурно – досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить и проанализировать научно – методическую литературу по теме исследования;

- рассмотреть современные теоретические подходы к проблеме организации культурно – досуговой деятельности старших дошкольников;

- уточнить формы и виды организации культурно - досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

- выявить значение праздников для гармонического развития детей дошкольного возраста;

- выработать методические  рекомендации по организации культурно – досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Объект исследования: организация культурно – досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс организации культурно – досуговой деятельности старших дошкольников (на примере праздника).

Методы исследования:

- изучение и анализ научной литературы по теме исследования.

Гипотеза: праздники, как элемент культурно – досуговой деятельности являются эффективным средством гармоничного развития личности дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты организации культурно – досуговой деятельности с детьми

1.1. Современные теоретические подходы к проблеме организации культурно – досуговой деятельности старших дошкольников

Культурно-досуговая  деятельность является одним из важнейших  средств реализации сущностных сил  человека и оптимизации предметно-пространственной, развивающей, социокультурной среды, окружающей его.

В процессе культурно-досуговой деятельности наиболее полно проявляются индивидуальные способности личности. Формируется оценочное отношение к миру, вырабатывается система ценностных ориентаций, рекреационных, нравственных, эстетических, экологических и других.

Под воздействием культурно-досуговой  деятельности происходит формирование личностных и характерологических качеств индивида, постепенно образуется внутренний механизм саморегулирования личности, осуществляется усвоение и передача нравственных и эстетических ценностей от одного поколения к другому [11, c. 22].

В.А. Ядов, определяя понятие  «досуг», справедливо делает акценты на таких его специфических чертах как деятельность и саморазвитие личности. «Досуг - часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или самоценная деятельность, составляющая органический элемент быта, и направлена на удовлетворение культурных потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитие» [25, c. 94].

Среди множества точек зрения на понятие «досуг», можно выделить две основных: досуг как совокупность знаний и деятельность в свободное  время; досуг как часть свободного времени, характеризующаяся свободным выбором занятий (деятельности), направленных на удовлетворение различных культурных потребностей личности.

Мы будем опираться на второй аспект определения понятия «досуг», то есть как культурно - досуговую деятельность.

Повышению роли культурно - досуговой деятельности способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между её членами, планирование труда и отдыха.

В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое [8, c. 12].

В нашей работе мы попытаемся раскрыть проблему культурно-досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из предположений Л.С. Выготского, что культурное развитие ребёнка представляет собой особый тип развития, где процесс «врастания» детей в культуру не может быть с одной стороны отождествлен с процессом органического созревания, а с другой – не может быть сведён к простому механическому усвоению известных внешних навыков, вытекает совершенно правомерное суждение, что культурное развитие, как и всякое другое, подчинено своей закономерности, имеет свои рамки и стадии формирования [7, c. 263].

Потребность в отдыхе - это биолого-физиологическая особенность детского организма.

Досуг, проводящийся в определённой культурной форме, выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется целенаправленностью и продуманностью, осуществляется в свободное время и протекает как индивидуально, так и коллективно.

Он отличается относительной свободой выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых, связанных с развитием, общением, оздоровлением на основе добровольности и инициативы, как отдельного ребёнка, так и различных групп.

Досуговая деятельность всегда транслирует этико-эстетические нормы культуры поведения и формирует у ребёнка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность, увлеченность [12, c. 54].

Как подчеркивал А.Н. Леонтьев, в обществе человек не только находит просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, но сами эти общественные условия несут в себе мотивы, цели его деятельности, её средства и способы, то есть общество производит деятельность образующих его индивидов.

Последняя выступает главным фактором развития и становления личности, формируется в естественной или искусственно создаваемой социокультурной среде, а также базируется на физических и социальных потребностях, которые обуславливают досуговую активность человека [15, c. 317].

Досуг, как и любая  деятельность, включает в себя следующие  компоненты: мотив (потребность в  этой деятельности), задача (средства решения задачи) и действия (операции).

Задачи объединяют единство цели и условия её достижения, а действия соответствуют целям операций - условиям.

Необходимо учитывать, что каждый вид культурно-досуговой  деятельности имеет своё содержание. И как результат - у ребёнка возникает направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций [4, c. 103].

Культурно-досуговая  деятельность ребёнка связана с  удовлетворением познавательных и практических потребностей, которые основываются на мотиве деятельности.

В то же самое время  любая такая деятельность зависит  от познавательной активности ребёнка  и побуждает тем или иным мотивом.

Познание, по мнению Л.А. Венгер, - это процесс отражения реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой являются знания, приобщение человека к культуре [24, c. 73].

Освоение реального мира в процессе культурно-досуговой деятельности требует от ребёнка активности, напряжения, способности к саморазвитию и самовыражению.

Вместе с тем важно  отметить, что большинство детей дошкольного и школьного возраста предпочитают проводить свой досуг на уровне пассивного потребления развлекательных программ, большинство из них не умеют самостоятельно воспользоваться имеющимися возможностями для проведения интересного, содержательного и познавательного досуга.

Ребёнок часто стремится  в своё свободное время получить развлечения, а не новые знания.

К основным причинам этого  явления можно отнести то, что взрослые не приучают ребёнка с детства относится к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и устремлений. Часто проявляется неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей [2, c. 115].

М.Б. Зацепина, выделяет три типа отношения к организации досуга: первый - полное безразличие, то есть педагогическая безнадзорность; второй - излишняя заорганизованность, когда ребёнку не предоставляется право выбора и взрослые в основном сосредотачивают своё внимание на развитии ребёнка с маниакальным духовным напряжением. И третий тип руководства - это поиск таких путей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетическим содержанием.

В последнем случае необходимо взрослым сосредоточивать своё внимание на формировании у детей интереса к содержательной стороне досуга при положительно-эмоциональном отношении к результатам своей деятельности.

Познавательная активность в процессе отдыха, развлечений, праздника проявляется в интересе, в стремлении преодолеть возникающие трудности и добиваться наилучших результатов. Важным качеством любой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны [10, c. 72].

Культурно-досуговая  деятельность, которая связана в  большей степени с удовлетворением своих личных потребностей, отражается в духовности в первую очередь, а затем в их предметности.

Деятельность, протекающая  в свободное время на основе интереса, желания её выполнять или участвовать в ней, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста связана с учебной деятельностью, с удовлетворением своих познавательных потребностей. Но в чистом виде учебная деятельность как бы отодвигается на второй план, а на первое место ставится удовлетворение своих духовных, физических и познавательных потребностей.

Информация о работе Досуг дошкольников