Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:51, курсовая работа
Культурно - досуговая деятельность - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации культурно – досуговой деятельности с детьми
1.1. Современные теоретические подходы к проблеме организации культурно – досуговой деятельности старших дошкольников…………………………………………………………………....6
1.2. Формы и виды организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ……………………………..14
Глава 2. Праздник как вид творческой культурно – досуговой деятельности
2.1. Праздник как синтез искусств. Значение праздников в гармоничном развитии детей дошкольного возраста…………………………………………21
2.2. Подготовка и организация праздника в детском саду………………24
2.3. Анализ проведения праздников в детском саду……………………..26
Методические рекомендации……………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………32
При этом необходимо помнить, что интерес является стимулом этой деятельности, поэтому естественно, принцип интереса к деятельности является неотъемлемым условием при организации культурного досуга детей [11, c. 156].
А.И. Савенков считает, что интерес - это активно-положительное отношение к познавательному объекту, который выступает как потребность в интеллектуальном его познании [18, c. 43].
Т.С. Комарова говорит, что интерес способствует возникновению творческих проявлений ребёнка и стимулирует развитие навыков художественно-творческой деятельности [13, c. 65].
По мнению А.Ф. Воловик, интерес в досуговой деятельности выступает в качестве доминирующего мотива. Досуговая активность или пассивность ребёнка определяется только наличием или отсутствием интереса к ней.
Поэтому побуждение дошкольника к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в неё, должно исходить из учёта интересов ребёнка, поскольку неучтенный интерес - это неудовлетворенная потребность. Интерес не только способствует удовлетворению потребности, но и способен её породить [5, c. 85].
Из вышеизложенных подходов
отечественных психологов и педагогов
вытекает, что у ребёнка, в первую
очередь, возникает тот интерес
к культурно-досуговой
На основе вышесказанного
можно вывести следующие
- досуг имеет ярко
выраженные физиологический,
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг формирует и развивает личность;
- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности; способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг детерминирован внутренне и внешне;
- досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;
- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности;
- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе [9, c. 290].
Таким образом, можно констатировать, что сущностью досуга детей является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде, детерминированное потребностями и интересами, направляемое (но не навязываемое) педагогами - специалистами в области организации детского досуга совместно с другими взрослыми.
Функции досуга:
- рекреативная - снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;
- развивающая - вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие различных видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторских возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждение, самореализация творческих потенций [4, c. 55].
В связи с этим на первоначальных стадиях его развития взрослые должны заботиться о разных впечатлениях, которые имеют эмоциональную положительную окраску.
Здесь можно увидеть характерную
особенность культурно-
В то же самое время, получая разнообразные эмоции, как положительные, так и отрицательные, в процессе приятного времяпрепровождения и находясь в состоянии комфорта, ребёнок не только приобретает дополнительные знания, но и сам утверждается в том, что он знает, умеет и может сделать самостоятельно. Это, естественно, сказывается на его интеллектуальном развитии, так как удовлетворяется интерес к познанию окружающего мира.
Когда какая-нибудь деятельность перестаёт вызывать интерес, ребёнок отказывается её выполнять. Поэтому необходимо постоянно активизировать проявления интереса или создавать новый интерес, новую направленность культурно-досуговой деятельности [17, c. 102].
В исследованиях Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, В.И. Петровой, Л.В. Пантелеевой, Н.П. Сакулиной и других подчёркивается, что нельзя детей научить правде, добру без постоянного формирования у них понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», «добро» и «зло», нельзя научить ребёнка стремиться к защите правды и добра, не сформировав у него эмоциональное отрицание, эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе, в людях, в произведениях искусства.
Также в ходе воспитания и обучения у ребёнка формируется нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру: во-первых, первоначальный, эмоциональный опыт и способность к эмоциональному сопереживанию; во-вторых, развитие нравственных представлений и суждений; в-третьих, возможность применять свои знания и умения в жизни [11, c. 163].
В исследованиях Л.П. Печко подтверждается мысль о том, что эстетическая и нравственная культура ребёнка взаимосвязаны и являются составными компонентами общей культуры. Необходимо помнить, что только позитивно содержательный досуг будет способствовать формированию основ культуры ребёнка. Одним из основных принципов организации культурного досуга дошкольников и младших школьников должно быть нравственное и эстетическое формирование личности [24, c. 234].
Нравственное и эстетическое воспитание есть формирование нравственного и эстетического сознания, а также нравственной и эстетической деятельности социально-активной личности.
Под нравственной деятельностью подразумевается специфический аспект, проявляющийся во всех видах человеческой деятельности. При этом важную роль играет осознание самим индивидом в ходе общественно-исторической практики ценности своего поступка.
Эстетическая деятельность также пронизывает все виды деятельности человека и в отличие от нравственной имеет свой особый специфический вид проявления - художественно-творческую деятельность [13, c. 245].
В социально-общественных
учреждениях при организации
культурно-досуговой
Все выше перечисленные принципы, определяющие отдельные стороны процесса культурно-досуговой деятельности, взаимосвязаны и в своей совокупности лежат в основе организации детского отдыха, развлечений, праздников, самообразовании ребёнка и его творческой деятельности [5, c. 108].
Таким образом, культурно-досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, начальной школы, семьи и учреждений дополнительного образования, которая создаёт внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания ценностей различных видов культуры.
1.2. Формы и виды организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ
Проблема организации досуга не нова, ей издавна интересовались прогрессивные педагоги и психологи.
В современных исследованиях (А.В. Антонова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.Н. Галигузова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, самообразование и творчество.
В словаре С.И.Ожегова досуг трактуется как свободное от работы время [12, c. 10].
А.А. Ермак определяет досуг детей как свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и видами полезной деятельности по собственному влечению детей.
Свободное время - это время досуга, которым ребёнок располагает сам, по собственному усмотрению или под присмотром взрослых [8, с. 14].
Детский досуг осуществляется в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам).
Культурно-досуговая деятельность по своему содержанию и виду настолько разнообразна, что её можно различать по форме (коллективная и индивидуальная), по способам осуществления (художественная - музыка, рисование, танцы; творческая; техническое творчество - моделирование; коллекционирование), по эмоциональной напряженности (увлечённость, ощущение радости и удовлетворения потребности; всегда осуществляется в свободное время или в период после высокого уровня усталости, как вынуждённый отдых в период интенсивной работы), по физиологической направленности (способствует восстановлению физических сил) [9, c. 156].
Коллективный досуг, по определению А.Ф. Воловик, в основном всегда осуществляется долговременно, систематически, сопровождается целенаправленным интересом и сильной мотивацией. Коллективные формы досуга предъявляют к ребёнку более высокие требования и играют особую роль в формировании его активной личности [5, c. 104].
Немаловажным является разумное сочетание индивидуальной и коллективной деятельности.
Как отмечают Т.С. Комарова и А.И. Савенков, активная художественно-творческая совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умение договориться о содержании деятельности, вовремя прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища.
А по завершению совместной деятельности дети радуются результату. При организации совместного досуга возникает взаимосвязь всех её участников, а результативность определяется успехами всего коллектива и отдельными его членами.
Совместная работа при
организации развлечений, отдыха, праздников
формирует ценностно-
Существует множество
разнообразных типологий
- деятельный и созерцательный;
- ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный;
- домашний и внедомашний;
- индивидуально организованный и коллективно - организованный.
В зависимости от типа
социально-досуговых
- семейный досуг;
- досуг в условиях образовательного учреждения;
- досуг в летнем лагере;
- досуг, который проводится в библиотеках, культурно-досуговых центрах, физкультурно-спортивных комплексах, музыкальных, хореографических, художественных школах и тому подобное.
Все вышеперечисленные социально - досуговые учреждения и институты являются основными.
К вспомогательным досуговым учреждениям относятся: средства массовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические и спортивные общества, массовые добровольные организации [24, c. 211].
Виды досуговой деятельности человека можно условно разделить на три группы:
а) просто отдых: игры, развлечения, праздники. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы; развлечения включают в себя просмотр фильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия; праздники представляют собой сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъём;
б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей через самообразование (чтение, лекции приобщающие людей к ценностям культуры и сочетающие в себе приобретение знаний с развлечениями);
в) творчество: техническое, научное, художественное, которое обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности [9, c. 217].
В рамках досуга, выделяют пассивный и активный отдых.
Основная функция пассивного отдыха - уменьшение напряжения, расслабление, исключение нагрузок на организм. Все это имеет компенсаторный характер и обеспечивает человеку смену впечатлений.
Активный отдых предполагает перераспределение нагрузок между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности.
Активный отдых включает в себя:
- общение;
- спортивно - оздоровительную деятельность;
- игры и отдых на природе;
- пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки),
- интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках) [4, c. 52].
Развлечение имеет компенсаторный характер: мероприятия этой направленности позволяют выйти за пределы будничной рутины и однообразной обстановки. Поэтому в жизни детей всегда должны присутствовать яркие моменты, обогащающие их впечатления и развивающие творческую активность.