Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 04:57, курсовая работа
Интерес к женским проблемам и к тому положению, которое занимает женщина в обществе, возник весьма недавно. Вспомним, например, «государство» Платона, где автор рассуждает об общности образования для мужчин и женщин в целях установления для них равных шансов для участия в управленческих и производственных делах. Кант, Шопенгауэр, Энгельс, Фрейд, Ницше, Розанов, Соловьев, Л.Толстой, Чернышевский, Вейнингер и многие другие философы, психологи, и социологи обращались к вопросу отношений между полами. Сегодня, во многом благодаря тому, что женские и гендерные исследования проводятся на основе феминистских теорий, их традиционная социологическая проблематика значительно расширилась.
В СССР и России можно назвать исследования, посвященные семье, в основном статистико-демографический анализ (К.Васильева и др.).Можно назвать работы этнографов, посвященные этническим особенностям форм семьи, особенностям семейных отношений, семейным обычаям и обрядам, например, Я.С.Смирнова о семье и семейном быте народов Северного Кавказа и т.д. Женский же вопрос до последнего десятилетия у нас не изучался, так как считалось, что в нашей стране он уже решен. О положении женщин в обществе и семье, о необходимости борьбы за женское равноправие много писалось и говорилось в двадцатых годах (В.И.Ленин, А.М.Коллонтай и др.). В более же поздний период сложилась официальная точка зрения, что социализм мы построили¸ женский вопрос решили и проблему закрыли.
Первые шаги систематического изучения социально-психологического аспекта женского вопроса были сделаны только в восьмидесятых годах. К таким исследованиям можно отнести изучение общественного мнения женщин, мотивации их поведения.
На международном
семинаре под эгидой ЮНЕСКО, «Гендерные
исследования: проблемы и сравнительные
перспективы» Галина Силласте выступила
с основным докладом о состоянии массового
женского сознания, отражающего отношение
различных групп женщин к проблемам, событиям,
влияниям социальной действительности.
-12-
Она отметила, что такие исследования ведутся лишь с конца восьмидесятых годов. Также отметила два их направления: во-первых, исследования в рамках социологии семьи, проводимые в НИИ социологии, в которых рассматриваются социальный и демографические аспекты проблемы, мнения женщин о политике и управлении по отношению к семье. Во-вторых, изучение общественного мнения женщин в рамках исследовательского проекта «Женщины и демократизация общества». Первый этап этих исследований был завершен в 1990 году и в 1991 году опубликованы его результаты. По словам Г.Силласте, руководившей этими исследованиями, сделаны попытки использовать их результаты на практике, оказывая помощь властным структурам в выработке и осуществлении программы решения женских проблем в новых условиях. В 1994 году был осуществлен второй этап исследований.
За рубежом
такие же исследования в сфере
образования, просвещения, подготовки
женских кадров, помощи женским движениям
и в социальной работе с женщинами
начались раньше. В США исследования
по проблемам социального
-13-
Фордовкий и
другие фонды выделили значительные
средства на издание новых журналов
и научные исследования. В 1977 году
была учреждена «Национальная
Однако Чемберлен (президент-учредитель национального совета по исследованиям женской проблематики в США) отмечает также трудности в исследованиях по женской тематике и в преподавании, как, прежде всего, недоверие академической общественности к этой проблематике, отношение к ней как к несерьезной и побочной для науки.
Судя по развитию, феминология как наука еще очень молода, опыт научных исследований и образования по женской проблематике короток по времени, невелик даже в наиболее развитых странах. Большое оживление в изучение этих проблем и поиски практических путей их решения внесла программа ООН «Десятилетие для женщины.1975-1985годы». В рамках этой программы были приняты важные документы, оказавшие влияния на политику правительств государств, объединяемых ООН, проведены международные женские конгрессы.
Подводя итоги
можно еще раз отметить сугубую
актуальность активного участия
женщин в решении и локальных
и глобальных проблем человечества. Преодоление
устоявшихся стереотипов обыденного сознания,
касающихся оценки социальных ролей женщин,
преодоление разрыва полов, их явного
и скрытого антагонизма, - важнейший аспект
борьбы за сохранения и дальнейший прогресс
человечества.
-14-
2.2. Ранний феминизм в Англии.
Движение за
уравнение в правах женщин и мужчинами
- феминизм, до недавнего времени
связывали с движением
Проблеме феминизма (и не только английского) в отечественной науке также уделялось недостаточное внимание. Первая работа, посвященная вопросам феминизма вышла в 1993 году. Ее авторы утверждали, что феминизм зародился в результате борьбы женщин за избирательные права во второй половине XIXвека. О раннем же феминизме российские ученые вообще не упоминали. На наш взгляд, это скорей всего объясняется тем, что в нашей стране «историей женщин» начали заниматься лишь в последние годы, да и то пока что больше в историографическом и методологическом плане. Конкретных исторических работ посвященных как «гендерной истории» вообще, так и феминизму, в частности, в отечественной науки практически нет.
Слабая изученность
раннего феминизма при
Своим рождением
ранний феминизм обязан Английской революции
середины XVII века. По утверждению Г.Смит,
феминистские идеи были «напрямую» связаны
с революционной идеологией.
-15-
И хотя интеллектуальные истоки феминизма питались научными изысканиями и рационализмом, однако первые феминистские трактаты, появившееся в середине века, свидетельствовали об их определенно связи с революционными событиями.
Несмотря на то, что ранний феминизм зародился на революционной почве, первые феминистки чаще всего выступали на стороне роялистов и англичан, а не революционеров. Наиболее актуальную позицию в годы революции женщины заняли в борьбе за религиозную свободу. Они выступали за равные религиозные права, указывая на равенство мужчин и женщин перед Богом, на равенство их душ, и делали выводы о необходимости изменения положения женщин в семье и обществе.
Заметное влияние на формирование феминистских идей оказало Просвещение. По утверждению американского ученого Р.Перри, первая феминистка М.Эстелл являлась «естественным результатом английского Просвещения». Новая натурфилософия, ведущая свое происхождение от Р.Декарта и Ф.Бэкона, позволяла Эстел и ее последовательницам смотреть на себя как на разумные существа. Рационализм XVIIв. В особенности учение Декарта, внесли значительный вклад в доказательство теории о равенстве полов, о способности женщины реализовать свои возможности в обществе. Именно рационализм, на взгляд британской исследовательницы К.Роджерс, раскрепостил женщину, поскольку во многом способствовал пробуждению ее самосознания. Под влиянием рационализма женщины стали переосмысливать традиционные взгляды на природу «слабого пола» и его роль в обществе. Имен в рационализме ранние феминистки обрели ту идеологию, которая лучше всего отвечала их стремлению добиться равенства с мужчинами и подготовить основание для обсуждения своего положения в обществе. Так три революции (две буржуазные XVII в. и научная) породили новые идеи и подходы, которые позволили ранним феминисткам создать собственную идеологию.
-16-
Начиная со второй половины XVII столетия англичанки начали выступать в защиту женского образования писать о дискриминации женщины в семье и обществе. Они также обращались к состоятельным соотечественницам с просьбой оказать посильную помощь женщинам-ученым, чтобы те могли раскрыть свои способности и таланты в полной мере. Так впервые ранние феминистки заявили о себе.
Что же представляли собой первые феминистки, каково было их социальное происхождение и положение? Ответы на эти вопросы дает в своей книге Г.Смит. Она насчитала в стюартовкой Англии 12 феминисток, наибольшую известность среди которых приобрели герцогиня Ньюкасл, Б.Мейкин, Х.Вуллей, М.Эстелл, Э.Элстоб, М.Фокс, А.Бен. Социальный состав феминисток был пестрым: аристократки и учительницы, директрисы женских школ и гувернантки. Большинство первых феминисток принадлежало к среднему классу. Среди них были как замужние, так и одинокие женщины, бездетные и обремененные многочисленными чадами матроны. Почти все прослыли убежденными сторонницами англиканской церкви и партии тори. В своих литературных и публицистических произведениях они поднимали проблемы, связанные с подчиненным местом женщины в обществе, ратовали за равные с мужчинами права на образования и брак. Все они были убеждены в том, что женщина не станет равной мужчине в браке, пока не реализует свои возможности как человек и как личности. Всех этих литературных дам, отличала, на взгляд Смит, вера в то, что женщины и мужчины равны по своим умственным способностям. Они пытались изменить отношение к женскому полу не только со стороны мужчин, но и общества в целом.
Таким образом, социальный эффект идей раннего феминизма в общественной мысли Англии в XVII-XVIIIвв. был в определенной мере ограничен (потому-то и ранние феминистки очень скоро были забыты) в силу того, что движение феминисток опережало свое время.
-17-
Тем не
менее, ранние феминистки подготовили
почву для своих
-18-
В заключение
второй главы можно сказать, что у женского
движения-слабого, сравнительно с бурными
60-ми годами, но существующего-есть свои
задачи. Мне нравиться, как пишет о них
М.В.Луи, активистка и теоретик французского
феминизма: «Лично я борюсь не за феминистское
обществ, а за общество, свободное от сексизма,
от патриархата, где будут созданы социальные
условия для свободы всех гражданок и
граждан и где вопросы, которые сегодня
определяют только как «женские», станут
волновать всех и вся. А это, конечно, требует
глубокого преобразования всей совокупности
социальных отношений». Такие задачи сегодня
ставит перед собой женщина – активный
участник текущей истории, ее субъект.
-19-
Заключение
Широкое
распространение гендерных
Спор
о назначении женщины, начатый небольшой
группой феминисток, заявивших миру
в конце 60-хгодов XIX века: «я мыслю, значит,
я существу», сегодня получил завершение
в принятых международным сообществом
документах против ликвидации всех форм
дискриминации женщины, где женщина признается
таким же полноценным субъектом истории,
как и мужчина, и где подчеркивается, что
рождение детей-это право, а не обязанность
женщины, или, иначе говоря, где личность
женщины оценивается выше, чем ее «природное
значение».В известном смысле – это и
признак воплощения идеала «свободы равенства,
братства» в отношениях между мужчиной
и женщиной в нынешнем обществе, и признания
права за свободу за сексуальными меньшинствами,
и возможность хирургического вмешательства
и перемены пола, и техника исскуственного
деторождения. Кстати, один из крупнейших
специалистов в этой области, французский
биолог Ж.Тестар, обсуждая тему «мужской
беременности», вполне доступной технически,
отмечал: «Мы больше никогда не сможем
на традиционный манер рассуждать о «мужском»
и «женском» началах. С Тестаром можно
соглашаться, а можно и спорить. Его мысль
можно принять, если исходить из того,
что «дуальность» пола означает лишь признание
простой противоположности «мужского»
и «женского» начал.
-20-
А можно
и спорить, если принят позицию Н.Бердяева
и вести разговор не о «тайне женственности»,
а о «тайне человека», если видеть
в эротической энергии, устанавливающей
связь между полами, «источник
творчества», «путь выявления красоты»
в мире.
-21-
План
Введение
Глава 1.
Феминология как наука
1.1.
Понятие феминологии как науки