Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:11, курсовая работа
Цель исследования: разработать и методически обосновать программу факультатива для учащихся старшего школьного возраста
Текст лекции
В
психологической науке
Уровни методологического знания
Как следует попытаться решить эту проблему? В трудах методологов науки показано, что любое явление окружающей нас реальности имеет четыре уровня понимания: философский уровень, уровень научной парадигмы, уровень конкретной науки, и уровень концепций, методов и методик исследования, принятых в какой-либо науке. И если мы начнем двигаться по этой иерархии "снизу вверх" – от уровня методик к уровню методов, затем – теорий, концепций и т.д., - нам будет действительно достаточно сложно разобраться в имеющемся на сегодняшний день в научном мире разнообразии подходов к пониманию любого явления.
Поэтому мы попытаемся идти другим путем – "сверху вниз", от общего к частному.
Концепция Б.Г. Ананьева о человеке
Один из наиболее логичных, системных и полных подходов к организации человекознания был разработан российским известнейшим психологом Б.Г. Ананьевым. Он видел растущую дифференциацию изучения человека, видел пагубность этой дифференциации, когда зачастую "за деревьями не видно леса", и попытался, весьма успешно, решить эту проблему.
Борис
Герасимович Ананьев выделил
в системе человекознания четыре
основные понятия: индивид, субъект деятельности,
личность и индивидуальность.
Индивид
Понятие
"индивид" характеризует человека
как единичное природное
Субъект деятельности
Следующее понятие, которой Б.Г. Ананьев счел необходимым ввести для изучения человека, - понятие субъекта деятельности. Оно является как бы переходным к третьему, - к личности. Подробнее мы о личности поговорим позже, а если определить понятие личности как можно более кратко, - то оно, в противоположность индивиду, описывает не природную, а социальную сущность человека. Так вот именно субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Чтобы
полностью уяснить смысл
Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как биологическое существо, во-вторых – как субъект сознательной деятельности, и в-третьих – как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое и формирует последнюю, интегральную характеристику человека — его индивидуальность.
Индивидуальность
Что есть индивидуальность? Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
Таким образом, можно сделать напрашивающийся вывод: человек – это один из наиболее сложных объектов реального мира.
Личность
Одной из составляющих которого является личность. Которая, как уже было сказано, является социальной сущностью человека, образующейся на его биологической основе при "помощи" деятельности. Или, если воспользоваться точным научным определением, - "человеком в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития". Какие качества в своей совокупности образуют личность? Какова, говоря иначе, структура личности?
Структура личности
Обычно в нее включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Позже мы рассмотрим каждое из них более подробно, пока же ограничимся общими определениями.
Способности, темперамент, характер, мотивация, социальные установки
Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент – это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация – это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки – это, в сущности, убеждения людей.
Воля и эмоции
Кроме этого, надо отметить, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Вы знаете, что в структуре психических явлений принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства. В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные. И таким образом, воля и эмоции, на мой взгляд, как и на взгляд ряда известных ученых, имеют все основания для того, чтобы рассматриваться не как составляющие структуры личности, а в рамках психических процессов как самостоятельные явления.
Таким
образом, теперь вы имеете представление
о том, что такое личность, какое
место она занимает в структуре
человековедения согласно взглядам большинства
отечественных психологов, каковы основные
составляющие этого сложного образования.
На следующем занятии мы попытаемся разобраться
в том, как личность развивается.
Приложение 2.
Текст
лекции
На сегодняшний день большинство психологов согласны с тем, что личностью человек не рождается, а становится, - как было говорено на предыдущей лекции, с тем, что личность есть социальная сущность человека. Однако каким образом возникает это образование, каким законам подчиняется его развитие – по этому поводу существуют различные точки зрения. Расхождения вызваны различным пониманием значения общества для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
Теории развития личности
Как уже говорилось, существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления "Я".
Интегративный подход
Однако, помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теории, существует и тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности. Данные концепции развития относят к интегративным концепциям. Мы, как уже говорилось на прошлой лекции, пользуемся в этом лекционном курсе именно подходом "от общего к частному", и поэтому в первую очередь рассмотрим именно эти концепции.
Теория Э. Эриксона
Эпигенетический принцип развития, стадии развития, кризисы развития
Одной
из наиболее известных среди них
в зарубежной психологии является теория,
принадлежащая американскому
8 кризисов развития в теории Э. Эриксона
Э.
Эриксон выделил и описал восемь
следующих жизненных
Аномальное и нормальное развитие в теории Э. Эриксона
Отметим,
что, формируясь и развиваясь как
личность, человек приобретает не
только положительные качества, но и недостатки.
Детально представить в единой теории
всевозможные варианты сочетаний положительных
и отрицательных новообразований практически
невозможно. Ввиду этого Эриксон отобразил
в своей концепции только две крайние
линии личностного развития: нормальную
и аномальную. В чистом виде они в жизни
почти не встречаются, но благодаря четко
очерченным полюсам можно представить
себе все промежуточные варианты личностного
развития человека. Они представлены в
таблице.
Стадия развития | Нормальная линия развития | Аномальная линия развития |
1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года) | Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей | Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция |
2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) | Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека | Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях. Испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развитая речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность |
3. Раннее детство (около 3-5 лет) | Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение | Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения |
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) | Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу | Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач |
5. Половое созревание, подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет) | Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы — планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости | Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках |
Информация о работе Факультатив по психологии "Общее понятие о личности в отечественной психологии"