Факторная теория личности Раймонда Кеттелла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:19, доклад

Описание

В первые десятилетия ХХ века изучением личности начинают заниматься психологи. В это время психология уже становится строгой, экспериментальной наукой, в ней широко используется математические методы (методы математической статистики), тесты, с помощью которых добываются достоверные факты, и на основе анализа и обобщения этих фактов строятся новые научные теории.
Именно такой подход потребовалось реализовать и во вновь зарождающейся экспериментальной психологической науке о личности.

Содержание

Введение
История возникновения теории
Авторы и представители, их основные вклады
Предмет исследования
Основные принципы
Факторная теория личности
Сферы использования теории
Список использованной литературы
Заключение

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 30.64 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное Агентство по Образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Самарский Государственный  Технический Университет»

Филиал в г. Сызрани

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

Доклад

по дисциплине: «Психология  и педагогика»

на тему: «Факторная теория личности Раймонда Кеттелла»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сызрань 2010г.

 

 

 

Содержание

 

 

1

2

3

4

5

6

Введение

История возникновения теории

Авторы и представители, их основные вклады

Предмет исследования

Основные принципы

Факторная теория личности

Сферы использования теории

Список использованной литературы

3

3


Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История возникновения теории

 В первые десятилетия ХХ века изучением личности начинают заниматься психологи. В это время психология уже становится строгой, экспериментальной наукой, в ней широко используется математические методы (методы математической статистики), тесты, с помощью которых добываются достоверные факты, и на основе анализа и обобщения этих фактов строятся новые научные теории.

Именно такой подход потребовалось  реализовать и во вновь зарождающейся  экспериментальной психологической  науке о личности. Его автором  стал Р. Кеттел. Он создал первый в истории  психологии научно обоснованный тест для изучения личности, воспользовавшись для его разработки достаточно строгим  методом математической статистики_ факторным анализом. Он же провел ряд  экспериментов, направленных на выявление  и оценку черт личности человека. Наконец, воспользовавшись ранее разработанной американским психологом Г. Оллпортом теорией черт личностей человека, Р. Кеттел подвел под нее научную, экспериментально-психологический период в изучении личности.

 

2. Авторы и представители, их основные вклады

 Теория Кеттела –  наиболее четкая и полно разработанная  теория личности, основанная на  факторном анализе.  Как и все  другие теоретики, обращающиеся  к методу факторного анализа,  Кеттел многим обязан пионерской  работе Спирмена и обширным  разработкам Терстоуна. Его теоретические  построения тесно связаны с  построениями Мак-Даугалла, чей глубокий  интерес к выявлению глубинных  измерений поведения и внимание  к проблемам самоотношения видны  в современных работах Кеттела.  Детали многих теоретических  положений Кеттела, особенно относящихся  к развитию, тесно связаны с  положениями Фрейда и последующих  психоаналитиков.

Основные идеи факторного анализа были предложены Спирменом, выдающимся английским психологом, более всего известным по своей работе в области умственных способностей. Он выдвинул положение, согласно которому при изучении двух связанных тестов способностей можно ожидать открытия двух типов факторов, влияющих на результат выполнения теста. Первый – генеральный фактор (например, вербальная беглость, общий интеллект, уровень образования), важный для обоих тестов. Второй – специфический фактор (например, зрительная память, восприятие пространства, специфическая информация), уникальный для каждого теста. Метод факторного анализа был разработан как средство определения существования генеральных факторов и помощи в их выявлении. Методика изолирования факторов, предложенная Спирменом, была пересмотрена в связи с тем, что Терстоун ввел многофакторный анализ. Это открыло дорогу решению более сложных проблем и до сей поры остается основным методом факторного анализа. Убедительность аргументов Терстоуна, вкупе с открытиями в собственной лаборатории Спирмена, привели к тому, что почти все работники этой области признали, что внимательный взгляд открывает существование не только генеральных факторов, общих для всех тестов или измерений, и специфических факторов, ограничивающихся одним тестом, но и существование групповых факторов, включенных в более чем один тест, но при этом не генеральных в собственном смысле. Именно этим групповым факторам уделяет особое внимание нынешний факторный анализ.

 

 

3. Предмет исследования

 Исследования  Р. Кеттелла в рамках теории  личностных черт отличаются выраженным  эмпиризмом, так как он не опирался  на исходные теоретические представления  о содержании и количестве  определяемых свойств личности. Своеобразие подхода Р. Кеттелла  состояло также в том, что  метод факторного анализа использовался  им как инструмент для выявления  «основных исходных свойств личности»,  а не для упорядочивания полученных  данных.

Опросник Кеттелла является многомерной методикой, оценивающей  свойства нормальной личности, он описывает  личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем.

4. Основные принципы

 Развитие  личности можно изучать на  чисто описательном уровне, отмечая  изменение структуры личности  на разных временных участках. В противоположность этому, можно  изучать развитие на теоретическом  уровне, с точки зрения генетических  влияний и влияний среды, законов  созревания и научения, описывающих  их взаимодействие в формировании  развивающегося индивида. Кеттел  делал и то, и другое.

В исследованиях темперамента и динамических черт Кеттел и его  сотрудники осуществили факторные  аналитические исследования взрослых и детей в попытке создать  средства измерения одних и тех  же личностных факторов в разном возрасте. В целом он хотел выявить сходные  факторы в разных возрастах от четырех лет до взрослости. Как  знают все психологи, трудно быть уверенным в том, что измерение "одних и тех же" черт на разных возрастных уровнях действительно  представляют измерение одного и  того же; трудность проистекает от того, что мы ожидаем, что определенный аспект поведения будет выражен  в разном поведении и в разном возрасте. Кеттел предположил, что один из способов справиться с затруднением – провести перекрывающие друг друга  исследования в промежуточных возрастных группах; таким образом, он сравнил  факторизированные по отдельности  версии своего личностного опросника, предназначенные для взрослых и  для одиннадцатилетних детей, предъявив  тот и другой промежуточной группе шестнадцатилетних. Результаты были несколько двусмысленны; обычно соответствие было высоким, в других случаях оно было менее убедительным. Дальнейшая работа в этом направлении обещает создание сравнимых измерительных инструментов для разных возрастов, что даст возможность составить карту основных тенденций развития личностных черт. Кеттел обсуждал данные относительно тенденций возрастного развития факторов темперамента, таких, как подъем с возрастом от одиннадцати до двадцати трех лет показателей H (авантюристичность) и C (сила Я) и падения показателей О (склонность к переживанию вины) и L (подозрительность).

4 Теория Кеттела стремится  объяснить сложные взаимодействия  между системой личности и  более объемной социокультурной  матрицей функционирующего организма.  Он убежден в том, что адекватная  теория личности должна учитывать  многочисленные черты, составляющие  индивидуальность, степень обусловленности  этих черт наследственностью  и влиянием окружающей среды,  а также то, каким образом генетические  факторы и факторы окружающей  среды взаимодействуют между  собой, влияя тем самым на поведение. Он утверждает, что адекватная теория функционирования и развития личности должна непременно строиться на строгих методах исследования и точных измерениях. Его излюбленными методами изучения личности являются мультивариативная статистика и факторный анализ.

5. Факторная теория личности

Пытаясь добиться всестороннего описания личности, Р. Кеттелл начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся либо в словарях типа составленного Г. Олпортом и X. Одбертом, либо в психиатрической и психологической литературе. Полученный список названий (4500 характеристик) за счет объединения явных синонимов был сокращен до 171 свойства личности. Для дальнейшего сокращения списка Р. Кеттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали друг друга по предложенным спискам личностных свойств. Оценки экспертов подвергались корреляционному и факторному анализу. Таким образом, Р. Кеттелл показал, что личностное пространство может быть сведено к 12-16 факторам. Как и ожидалось, факторы были биполярными, т. е. содержали пары признаков, имеющих высокие отрицательные корреляции. Выделенные факторы позволили определить то, что Р. Кеттелл называл «основными первичными свойствами личности».

Свойства (черты) личности, выделенные Р. Кеттелом, представляют собой некоторые интегральные характеристики, т. к. они объединяют в себе несколько  тесно связанных признаков и  обобщают их содержание

Основой теста Кеттелла служит «теория личностных черт». Согласно этой теории, личность описывается  как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. При этом предполагается, что порядок субъектов на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же в разных ситуациях. В ходе тестирования при таком подходе личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.

Несмотря на широкое распространение, теория личностных черт встречает ряд  критических замечаний, наиболее существенные из которых сводятся к следующему.

  • В данной теории человек предстает пассивным субъектом, «марионеткой» личностных черт (так как выраженность черт механически определяет поведение).
  • Критиками ставится под сомнение стабильность проявления личностных черт в различных ситуациях. По мнению А. Анастази, эмпирические данные показывают, что «во многих неинтеллектуальных областях поведения (таких как агрессивность, конформизм, честность и т. д.) люди обычно проявляют ситуационную специфичность: человек может быть открытым и общительным на работе, но застенчивым и замкнутым на дружеской вечеринке».
  • Оспаривается положение рассматриваемой теории о том, что сферы проявления выделенных личностных черт являются одинаковыми для всех индивидов.

 

В определении  Кеттелла личность представляет собой  систему черт, которым он дает собственную  классификацию. По его мнению, черта  — это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения. Далее он различает исходные и поверхностные черты. Первые представляют собой реальные внутренние силы личности, лежащие в основе и в дальнейшем определяющие множественные внешние  проявления. Поверхностные же черты  являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности. Они  — всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь  значимы. Исходные черты Кеттелл  делит на формируемые средой и  конституциональные (наследственные).

С модальной  точки зрения ученый различает черты: динамические (приводящие к действию в определенном направлении), черты-способности (определяющие эффективность достижения цели) и темпераментальные (связанные  с внутренними мотивами личностных реакций).

Используя информацию о различных чертах индивидуума, Кеттелл составил очень простое  уравнение, характеризующее предположительное  поведение человека в конкретной ситуации. Оно имеет вид:

R = slTl + s2T2 + s3T3 +... + snTn,

где Т — определенная черта; s — ее оценка.

 

Это спецификационное уравнение дает возможность  предсказать реакцию индивидуума  в будущем на основе характеристик  его личности, оцененных в настоящем. Уравнение можно использовать в  тестировании.

Особое  внимание в своих работах Кеттелл  уделяет более подробному рассмотрению динамических черт Он разделяет их на три группы: аттитюды, эрги и чувства.

Аттитюд — это, по определению Кеттелла, видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры, из которой также выделяются эрги и чувства. Простыми словами, формула аттитюда выглядит примерно так: интерес определенной интенсивности в каком-то действии относительно определенного объекта.

Эрг можно назвать конституциональной динамической исходной чертой, что-то схожее с инстинктом или врожденной склонностью. В своих исследованиях Кеттелл выявил 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство (страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность.

Чувство — динамическая черта, формируемая под воздействием окружающей среды. Оно имеет сходство с эргой, но является не врожденным, а приобретенным. Согласно Кеттеллу чувства имеют тенденцию к организации вокруг значительных объектов культуры, в отношении которых со временем и с приобретением опыта все больше вырабатываются аттитюды. Исследования Кеттелла выявили чувства, связанные с карьерой, спортом, религией, родителями, любимым человеком, а также с собственным «Я». Интересно, что последнее чувство оказалось одним из самых стабильных в проведенных исследованиях

Информация о работе Факторная теория личности Раймонда Кеттелла