Факторы, стадии и уровни развития групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание

1. Введение
Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его до самой смерти.
В этой работе будут рассматриваться преимущественно социальные группы.

Работа состоит из  1 файл

Уп.курс.Факторы, стадии и уровни развития групп.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)


                                                       

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Управленческая психология

Тема: Факторы, стадии и уровни развития групп.

 

 

 

 

 

Москва, 2010 – 2011 уч.г.


1.      Введение

Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его до самой смерти.

В этой работе будут рассматриваться преимущественно социальные группы.

В теоретической части своей работы я раскрою тему «Факторы, стадии и уровни развития групп» и некоторые ее дополнительные аспекты.

В практической части решу ситуационную задачу из учебника С.С. Фролова (Социология и психология: учебник), в которой требуется дать характеристику группе.

 

 


2.      Теоретическая часть

В теоретической части я раскрою понятие термина группа и освещу основные аспекты существования групп, в соответствии с темой курсовой работы «Факторы, стадии и уровни развития групп».

2.1.           Понятие «Группа», его возникновение и внедрение в различные области жизни человека.

Термин «группа» используется во многих науках. Одной из таких наук является психология.

В управленческой психологии он применяется преимущественно  для обозначения социальных групп. 

Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Слово «группа» попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo — узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию. Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала 19 в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает». Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологическая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями.

Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса».

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса).


2.2.           Виды групп

Выделяются большие, средние и малые группы. В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Любая организация (крупная или небольшая, коммерческая или некоммерческая, частная или государственная) состоит из множества разнообразных групп, которые можно классифицировать по различным основаниям:

     - по принципу формальности:

         а) формальные;

         б) неформальные;

      - по размеру:

         а) диада (2 человека);

         б) триада (3 человека);

         в) малая группа (до 30 человек);

         г) большая группа (более 30 человек);

      - по длительности существования:

         а) временные;

         б) постоянные;

      - по регулярности и частоте взаимодействия:

         а) первичные;

         б) вторичные;

      - по степени сплоченности:

         а) группа;

         б) команда;

      - по ведущей деятельности:

         а) учебные;

         б) спортивные;

         в) семейные;

         г) управленческие;

         д) производственные и т. д.;

     — по целевой функции:

         а) целевые;

         б) функциональные;

         в) интересов;

         г) референтные (носители образцов поведения).

     — по факту существования:

         а) номинальные;

         б) реальные;

      — по способу существования:

         а) практические;

         б) социальные.

Разные исследователи выделяют различные характе­ристики групп. Но в этом разнообразии есть и общие групповые черты. Н. Смелзер считает, что такими черта­ми являются способ взаимодействия между индивидами, членство в группе определяет чувство принадлежности к ней. Правда, часто это усиливается внешними символа­ми. Например, у «металлистов» — огромное количество металла на одежде в виде цепей, значков. Эта символика может служить дополнительным признаком отождеств­ления себя с группой «металлистов» или противопостав­ления им. Значит, наряду с общими, характерными для всех групп показателями существуют и специфические.

Если учитывать характер взаимоотношений индиви­дов в группе, то можно выделить первичные и вторичные группы. Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов как личностей. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные вза­имоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга прежде всего как личности, име­ют общие надежды и чувства. Во вторичных группах со­циальные контакты носят безличный, односторонний характер. В данном случае необязательны дружеские лич­ностные контакты с другими членами. Здесь суще­ствуют контакты функциональные, производные от со­циальных ролей. Например, отношения мастера участка и подчиненных рабочих не зависят от дружеских отноше­ний между ними.

Первичные группы обычно формируют личность. Каждый находит в ней возможность реализации своих интересов. Каждый член вторичной группы может най­ти в ней эффективный механизм для достижения опре­деленных целей, но часто благодаря потере теплоты взаимоотношений. Например, продавщица, как член кол­лектива работников магазина, должна быть вниматель­ной и вежливой, даже когда клиент не вызывает у нее симпатии, или член спортивной команды при переходе в другую команду знает, что взаимоотношения с колле­гами у него будут сложными, зато перед ним откроется больше возможностей для достижения более высокого положения в данном виде спорта.

Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп. Спортивная команда, студенческая группа всегда внутренне разделены на пер­вичные группы индивидов, симпатизирующих друг дру­гу, на тех, у кого межличностные контакты более или менее часты. При руководстве вторичной группой, как правило, учитываются первичные социальные образова­ния, особенно при выполнении каких-либо заданий, свя­занных с взаимодействием небольшого числа членов группы.

Большинство первичных групп, по мнению социоло­гов, являются неформальными, а вторичных — формаль­ными.

Каждый из нас входит одновременно в огромное чис­ло формальных и неформальных групп, в которых мы занимаем различный социальный статус. Следовательно, один и тот же человек в разных группах может выполнять различные функции и роли, что определяется целью лич­ности, его интересом.

Малая группа может быть как первичной, так и вто­ричной в зависимости от того, какой тип взаимоотноше­ний существует между ее членами. Малые первичные

группы могут иметь различные основания для объедине­ния при условии, что люди должны обязательно сами участвовать в деятельности групп, реализовывать общие цели, поддерживать друг друга.

Кроме того, можно выделить большую группу. В боль­шой группе отсутствуют личностные контакты между все­ми ее членами. Большие группы могут быть только вто­ричными, поскольку именно вторичная группа является более многочисленной, чем первичная. Люди входят во вторичные группы на основе желания получить какие-либо экономические, политические или другие выгоды и преимущества.

Социальная группа может быть формальной или не­формальной. Признаками формальной группы будут рациональная цель, предписанные функции, санкции за нарушение их выполнения, четко сформулированная со­циально-профессиональная структура, определяемая формальными отношениями. Формальная структура су­ществует для того, чтобы обеспечить выполнение офици­альных задач. Если из такой структуры выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимает другой. Неформальная группа выступает результатом личного стремления индивидов к тем или иным контактам и от­личается большей гибкостью по сравнению с формаль­ной. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того, чтобы реализовать свои потребности в общении, уважении, получении помощи. Неформальные связи возникают спонтанно. Например, жители одного подъезда могут образовать неформальную группу пото­му, что имеют общие проблемы и интересы. Неформаль­ные группы, как правило, могут образовываться внутри формальных. Например, два менеджера, работающих в одном отделе и увлекающихся охотой.

Одной из важнейших проблем во многих группах яв­ляется проблема коммуникации между их членами. Не все методы получения информации и ее распределения между индивидами могут приводить к эффективной ра­боте групп. Многие из них отрицательно сказываются на ее сплоченности и возможности совместных действий.

Влияние различных способов коммуникаций на дея­тельность группы было изучено А. Бавеласом. Он устано­вил, что при выполнении несложных заданий в ограни­ченное время наиболее эффективным будет исключение общения членов группы между собой. Они могут контак­тировать только с лидером, который получает информа­цию от всех, перерабатывает ее и выдает управленческие указания. В то время как для выполнения творческих ра­бот, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений, необходимо, чтобы каждый член группы находился в равном положении и мог получить информацию от любого члена группы.

Групповые взаимодействия опосредуются, как прави­ло» нормативным поведением, т. е. взаимодействия меж­ду индивидами часто строятся по образцу, шаблону. Ре­зультатом групповых взаимодействий является сплоченность. Сплоченность возникает, так как суще­ствуют ожидания членов группы того, что их солидар­ность приведет к желаемым последствиям.

 


2.3.           Роли Групп в развитии общества и формировании личности.

Рассмотрим роль социальной группы в развитии общества и формировании личности:

Социализация. Группа является основным фактором, способствующим выживанию человека в обществе. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат.

Инструментальная роль группы.  Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку (профессиональные группы).

Экспрессивный аспект в формировании группы. Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов группы к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Например, компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть и др.

Поддерживающая роль группы. Люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств. Под воздействием группы происходит ослабление некоторых отрицательных эмоций, переживаемых членами группы. Однако некоторые наоборот, могут усилится под воздействием эмоций других членов группы.

Информация о работе Факторы, стадии и уровни развития групп