Факультатив по психологии "Общее понятие о личности в отечественной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать и методически обосновать программу факультатива для учащихся старшего школьного возраста

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Отбор и построение содержания учебной темы на примере лекции

Тема  лекции № 1: "Общее понятие о личности в отечественной психологии"

Цель  лекции: ориентировка обучаемых в основных категориях психологии личности в отечественной психологии.

Тип лекции: вводная лекция

План  лекции:

    1. Вводная часть
    2. Формирование новых понятий и их взаимосвязей.

1. Уровни  методологического знания.

2. Характеристика  понятий "индивид", "субъект  деятельности", "личность", "индивидуальность". Их соотношение.

3. Определение  понятия "личность"

4. Структура  личности.

    1. Контроль и усвоение полученных знаний

Продолжительность лекции: 45 минут

Дидактические единицы и блоки лекции:

Вводный блок

1) Уровни  методологического знания

Концепция Б.Г. Ананьева о человеке

2) Индивид

3) Субъект  деятельности

4) Индивидуальность 

5) Личность

Структура личности

6) Способности

7) Темперамент

8) Характер

9) Мотивация

10) Социальные  установки

11) Воля

12) Эмоции

Способы объединения дидактических единиц в дидактические блоки: дедукция, ступенчатый.

Предполагаемый  способ изложения содержания лекционного материала: объяснительно-иллюстративный.

Тема  лекции № 2: "Формирование и развитие личности"

Цель  лекции: ориентировка обучаемых в основных теориях развития личности в отечественной и зарубежной психологической традициях.

Тип лекции: тематическая лекция

План  лекции:

    1. Вводная часть
    2. Анализ основных теорий развития личности.

1. Теории  развития личности.

2. Интегративный  подход (теория Э. Эриксона).

3. Отечественная деятельностная теория развития личности.

а) Социализация

б) Индивидуализация

в) Инкультурация

    1. Контроль и усвоение полученных знаний

Дидактические единицы и блоки лекции:

Вводный блок

1) Основные  теории развития личности и  противоречия между ними.

Интегративная теория Э. Эриксона

2) Эпигенетический  принцип развития

3) Стадии  развития

4) Кризисы  развития

5) 8 кризисов  развития в теории Э. Эриксона

6) Аномальное  и нормальное развитие в теории  Э. Эриксона

Теории  развития личности в  отечественной психологии

7) Социализация

8) Индивидуализация

9) Воспитание

10) Инкультурация

11) Потребности  как движущая сила развития

Способы объединения дидактических единиц в дидактические блоки: дедукция, ступенчатый.

Предполагаемый  способ изложения содержания лекционного материала: объяснительно-иллюстративный.

Лекция 1. "Общее понятие о личности в отечественной психологии"

План  лекции:

1) Уровни методологического знания

2) Концепция Б.Г.  Ананьева о человеке

а) Индивид

б) Субъект  деятельности

в) Индивидуальность

г) Личность

3) Структура личности

а) Способности

б) Темперамент

в) Характер

г) Мотивация

д) Социальные установки

е) Воля

ж) Эмоции (текст лекции см. Приложение 1.)

Лекция  2. Формирование и развитие личности"

План  лекции:

1) Теории развития  личности

2) Интегративный подход (теория  Э. Эриксона)

а) Эпигенетический  принцип развития

б) Стадии развития

в) Кризисы  развития

г) 8 кризисов развития в теории Э. Эриксона

д) Аномальное и нормальное развитие в теории Э. Эриксона

3) Отечественная деятельностная  теория развития  личности

а) Социализация

б) Индивидуализация

в) Инкультурация (тест лекции см. Приложение 2.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Контроль усвоения психологических знаний

Формы контроля: устный опрос, написание эссе

Цели  контроля: диагностика усвоения знаний, организация и направление самостоятельной работы обучаемых, формирование у обучаемых творческого отношения к учебной деятельности

Контрольные вопросы для лекции № 1:

  1. Дайте определения понятий "индивид", "субъект деятельности", "личность", "индивидуальность" и раскройте их соотношение.
  2. Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия.
  3. Что входит в структуру личности?

Темы  для эссе:

  1. Представление о личности в классическом психоанализе
  2. Представление о личности в гуманистической психологии
  3. Представление о личности в бихевиоризме
  4. Представление о личности в отечественной психологической школе

Контрольные вопросы для лекции № 2:

    1. В чем причина появления интегрированного подхода к пониманию личности?
    2. Как происходит развитие личности в соответствии с теорией Э. Эриксона? Раскройте сущность понятий "стадия развития" и "кризис развития".
    3. Опишите и охарактеризуйте основные кризисы развития личности, описанные Э. Эриксоном.
    4. Опишите основные критерии нормального развития личности в соответствии с теорией Э. Эриксона.
    5. Опишите основные критерии аномального развития личности в соответствии с теорией Э. Эриксона.
    6. Объясните, почему обычно развитие личности человека не соответствует ни одной из описанных Э. Эриксоном линий в точности.
    7. Назовите основные понятия теории развития личности, разработанной в рамках отечественной психологической школы, и объясните их сущность.

Темы  для эссе:

    1. Инкультурация  в современном мире

  1. Социализация и индивидуализация: что важнее для человека?
  2. Воспитание: необходимо ли оно?
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В методике преподавания возрастной  и педагогической психологии очень важно оттенить психологический аспект обучения и воспитания, показывая его отличие от педагогического. Нужно постоянно подчеркивать, что если педагогика отвечает на вопросы «как обучать» и «как воспитывать», то психология, опираясь на закономерности психического развития человека, объясняет, «почему обучать и воспитывать нужно именно так», т. е. научно обосновывает приемы и методы педагогики, которые накоплены в эмпирическом опыте поколений и впервые обобщены в педагогике Я. А. Коменским в его труде «Великая дидактика» (1636-1638) и развиваются последующими представителями педагогической мысли.

   В методике преподавания социальной  психологии не может не учитываться  относительная молодость этой  науки. Первые упоминания о ней относятся к началу нашего века, когда первые попытки создания социально-психологической теории предпринимались представителями психологической школы в социологии.

   При самостоятельном изучении литературы студент может встретиться с разными, иногда взаимоисключающими точками зрения на один и тот же вопрос, потому что наука находится в состоянии развития. Однако для начинающих изучать социальную психологию данное обстоятельство может создать определенные трудности, которые нужно учитывать в методике преподавания. Во-первых, разнообразие мнений, толкований, объяснений одних и тех же явлений, разные подходы к их классификации. Во-вторых, в методическом отношении будет полезно, если преподаватель перечислит имеющиеся в научной литературе разные точки зрения со своими комментариями, что станет для студента ключом для серьезной и увлекательной работы по анализу проблемы. В-третьих, в учебных заданиях студенту будут даны и такие задачи, для решения которых нужно разобраться в нескольких точках зрения на одну и ту же проблему. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

      
  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Просвещение, 1989. – 284 с.
  2. Грецов, А.В. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А.В.Грецов, А.А. Азбель. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
  3. Детская практическая психология / под ред. проф. Марцинковской Т. Д. – М.: Просвещение, 2001. – 428 с.
  4. Дубровина И.В. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова // Начальная школа плюс: до и после. – 2006. - №5.- С.1-6.
  5. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.
  6. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб: Питер Пресс, 2008.– 249 с.
  7. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1980.- 438 с.
  8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С.Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  9. Немов, Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 259 с.
  10. Немов, Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч-ся / Р.С.Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с.
  11. Толстых, И.Э. К вопросу о преподавании психологии в школе. Исторический анализ / И.Э.Толстых // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». -2010. -№1. С.1-9.
  12. Прутченков, А.С. Наедине с собой: психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А.С. Прутченков. – М.: Мысль, 1996. – 385 с.
  13. Психологическая мысль в России: Век просвещения / Под ред. В.А. Кольцовой. — СПб.: Питер, 2001. – 185 с.
  14. Психология детства / Под ред. А.А. Реана. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 350 с.
  15. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.
  16. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям/ А.М. Столяренко. – М.: Изд. В.М.Скакун, 2006. - 448 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1. 

Информация о работе Факультатив по психологии "Общее понятие о личности в отечественной психологии"