Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:11, курсовая работа
Цель исследования: разработать и методически обосновать программу факультатива для учащихся старшего школьного возраста
2.2 Отбор и построение содержания учебной темы на примере лекции
Тема лекции № 1: "Общее понятие о личности в отечественной психологии"
Цель лекции: ориентировка обучаемых в основных категориях психологии личности в отечественной психологии.
Тип лекции: вводная лекция
План лекции:
1. Уровни методологического знания.
2. Характеристика понятий "индивид", "субъект деятельности", "личность", "индивидуальность". Их соотношение.
3. Определение понятия "личность"
4. Структура личности.
Продолжительность лекции: 45 минут
Дидактические единицы и блоки лекции:
Вводный блок
1) Уровни методологического знания
Концепция Б.Г. Ананьева о человеке
2) Индивид
3) Субъект деятельности
4) Индивидуальность
5) Личность
Структура личности
6) Способности
7) Темперамент
8) Характер
9) Мотивация
10) Социальные установки
11) Воля
12) Эмоции
Способы объединения дидактических единиц в дидактические блоки: дедукция, ступенчатый.
Предполагаемый способ изложения содержания лекционного материала: объяснительно-иллюстративный.
Тема лекции № 2: "Формирование и развитие личности"
Цель лекции: ориентировка обучаемых в основных теориях развития личности в отечественной и зарубежной психологической традициях.
Тип лекции: тематическая лекция
План лекции:
1. Теории развития личности.
2. Интегративный подход (теория Э. Эриксона).
3. Отечественная деятельностная теория развития личности.
а) Социализация
б) Индивидуализация
в) Инкультурация
Дидактические единицы и блоки лекции:
Вводный блок
1) Основные теории развития личности и противоречия между ними.
Интегративная теория Э. Эриксона
2) Эпигенетический принцип развития
3) Стадии развития
4) Кризисы развития
5) 8 кризисов развития в теории Э. Эриксона
6) Аномальное
и нормальное развитие в
Теории развития личности в отечественной психологии
7) Социализация
8) Индивидуализация
9) Воспитание
10) Инкультурация
11) Потребности как движущая сила развития
Способы объединения дидактических единиц в дидактические блоки: дедукция, ступенчатый.
Предполагаемый способ изложения содержания лекционного материала: объяснительно-иллюстративный.
План лекции:
1) Уровни методологического знания
2) Концепция Б.Г. Ананьева о человеке
а) Индивид
б) Субъект деятельности
в) Индивидуальность
г) Личность
3) Структура личности
а) Способности
б) Темперамент
в) Характер
г) Мотивация
д) Социальные установки
е) Воля
ж) Эмоции (текст лекции см. Приложение 1.)
Лекция 2. Формирование и развитие личности"
План лекции:
1) Теории развития личности
2) Интегративный подход (теория Э. Эриксона)
а) Эпигенетический принцип развития
б) Стадии развития
в) Кризисы развития
г) 8 кризисов развития в теории Э. Эриксона
д) Аномальное и нормальное развитие в теории Э. Эриксона
3) Отечественная деятельностная теория развития личности
а) Социализация
б) Индивидуализация
в) Инкультурация
(тест лекции см. Приложение 2.)
2.3 Контроль усвоения психологических знаний
Формы контроля: устный опрос, написание эссе
Цели контроля: диагностика усвоения знаний, организация и направление самостоятельной работы обучаемых, формирование у обучаемых творческого отношения к учебной деятельности
Контрольные вопросы для лекции № 1:
Темы для эссе:
Контрольные вопросы для лекции № 2:
Темы для эссе:
1. Инкультурация в современном мире
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В методике преподавания
В методике преподавания
При самостоятельном изучении литературы
студент может встретиться с разными,
иногда взаимоисключающими точками зрения
на один и тот же вопрос, потому что наука
находится в состоянии развития. Однако
для начинающих изучать социальную психологию
данное обстоятельство может создать
определенные трудности, которые нужно
учитывать в методике преподавания. Во-первых,
разнообразие мнений, толкований, объяснений
одних и тех же явлений, разные подходы
к их классификации. Во-вторых, в методическом
отношении будет полезно, если преподаватель
перечислит имеющиеся в научной литературе
разные точки зрения со своими комментариями,
что станет для студента ключом для серьезной
и увлекательной работы по анализу проблемы.
В-третьих, в учебных заданиях студенту
будут даны и такие задачи, для решения
которых нужно разобраться в нескольких
точках зрения на одну и ту же проблему.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
1.
Информация о работе Факультатив по психологии "Общее понятие о личности в отечественной психологии"