Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:19, доклад
В первые десятилетия ХХ века изучением личности начинают заниматься психологи. В это время психология уже становится строгой, экспериментальной наукой, в ней широко используется математические методы (методы математической статистики), тесты, с помощью которых добываются достоверные факты, и на основе анализа и обобщения этих фактов строятся новые научные теории.
Именно такой подход потребовалось реализовать и во вновь зарождающейся экспериментальной психологической науке о личности.
Введение
История возникновения теории
Авторы и представители, их основные вклады
Предмет исследования
Основные принципы
Факторная теория личности
Сферы использования теории
Список использованной литературы
Заключение
Взаимосвязь различных уровней динамических черт Кеттелл представил в виде динамической решетки. Она представляет собой мо-тивационную структуру, в первой части которой отображены эрги (базовые биологические импульсы); в середине — чувства, каждое из которых взаимосвязано с несколькими эргами; в третьей части представлена структура аттитюдов, которые соответствуют линиям определенных действий, относящихся к обозначенным объектам. Каждый аттитюд взаимосвязан с несколькими чувствами, а через них является выражением целого ряда эргов.
Чувству «Я» в исследованиях Кеттелла отведено особенное место. Он считает, что это чувство играет важнейшую роль в активности и развитии личности человека. Оно оказывает влияние на удовлетворенность всех чувств и эргов, поэтому является своего рода «главенствующим» чувством.
Изучение развития личности Р. Кеттелл производил как на уровне описания временных изменений ее структуры, так и на уровне генетики и измерения влияния окружающей среды. Для оценки влияния наследственности и среды ученый создал метод MAVA (множественный абстрактный анализ вариаций) Исследовались близнецы и сиблинги (братья или сестры), воспитываемые в одной семье. Этот метод выявил интересную тенденцию со стороны влияний среды противостоять проявлениям генетических различий. Кеттелл отнес это явление к закону биосоциального насилия.
Исследуя явление научения, играющее значительную роль в процессе развития личности, Кеттелл проводит разграничения Он различает классическое, инструментальное и интегральное научения. Классическое обуславливание включает в себя эмоциональные реакции на воздействия окружающей среды. Инструментальное обуславливание играет значительную роль в построении динамической решетки. Особый интерес представляет одна из его форм, которую Кеттелл назвал «слитным научением». При этом научении определенное поведение (или аттитюд) является путем достижения сразу нескольких целей. Интеграционное научение предполагает стремление индивидуума к максимизации общего долговременного удовлетворения, при этом выражая отдельные эрги и подавляя или вытесняя остальные.
Значительное влияние на формирование личности оказывают множественные социальные институты. Кеттелл придавал большое значение социокультурным детерминантам поведения. Наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем также весьма значимыми для индивидуума институтами являются профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия, а также нация. Их влияние протекает одним из трех способов:
1) умышленное
намерение создать
2) ситуационные
или экологические факторы
3) индивид
может сам определить для себя
необходимость дальнейшего
Весьма
важно описать и
6. Сферы использования теории
Согласно
Кеттелу, помимо
При диагностике личностных особенностей человека в западных и крупных российских компаниях часто используются тест Кеттела, что помогает выявить компетенции сотрудников (либо их отсутствие), в которых заинтересована компания.
Данная теория личности может быть использована в областях пpофоpиентации и pасстановки кадpов, медицинской психодиагностики, семейного консультиpования, педагогики, научных исследований и т.д.
Заключение
Вклад
Р. Кеттелла в разработку теории личности
заключался в следующем. Он первый применил
метод факторного анализа для
выявления и доказательства существования
у человека тех или иных черт личности.
На основе таким способом выявленных
черт личности он создал первый в истории
психологии тест личности, тем самым
открыв дорогу для разработки и создания
современного, научно обоснованного
инструментария для изучения личности.
В состав данного теста вошли
16 разных черт личности, существование
которых у человека было экспериментально
доказано. Сам тест позволяет измерять,
т.е. количественно оценивать
Список использованной литературы
1. Р. С. Немов «Психология» Учебник.- М.:Высшее образование, 2005.- 639 с.- (Основы наук);
2. Л.
Д. Столяренко « Основы
3. Немов Р. С. Психология. Общие основы психологии. –М, 1985;
4. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей «Теории личности» 1970; М.: "КСП+", 1997 Терминологическая правка В. Данченко К.: PSYLIB, 2005
5. Материал
из Википедии — свободной энциклопедии
(http://ru.wikipedia.org/wiki)
6. Большая библиотека психологии » Статьи » Психолог
7. Психологические теории
личности: необходимость описания объективных
характеристик (http://soctech.narod.ru/
Информация о работе Факторная теория личности Раймонда Кеттелла