Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 23:36, курсовая работа
1. Введение
Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его до самой смерти.
В этой работе будут рассматриваться преимущественно социальные группы.
Курсовая работа
По дисциплине: Управленческая психология
Тема: Факторы, стадии и уровни развития групп.
Москва, 2010 – 2011 уч.г.
1. Введение
Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его до самой смерти.
В этой работе будут рассматриваться преимущественно социальные группы.
В теоретической части своей работы я раскрою тему «Факторы, стадии и уровни развития групп» и некоторые ее дополнительные аспекты.
В практической части решу ситуационную задачу из учебника С.С. Фролова (Социология и психология: учебник), в которой требуется дать характеристику группе.
2. Теоретическая часть
В теоретической части я раскрою понятие термина группа и освещу основные аспекты существования групп, в соответствии с темой курсовой работы «Факторы, стадии и уровни развития групп».
2.1. Понятие «Группа», его возникновение и внедрение в различные области жизни человека.
Термин «группа» используется во многих науках. Одной из таких наук является психология.
В управленческой психологии он применяется преимущественно для обозначения социальных групп.
Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Слово «группа» попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo — узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию. Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала 19 в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает». Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологическая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями.
Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса».
Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса).
2.2. Виды групп
Выделяются большие, средние и малые группы. В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.
Любая организация (крупная или небольшая, коммерческая или некоммерческая, частная или государственная) состоит из множества разнообразных групп, которые можно классифицировать по различным основаниям:
- по принципу формальности:
а) формальные;
б) неформальные;
- по размеру:
а) диада (2 человека);
б) триада (3 человека);
в) малая группа (до 30 человек);
г) большая группа (более 30 человек);
- по длительности существования:
а) временные;
б) постоянные;
- по регулярности и частоте взаимодействия:
а) первичные;
б) вторичные;
- по степени сплоченности:
а) группа;
б) команда;
- по ведущей деятельности:
а) учебные;
б) спортивные;
в) семейные;
г) управленческие;
д) производственные и т. д.;
— по целевой функции:
а) целевые;
б) функциональные;
в) интересов;
г) референтные (носители образцов поведения).
— по факту существования:
а) номинальные;
б) реальные;
— по способу существования:
а) практические;
б) социальные.
Разные исследователи выделяют различные характеристики групп. Но в этом разнообразии есть и общие групповые черты. Н. Смелзер считает, что такими чертами являются способ взаимодействия между индивидами, членство в группе определяет чувство принадлежности к ней. Правда, часто это усиливается внешними символами. Например, у «металлистов» — огромное количество металла на одежде в виде цепей, значков. Эта символика может служить дополнительным признаком отождествления себя с группой «металлистов» или противопоставления им. Значит, наряду с общими, характерными для всех групп показателями существуют и специфические.
Если учитывать характер взаимоотношений индивидов в группе, то можно выделить первичные и вторичные группы. Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов как личностей. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства. Во вторичных группах социальные контакты носят безличный, односторонний характер. В данном случае необязательны дружеские личностные контакты с другими членами. Здесь существуют контакты функциональные, производные от социальных ролей. Например, отношения мастера участка и подчиненных рабочих не зависят от дружеских отношений между ними.
Первичные группы обычно формируют личность. Каждый находит в ней возможность реализации своих интересов. Каждый член вторичной группы может найти в ней эффективный механизм для достижения определенных целей, но часто благодаря потере теплоты взаимоотношений. Например, продавщица, как член коллектива работников магазина, должна быть внимательной и вежливой, даже когда клиент не вызывает у нее симпатии, или член спортивной команды при переходе в другую команду знает, что взаимоотношения с коллегами у него будут сложными, зато перед ним откроется больше возможностей для достижения более высокого положения в данном виде спорта.
Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп. Спортивная команда, студенческая группа всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, на тех, у кого межличностные контакты более или менее часты. При руководстве вторичной группой, как правило, учитываются первичные социальные образования, особенно при выполнении каких-либо заданий, связанных с взаимодействием небольшого числа членов группы.
Большинство первичных групп, по мнению социологов, являются неформальными, а вторичных — формальными.
Каждый из нас входит одновременно в огромное число формальных и неформальных групп, в которых мы занимаем различный социальный статус. Следовательно, один и тот же человек в разных группах может выполнять различные функции и роли, что определяется целью личности, его интересом.
Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами. Малые первичные
группы могут иметь различные основания для объединения при условии, что люди должны обязательно сами участвовать в деятельности групп, реализовывать общие цели, поддерживать друг друга.
Кроме того, можно выделить большую группу. В большой группе отсутствуют личностные контакты между всеми ее членами. Большие группы могут быть только вторичными, поскольку именно вторичная группа является более многочисленной, чем первичная. Люди входят во вторичные группы на основе желания получить какие-либо экономические, политические или другие выгоды и преимущества.
Социальная группа может быть формальной или неформальной. Признаками формальной группы будут рациональная цель, предписанные функции, санкции за нарушение их выполнения, четко сформулированная социально-профессиональная структура, определяемая формальными отношениями. Формальная структура существует для того, чтобы обеспечить выполнение официальных задач. Если из такой структуры выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимает другой. Неформальная группа выступает результатом личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того, чтобы реализовать свои потребности в общении, уважении, получении помощи. Неформальные связи возникают спонтанно. Например, жители одного подъезда могут образовать неформальную группу потому, что имеют общие проблемы и интересы. Неформальные группы, как правило, могут образовываться внутри формальных. Например, два менеджера, работающих в одном отделе и увлекающихся охотой.
Одной из важнейших проблем во многих группах является проблема коммуникации между их членами. Не все методы получения информации и ее распределения между индивидами могут приводить к эффективной работе групп. Многие из них отрицательно сказываются на ее сплоченности и возможности совместных действий.
Влияние различных способов коммуникаций на деятельность группы было изучено А. Бавеласом. Он установил, что при выполнении несложных заданий в ограниченное время наиболее эффективным будет исключение общения членов группы между собой. Они могут контактировать только с лидером, который получает информацию от всех, перерабатывает ее и выдает управленческие указания. В то время как для выполнения творческих работ, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений, необходимо, чтобы каждый член группы находился в равном положении и мог получить информацию от любого члена группы.
Групповые взаимодействия опосредуются, как правило» нормативным поведением, т. е. взаимодействия между индивидами часто строятся по образцу, шаблону. Результатом групповых взаимодействий является сплоченность. Сплоченность возникает, так как существуют ожидания членов группы того, что их солидарность приведет к желаемым последствиям.
2.3. Роли Групп в развитии общества и формировании личности.
Рассмотрим роль социальной группы в развитии общества и формировании личности:
Социализация. Группа является основным фактором, способствующим выживанию человека в обществе. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат.
Инструментальная роль группы. Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку (профессиональные группы).
Экспрессивный аспект в формировании группы. Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов группы к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Например, компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть и др.
Поддерживающая роль группы. Люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств. Под воздействием группы происходит ослабление некоторых отрицательных эмоций, переживаемых членами группы. Однако некоторые наоборот, могут усилится под воздействием эмоций других членов группы.