Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение факторная теория Р. Кеттелла. При этом задачами работы являются ознакомление с понятием факторной теории, ознакомление с разработками и исследованиями Р. Кеттелла, которые помогли ему создать факторную теорию, а так же непосредственно с тестом, нашедшим свое применение у современников и его значением.
Для написания курсовой работы были использованы методы индукции, анализа и синтеза, обобщения, сравнения.
Введение.................................................................................................................3
1. Прием факторного анализа – эмпирический метод исследования в психологии.............................................................................................................4
2.Факторная теория Р. Кеттелла..........................................................................8
2.1 Теория личности в исследованиях Кеттелла................................................8
2.2 Метод сбора данных в факторной теории Р. Кеттелла...............................13
2.3 Факторная теория...........................................................................................17
2.4 Роль наследственности и окружающей среды.............................................23
3 Опросник по методике многофакторного исследования личности
Р.Кеттелла…………………………………………………………………….....25
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….34
Приложения…………………………………………………………………….35
Затем для каждой биполярной пары характеристик были составлены рабочие определения. Это было необходимо для обучения экспертов и формирования у них единства мнений. После чего в целом ряде согласованных исследований с использованием биполярных прилагательных было показано, что все пространство I,-данных может быть «свернуто» к 12-15 факторам.
Основные личностные факторы, которые Кеттел считает хорошо установленными на основе L – и Q-данных, представлены, на таблице 1 Следует заметить, что названия многих факторов отражают характерную для Кеттела любовь к изобретению новых терминов.[7]
Таблица 1.- Основные личностные факторы, выявленные на основе «L»- И «Q»-данных
Буквенное обозначение | Техническое название | Популярное обозначение |
А | Аффекция - шизия | Открытый - замкнутый |
В | Интеллект | Более умный - менее умный |
С | Сила "Я" | Стабильный - эмоциональный |
Е | Доминирование-покорность | Самоуверенный смиренный |
F | Возбудимость - невозбудимость | Импульсивный - невозмутимый |
G | Сила "Сверх - Я" | Совестливый - корыстный |
Н | Пармия - трекция | Авантюристичный - робкий |
I | Премзия - хэррия | Мягкий - жесткий |
L | Протензия - алаксия | Подозрительный - доверчивый |
М | Аутия - праксерния | Склонный к фантазиям - практичный |
N | Изощренность-безыскусность | Хитрый - прямой |
O | Склонность к переживанию чувства вины - уверенность в себе | Тревожный - спокойный |
Некоторые названия факторов по сути описательны, другие отражают гипотетические представления Кеттела относительно истоков и природы этих факторов. Например, "пармия" означает "парасимпатический иммунитет", "премзия" – сокращение от "протектированной эмоциональной сензитивности", "аутия" предполагает аутистические качества в человеке, у которого они крайне выражены, и т.д. Популярные обозначения этих факторов также представлены в таблице 1. Кеттел считает наименования факторов в любом случае приблизительными и пробными, а в практике работы обычно обозначает факторы начальными буквами или номерами. Помимо двенадцати факторов, представленных в таблице 1, Кеттел предложил ряд дополнительных факторов, полученных на основе оценок и опросников. Они включают четыре пропущенные с точки зрения алфавита фактора – D, I, К, и Р, семь факторов (обозначенных от Q1 до Q7), обнаруженных в первую очередь на основе Q-данных, и двенадцать факторов из области психопатологии.
Эти факторы, полученные на основе рейтинга и опросника, подпадают по преимуществу под класс темпераментальных черт, хотя В (интеллект) следует отнести к способностям. Факторы, выявленные на основе объективного тестирования, более свободно распространяются на области динамическую, способностей и темперамента. Пример объективного тестового фактора в области темперамента показан на таблице 2. Здесь представлен набор показателей – и это типично для Кеттела, – хотя определенная когерентность очевидна. Оказывается, что через многие показатели, представленные на табл. 2, проходят темы эмоциональности и конформности. Кеттел сообщил, что фактор коррелирует с психиатрическими показателями тревожности и шкалой тревожности Тейлора.[8]
Таблица 2 – Типичный фактор, полученный на основе Т-данных, (Т) 24, тревожность.
Содержательные показатели Готовность признать ненадежность всего |
Этот частный фактор интересен и по другой причине. Факторы, выявленные Кеттелом на основе L и Q-данных, в целом были сходны, а факторы, полученные на основе Т-данных, от них отличались. Однако, оказывается, что некоторые из факторов, полученных на основе Т-данных, соответствуют факторам второго порядка, выявленным на основе L и Q-данных. Описанный фактор встает в один ряд с темпераментальными факторами второго порядка, также обозначаемым как "тревожность", который нагружает факторы первого порядка C – низкая сила Я, О – склонность к переживанию чувства вины, H – робость и L – подозрительность. Другой случай такого соответствия – фактор, полученный на основе тестовых данных, нагружающий параметры скорости, уверенности и ошибочности, и показывающий соответствие фактору второго порядка "экстраверсия – интроверсия" (или, как предпочитает называть его Кеттел, "эксвия – инвия"). Это фактор второго порядка нагружает F, импульсивность; А, открытость; и H – авантюристичность.
Таким образом, Кеттел полагает, что недостаточное соответствие данных, полученных из разных источников, означает просто, что разным подходам соответствуют разные уровни обобщенности данных, так что следует ожидать не однозначного соответствия факторов, а скорее умеренного уровневого выравнивания. В любом случае, очевидно, что первоначальная надежда Кеттела обнаружить сходные факторные структуры оправдалась лишь частично.
Имея возможность описать личность в терминах способностей, темперамента и других видов черт, Кеттел полагает, можно осуществить это посредством спецификационного уравнения в соответствии с формулой:
R = s\1T\1 + s\2T\2 + s\3T\3 + ...s\nT\n
Это просто означает, что данная реакция может быть предсказана на основе характеристик данного человека (от T\1 до T\n), каждая из которых взвешена по своей важности в настоящей ситуации (ситуационные индексы от s\1 до s\n). Если конкретная черта высоко релевантна данной реакции, соответствующий s будет большим; если черта абсолютно иррелевантна, он будет равен нулю; если черта уменьшает или подавляет реакцию, значение будет отрицательным. Вид уравнения предполагает, что каждая черта имеет независимое и аддитивное воздействие на реакцию. Модель исключительно проста. Кеттел не отрицает, что в конце концов могут потребоваться более разработанные модели; он считает лишь, что простые линейные модели часто позволяют приблизиться к более сложным и дают логическое пространство для начала движения.
Спецификационное уравнение предполагает многомерную репрезентацию как человека, так и психологической ситуации. Человек описывается на основе системы черт, "профиля черт". Психологическая ситуация описывается на основании ситуационных индексов, что образует иной профиль. Вместе они дают предсказание. Кеттел указывает, что спецификационное уравнение можно считать многомерной версией предложенной Куртом Левином формулы поведения как функции от личности и среды: B=f(P,E). В спецификационном уравнении человек P дифференцирован на ряд показателей Т, а психологическая среда – на ряд показателей s.[9]
2.4 Роль наследственности и окружающей среды
Уникальность Кеттела как ученого состоит в том, что он сделал попытку определить сравнительный вклад наследственности и окружающей среды в развитие черт личности. С этой целью он разработал статистическую процедуру — многопрофильный абстрактный вариантный анализ (Multiple Abstract Variance Analysis, MAVA), оценивающий не только наличие или отсутствие генетического влияния, но также и степень обусловленности черт генетическим влиянием или воздействием окружающей среды. Эта процедура предполагает сбор данных о различных проявлениях сходства между однояйцевыми близнецами, выросшими в одной семье; между сиблингами (братьями и сестрами), выросшими в одной семье; однояйцевыми близнецами, воспитанными в разных семьях и родными братьями и сестрами, выросшими врозь. Результаты применения техники MAVA (основанной на использовании личностных тестов для оценки той или иной черты личности) показывают: значение генетических и средовых влияний существенно меняется от черты к черте. Например, данные указывают на то, что около 65-70% вариаций в оценках интеллекта и уверенности в себе можно приписать влиянию генетических факторов, в то время как генетическое воздействие на такие черты, как самосознание и нейротизм, окажется, по всей вероятности, наполовину меньше. В целом, по оценке Кеттела, около двух третей характеристик личности определяется влияниями окружающей среды и одна треть — наследственностью.
Согласно Кеттелу, помимо непосредственного воздействия ситуационных факторов, на поведение людей в значительной мере влияют те группы, к которым они принадлежат (семья, церковь, группы сверстников, коллеги, школа, национальность). Посредством черт личности можно описать не только отдельных людей, но также и социальные группы, членами которых они являются. Диапазон черт, с помощью которых могут быть объективно охарактеризованы группы, называется их синтальностью (syntality). Используя факторный анализ, Кеттел изучал синтальность различных религиозных, учебных и профессиональных групп. Он исследовал также группу черт, составляющих синтальность целых наций . Основные черты, идентифицирующие синтальность стран, включают величину ее территории, моральное состояние, достаток и степень индустриализации. Ни один другой персонолог не сделал столько, сколько Кеттел в направлении детального описания черт, характеризующих общество в целом, а также изучения влияния этих черт на поведение человека.[10]
3. Опросник по методике многофакторного исследования личности
Р. Кеттелла
В настоящее время различные формы 16PF опросника являются наиболее популярным средством экспресс - диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагносцирует черты личности, которые Р. Б. Кеттелл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов — мотивов, потребностей, интересов, ценностей — требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуации.
Рассмотрим вариант опросника С— сокращенный вариант, который следует использовать в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов. Время обследования колеблется от 20 до 50 мин. Способ работы с вопросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального «ключа». (приложение 2, приложение 3) Совпадение ответов «а» и «с» оценивается двумя баллами, совпадение ответа «в» - одним баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор В — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору - 1 2 баллов, по фактору В - 8 баллов; минимальная — 0 баллов.
Тестовый материал: Инструкция. Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных».
Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно. Напишите свою фамилию и прочие данные о себе в верхней части листка для ответов. Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых Вам ответов — тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответов поставьте отчетливый крестик (левая клеточка соответствует ответу «а», средняя — ответу «в», а клеточка справа — ответу «с»).
Если Вам что-нибудь неясно, спросите экспериментатора. Когда будете отвечать на вопросы, все время помните четыре следующих правила:
1. Не нужно много времени тратить на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым приходит к вам в голову.
Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить «среднюю», наиболее типичную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Вы должны затратить на все ответы не более 30 мин.
2. Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным, неопределенным ответам, типа «не знаю», «нечто среднее»...
3. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская.
Возможно, некоторые вопросы окажутся для Вас не очень подходящими, но и в этом случае постарайтесь найти наилучший ответ, наиболее точный. Некоторые вопросы могут показаться личными, но Вы можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального « ключа» , который находится у экспериментатора. Причем, ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут просматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели.
4. Отвечайте честно и искренне
Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.
В этом случае: - Вы сможете лучше узнать себя; — очень поможете нам в нашей работе. Вопросы теста находятся в приложении 1.[11]
Интерпретация факторов
Фактор А — «замкнутость — общительность» При низких оценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей. Он