Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 23:36, курсовая работа
1. Введение
Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его до самой смерти.
В этой работе будут рассматриваться преимущественно социальные группы.
2.4. Факторы функционирования групп
Рассмотрим специфические факторы, которые присущи функционированию группы:
Групповая динамика – взаимодействие членов социальной группы между собой. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство; формирование группового мнения; сплоченность группы; групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы.
В настоящее время изучение групповой динамики стимулируется необходимостью помочь организациям в решении проблем управления процессами в группах.
Коммуникации в группе. Влияние различных способов коммуникаций на деятельность группы было изучено А.Бавеласом. Он рассматривал итоги деятельности группы из пяти членов при различных способах коммуникации:
змея
круг
штурвал
паутина игрек
Способы коммуникаций в группах из пяти членов.
А.Бавелас установил, что схемы коммуникаций при выполнении группового задания в значительной степени влияют на результаты действий группы. Например, при выполнении несложных заданий в ограниченное время наиболее эффективным способом коммуникации является «штурвал», так как это исключает общение членов группы между собой. Они могут контактировать только с лидером в центре «штурвала», который получает информацию от всех, перерабатывает ее и выдает управленческие указания. Для выполнения творческих работ, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений, очень хорош способ коммуникации «круг» и т.д. Каждый способ коммуникации, таким образом, приводит к разным результатам групповой деятельности. Использование различных способов в зависимости от ситуации и целей группы позволяет эффективнее решать практические проблемы.
Таким образом, изучение роли, структуры и факторов функционирования социальных групп требуется не только с чисто теоретических позиций, но и для практического применения: на производстве это поможет руководителю повысить эффективность работы; в семье – укрепить узы, связывающие членов семьи и т.д.
2.5. Стадии развития групп
В своем развитии группы, как правило, проходят стандартную последовательность состояний. Эти стадии формирования и развития группы описаны моделью 5-стадий.
С момента своего создания и до момента распада в своем развитии группы, как правило, проходят стандартную последовательность из пяти стадий:
Формирование: Характеризуется высокой степенью неопределенности о назначении, структуре и лидерстве в группе. Члены группы осторожно "щупают воду", стараясь понять что приемлемо, а что нет в данной группе. Стадия закакнчивается, когда участники начинают думать о себе как о части группы.
Шторм: стадия внутригруппового конфликта. Члены группы сопротивляются тем ограничения, которые жизнь в группе накладывает на их индивидуальность. Идет борьба за лидерство и контроль деятельности группы. По окончанию этого этапа выстраивается относительно четкая иерархия лидерства в группе.
Нормализация: формируются тесные отношения между членами группы. Завершение стадии знаменуется укрепление структуры группы и выработкой общего понимания и ожидания относительно корректного поведения со стороны членов группы.
Деятельность: в этой стадии структура группы полностью функциональна и признана всеми участниками. Энергия членов группы теперь направлена не на знакомство и понимание друг-друга, а на выполнение имеющегося у группы задания.
Если группа перманента, ее четвертое состояние является последним. Для временных групп, формируемых под проект/задачу существует пятый этап.
Распад: группа готовится к прекращению своего существования. Высокая производительность не является больше приоритетом номер один. Внимание направляется на "свертывание" деятельности группы. Реакция членов группы может быть различна - одни воодушевлены достижениями группы, другие пребывают в состоянии депрессии по поводу прекращений отношений, которые успели перерасти из рабочих в дружеские.
Однако временные группы, сформированные для работы над проектом, имеющим четкий дэдлайн (время завершения проекта), принципиально отличаются характером своего развития.
Характер развития временных групп, сформированных для работы над проектом, имеющим четкий дэдлайн (время завершения проекта), имеет, как правило, следующий интересный рисунок:
На первой встрече устанавливается направление деятельности группы. Здесь формируются основы правил поведения членов группы и подходов, с помощью которых, будет достигнута реализация группового проекта. Однажды установленные правила приобретают статус "высеченных в камне" и не пересматриваются в течение первой половины жизни группы (фаза 1) .
Однако по прошествии половины отведенного на задание времени в жизни группы происходят серьезные изменения - группа переходит в фазу 2. Этот переход сопровождается концентрированным взрывом изменений, отказом от ранее принятых схем работы и норм поведения и адоптацией новых подходов. Далее снова наступает период инерции, который продолжается до последней встречи участников группы, на которой происходит финальный взрыв активности, направленный на завершение проекта.
2.6. Уровни развития групп
В вполне историческом развитии общества и в определенном развитии групп особенно отдельные порядком социальные общности проходят ряд шагов. Эти этапы соответствуют уровню развитости групп. По классификации Г. Г. Дилигенского таковых уровней три.
Первый — нижний высокий уровень — типологический, характеризуется тем, что члены соответственной группы объективно идентичны меж собой по каким то признакам. Эти признаки могут иметь практически существенное жизненное значение в регуляции личного поведения людей, но не составляют основания для сотворения психической общности. Объединенные по сиим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства.
Примером такового уровня вполне социальной группы являются предприниматели на первых шагах формирования данной вполне социальной группы в нашей стране. Любой из бизнесменов занимался своим делом, осуществлял специфичный вид деятельности; нерасторжимая связь с иными бизнесменами проходила по этим же механизмам взаимодействия, что и со всеми несомненно остальными людьми. Нередко в качестве примера такового уровня развития вполне социальной группы цитируют достаточно проведенный К. Марксом исчерпывающий анализ весьма парциального хозяйства, где вполне отдельная настоящая семья была особенно замкнутой единицей в порядком сельскохозяйственном производстве.
Второй высокий уровень развития вполне социальной группы характеризуется тем, что члены группы понимают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. В примере с бизнесменами этот без сомнения высокий уровень значит, что предприниматели причисляют себя к новейшей вполне социальной общности. Это высокий уровень идентификации.
Третий высокий уровень развития вполне социальной группы подразумевает полная готовность группы к практически совместным действиям во крупное имя групповых целей. Члены группы понимают общность собственных интересов. Класс в для себя как общность перебегает на почти положение класса себе. Предприниматели, к примеру, весьма осознавая общность собственных интересов, хороших от интересов остальных соц общностей, объединяются в ассоциации, союзы, компании, устанавливают совершенно взаимные широкие связи с иными объединениями. На общих собраниях, съездах вырабатывают программу, стратегию и стратегию собственной деятельности. Предпринимательство сформировалось как социальная общность и социально сильное движение в РФ.
Этот высокий уровень развития социальных групп Г. Г. Дилигснский именует уровнем солидарности Можно его обозначить как высокий уровень интегрированности, Уровень развития социально психической общности групп описывает настоящую их громадная роль в общественно вполне историческом процессе в целом, детерминирует всемерное развитие тех либо других социальных действий, событий, явлении. Он представляет психическую практически составляющую общественно исторических явлений.
3. Практическая часть
Определение факторов, стадий и уровней развития групп по ситуационным задачам.
Задача 1:
Рабочий коллектив цеха №5 второго машиностроительного завода ежедневно, в течение 3 лет, работает вместе. После работы тем же составом коллектив играет в футбол. У завода есть собственная команда, состоящая только из работников 5 цеха.
Определите стадию развития группы, которая играет в футбол, ее уровень развития и факторы, повлиявшие на ее возникновение.
Решение:
Так как дедлайна в данном случае нет – группа идет по стандартному пути развития.
Группа, играющая в футбол, находится на стадии деятельности. Она сформирована и активна. Ее лидер не давит на команду, а помогает ее поддерживать.
Группа находится на третьем высоком уровне развития, так как ее члены идентифицируют себя с данной группой, чем – либо схожи между собой и преследуют общие интересы (в данном случае – игра в футбол).
Первоначально на создание группы футболистов повлияли факторы интереса и общей работы. То есть люди, работавшие вместе, прониклись общим интересом и собрались во вторичную группу (первичной в этом случае будет рабочая группа, как координационный центр).
Задача 2:
Рабочий коллектив цеха №5 второго машиностроительного завода ежедневно, в течение 3 лет, работает вместе. После работы тем же составом коллектив играет в футбол. У завода есть собственная команда, состоящая преимущественно из работников 5 цеха. В 4 квартале 2010 года, перед соревнованиями, из 5 цеха был уволен один рабочий. В команде пришлось заменить на работника 8 цеха. Он хороший игрок, но с командой знаком плохо. Команде необходимо подготовиться к соревнованиям за 2 недели.
Определите стадию развития группы, которая играет в футбол, ее уровень развития и факторы, повлиявшие на ее возникновение.
Решение:
В этом случае существует дедлайн подготовки – 2 недели. Однако, если учесть, что возможно долгосрочное сотрудничество, то группа, скорее всего, пойдет по стандартному пути развития.
Так как большая часть группы уже сыграна – пройдет процесс нормализации.
Группа находится на третьем высоком уровне развития, так как ее члены идентифицируют себя с данной группой, чем – либо схожи между собой и преследуют общие интересы (в данном случае – игра в футбол).
Первоначально на создание группы футболистов повлияли факторы интереса и общей работы. То есть люди, работавшие вместе, прониклись общим интересом и собрались во вторичную группу (первичной в этом случае будет рабочая группа, как координационный центр). Так же имел влияние фактор увольнения работника, в связи с которым пришлось заменить одного игрока.
4. Заключение
В своей работе я рассмотрела различные аспекты существования групп, разобрала факторы их возникновения и произвела решение ситуационных задач.
Из всего выше написанного можно сделать вывод, что группа является единым целым, которое формируется по 2 основным моделям. Каждая группа может сформироваться и распасться.
Группы классифицируют по множеству различных признаков.
Факторы развития и распада групп абсолютно различны. До сих пор не выведено четкой классификации групп по факторам развитии, а существуют только поверхностные теории.
5. Список литературы
1. Пособие для подготовки к ЕГЭ 2011: Обществознание, М:2010
2. Классический пример — скульптурная композиция «Лаокоон» родосских мастеров Агесандра, Атенодора и Полидора (ок. 50 г до н. э.)
3. Цит. по: Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии, 1983, № 4, с. 134.
4. Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии, 1983, № 4, с. 133.
5. Ю. Л. Качанов, Н. А. Шматко Проблема реальности в социологии: как возможна социальная группа? // Социологические исследования". 1996. № 12, с. 90-105
6. Нейл Смелзер. «Социология», М.: Феникс, 1994.
7. В.Г.Лукьянов, И.С.Урсу «Социология. Учебное пособие», Ст-П.: 1994.
8. С.С.Фролов «Социология. Учебник для высших учебных заведений», М.: Наука, 1994.
9. Бизнес в Картинках @ www.pribylov.ru
10. С.С. Фролов. Социология и психология: учебник
23