В
регуляции эмоций особое значение имеют
лобная и височная кора. Поражение
лобных долей приводит к глубоким
нарушениям эмоциональной сферы
человека. Преимущественно развиваются
два синдрома: эмоциональная
тупость и растормаживание
низших эмоций и влечений. При этом в
первую очередь нарушаются высшие эмоции,
связанные с деятельностью, социальными
отношениями, творчеством. Эффект сходен
с разрушением миндалины. Передняя лимбическая
кора контролирует эмоциональные интонации;
выразительность речи. После двустороннего
кровоизлияния в этой зоне речь пациента
становится эмоционально невыразительной.
Согласно
современным данным поясная извилина
имеет двусторонние связи со многими
подкорковыми структурами (перегородкой,
верхними буграми четверохолмия, голубым
пятном), а также с различными
областями коры в лобных, теменных
и височных долях. Ее связи, по-видимому,
более обширны, чем у какого-либо
другого отдела мозга. Г. Шеперд предполагает,
что поясная извилина выполняет
функцию высшего координатора различных
систем мозга, вовлекаемых в организацию
эмоций.
В
настоящее время накоплено большое
число экспериментальных и клинических
данных о роли полушарий головного мозга
в регуляции эмоций. Изучение функций
левого и правого полушария обнаружило
существование эмоциональной асимметрии
мозга. По данным В.Л. Деглина, временное
выключение левого полушария электросудорожным
ударом тока вызывает сдвиг в эмоциональной
сфере «правополушарного человека» в
сторону отрицательных эмоций. Настроение
ухудшается, он пессимистически оценивает
свое положение, жалуется на плохое самочувствие.
Выключение таким же способом правого
полушария вызывает противоположный эффект
— улучшение эмоционального состояния.
Т. А. Доброхотова и H.H. Брагина установили,
что больные с поражениями в левом полушарии
тревожны, озабочены. Правостороннее поражение
сочетается с легкомыслием, беспечностью.
Эмоциональное состояние благодушия,
безответственности, беспечности, возникающее
под влиянием алкоголя, связывают с его
преимущественным воздействием на правое
полушарие мозга.
Демонстрация
фильмов разного содержания с
помощью контактных линз в правое
или в левое поле зрения показала,
что правое полушарие быстрее
реагирует на слайды с выражением
печали, а левое — на слайды радостного
содержания. По другим данным правое полушарие
быстрее опознает эмоционально выразительные
лица независимо от качества эмоции. Распознавание
мимики в большей степени связано
с функцией правого полушария. Оно
ухудшается при поражении правого
полушария. Повреждение височной доли,
особенно справа, нарушает опознание
эмоциональной интонации речи. При
выключении левого полушария независимо
от характера эмоции улучшается распознавание
эмоциональной окраски голоса. Экспрессивные
реакции эмоций — мимика, движения
глаз также связывают с функцией
правого полушария. Большинство
исследователей склонны объяснять
эмоциональную асимметрию полушарий
головного мозга как вторичную
эмоциональную специализацию. Согласно
Л.Р. Зенкову, выключение левого полушария
делает ситуацию непонятной, невербализуемой
и, следовательно, эмоционально-отрицательной.
Выключение правого полушария делает
ситуацию простой, ясной, понятной, что
вызывает преобладание положительных
эмоций, то есть нарушение информационных
процессов после отключения одного из
полушарий, вторично сказывается на эмоциогенных
механизмах.
Хорошим
тестом функциональной асимметрии служит
чувство юмора. Исследователи считают,
что понимание юмора предполагает
выполнение двух операций: выделение
неожиданного в повествовании и
сопоставление этого неожиданного
с содержанием текста. У больных
с поражением правого полушария
сохранен первый компонент и нарушен
второй. Это приводит к тому, что
их юмор делается неразборчивым. Когда
им предлагают выбрать самую смешную
из предлагаемых сюжетных картинок, они
готовы смеяться по поводу каждой. Юмор
пациентов с левосторонним поражением
более сходен с юмором здоровых лиц.
Эмоциональная асимметрия мозга
обнаружена и у нормальных здоровых
людей. Для лиц с доминантным
правым полушарием характерна повышенная
тревожность, нейротизм. Преобладание
функций левого полушария, определяемого
по группе двигательных, зрительных и
слуховых методик, сочетается с низкими
значениями тревожности.
Физиологический компонент эмоционального
реагирования.
Характерной
особенностью эмоциональных переживаний
является их тесная связь с телом;
можно сказать, что ни один психический
процесс не связан с ним столь
тесно, как эмоции. Эта связь настолько
интимна, что любое более или
менее сильное эмоциональное
переживание тотчас же вызывает заметные
телесные изменения, причем настолько
очевидные и специфические, что
по ним очень легко угадать
соответствующее эмоциональное
состояние. В качестве примера можно
привести хотя бы эмоцию страха, связанную
со столь своеобразными телесными
изменениями, что узнать испуганного человека
не составляет никакого труда.
Как
и все психические процессы, эмоциональные
состояния являются результатом
деятельности мозга. Переживание человеком
чувств обеспечивается совместной деятельностью
коры и подкорковых центров: возникший
в коре больших полушарий головного
мозга процесс возбуждения (при
восприятии человеком какого-то объекта
как приятного или неприятного)
распространяется на подкорку, где
находятся различные центры физиологической
деятельности организма — дыхательный,
сердечно-сосудистый и другие. Возбуждение
подкорковых центров вызывает усиление
деятельности некоторых внутренних
органов. По опыту мы знаем, что сильные
эмоции связаны с целым рядом
физиологических изменений. Изменения
происходят в сердечной деятельности
и состоянии кровеносных сосудов
— при сильном испуге человек
бледнеет, при смущении часто краснеет,
от стыда «вспыхивает»; в дыхательной
системе дыхание ускоряется или
замедляется, при испуге прерывается;
в системе пищеварения при
неприятных тревожных эмоциях у
человека нередко появляется тяжесть
в желудке; изменения происходят
и в железах внешней секреции
— усиление потоотделения при
некоторых состояниях эмоционального
возбуждения (например, холодный пот
от страха), усиление деятельности слезных
желез (плач при горе, а иногда и
при сильной радости). В подкорковых
областях находятся центры, управляющие
вегетативной нервной системой, с
которой тесно связаны эмоциональные
переживания. Ведущую же роль в эмоциях
и особенно в чувствах выполняет
кора больших полушарий головного
мозга. Именно она регулирует силу и
устойчивость эмоций. И.П. Павлов считал,
что физиологической основой
многих чувств являются нарушения в
деятельности сложившегося динамического
стереотипа, он писал: «Мне кажется, что
часто тяжелые чувства при
изменении обычного образа жизни,
при
прекращении привычных занятий,
при потере близких людей, не говоря
уже об умственных кризисах и ломке
верований, имеют свое физиологическое
основание в значительной степени
именно в изменении, в нарушении
старого динамического стереотипа и в
трудности установки нового».
Эмоции
— это психофизиологический феномен,
поэтому о возникновении
переживания человека можно судить как
по самоотчету человека о переживаемом
им состоянии, так и по характеру изменения
вегетативных показателей (частоте сердечных
сокращений, артериальному давлению, частоте
дыхания и так далее) и психомоторики:
мимике, пантомимике (позе), двигательным
реакциям, голосу. О связи эмоций с физиологическими
реакциями организма писали Аристотель
(эмоциональные процессы реализуются
совместно «душой» и «телом»), Р. Декарт
(страсть, возникающая в душе, имеет своего
«телесного двойника») и другие. Эта связь
давно была подмечена разными народами
и использована в практических целях.
Например, в Древнем Китае подозреваемого
в совершении какого-либо противоправного
поступка заставляли брать в рот щепотку
риса. Затем, после выслушивания им обвинения,
он выплевывал его. Если рис был сухим,
значит у подозреваемого пересохло во
рту от волнения, страха, и он признавался
виновным. В настоящее время на изменении
вегетативных реакций при эмоциогенных
фразах основана проверка подозреваемого
с помощью полиграфа, обычно называемого
«детектором лжи».
Особое
внимание физиологическим проявлениям
уделяли в своей теории эмоций
У. Джемс и Г. Ланге, которые доказывали,
что без физиологических изменений
эмоция не проявляется. Так, Джемс пишет:
«Я совершенно не могу вообразить, что
за эмоция страха останется в нашем
сознании, если устранить из него чувства,
связанные с усиленным сердцебиением,
коротким дыханием, дрожью губ, с расслаблением
членов, «гусиной» кожей и возбуждением
во внутренностях. Может ли кто-нибудь
представить себе состояние гнева и вообразить
при этом тотчас же не волнение в груди,
прилив крови к лицу, расширение ноздрей,
стискивание зубов и стремление к энергичным
поступкам, а, наоборот, расслабленные
мышцы, ровное дыхание и спокойное лицо?».
Автор, по крайней мере, безусловно не
может этого сделать. В данном случае,
по его мнению, гнев должен совершенно
отсутствовать как чувство, связанное
с известными наружными проявлениями,
и можно предположить, что в остатке получится
только спокойное, бесстрастное суждение,
всецело принадлежащее интеллектуальной
области: известное лицо заслуживает наказания.
То же рассуждение применимо и к эмоции
печали; что такое была бы печаль без слез,
рыданий, задержки сердцебиения, тоски,
сопровождаемой особым ощущением под
ложечкой! Лишенное чувственного тона
признание того факта, что известные обстоятельства
весьма печальны, — и больше ничего. То
же самое обнаруживается при анализе любой
другой страсти. Человеческая эмоция,
лишенная всякой телесной подкладки, есть
пустой звук.
Выраженность
физиологических сдвигов зависит
не только от интенсивности эмоционального
реагирования, но и от его знака.
Д. Лайкен (1961 год) приводит сводку экспериментальных
данных об изменении вегетатики, в
том числе и гормонов в крови,
при различных эмоциональных
состояниях. В частности, обнаружено,
что при эмоциях стенического
типа выделяется адреналин (эпинефрин),
а при эмоциях астенического
типа — норадреналин (норэпинефрин).
Однако изучение положительного эмоционального
тона ощущений (удовольствия) затруднено,
так как возникающие при этом
изменения в организме чрезвычайно
бедны. Как показано А. К. Поповым (1963
год), приятные звуки не дают сколько-нибудь
четких кожно-гальванических и сосудистых
реакций, в отличие от неприятных
звуков. Такие же результаты получены
при использовании приятных и
неприятных запахов.
Аналогичные закономерности выявлены
и при гипнотическом внушении человеку
приятных и неприятных сновидений. По
данным А. И. Марениной (1961 год), Е. Дамазера,
Р. Шора и М. Орне (1963 год) приятное внушенное
сновидение не нашло отражения в электроэнцефалограмме
и других физиологических показателях
загипнотизированных субъектов, в то время
как неприятное усилило электрическую
активность мозга за счет увеличения частоты
и амплитуды биопотенциалов, вызвало заметные
изменения в организме. Р. Левинсон (1992
год) обнаружил, что отрицательные эмоции
вызывают более сильные физиологические
реакции, чем положительные, независимо
от пола, возраста и культурной принадлежности.
По
данным Н. М. Труновой (1975 год), отрицательная
эмоциональная реакция может
вызывать как увеличение частоты
сердечных сокращений, так и снижение.
Снижение этого показателя чаще всего
наблюдается и при положительной
эмоции, но менее значительное, чем
при отрицательной эмоции. Однако
понятия «более», «менее» весьма
относительны и вряд ли могут служить
надежным критерием для различения
эмоциональных реакций разного
знака. Кроме того, и КГР повышалась
в эксперименте Н. М. Труновой как
при отрицательных, так и при
положительных переживаниях испытуемых.
Таким образом, одна и та же эмоция
может сопровождаться у разных людей
противоположными изменениями вегетатики,
а, с другой стороны, разные эмоции могут
сопровождаться одинаковыми вегетативными
сдвигами.
Лазарус
(1970 год) ввел понятие «индивидуальный
реактивный стереотип», то есть предрасположенность
человека реагировать определенным образом
на наличие эмоционального напряжения
(стресса). Один человек может постоянно
реагировать повышением артериального
давления без изменения частоты сердечных
сокращений, другой обнаружит учащение
пульса и падение артериального давления,
у третьего наибольшая реактивность проявится
по кожно-гальванической реакции при неизменяющихся
ЧСС и АД. Особый тип эмоционального реагирования
имеется у маленьких детей в виде «аффективных
респираторных судорог». В народе их
называют «родимчиком». Первым описал
припадок «родимчика» Ж.-Ж. Руссо: «Я никогда
не забуду, как однажды я видел одного
крикуна, которого нянька поколотила.
Сразу он затих, я подумал, что он испугался...
Но я ошибся, несчастный задохнулся от
гнева, я видел, как он сделался кроваво-красным.
Через мгновение раздался раздирающий
крик; все негодование и отчаяние этого
возраста были в этом крике». Аффективные
респираторные судороги появляются большей
частью у детей 2-3 лет и для их появления
достаточны испуг, обида, плач и другие
отрицательные эмоции. Физиологическое
объяснение этим приступам состоит в том,
что при очень сильном возбуждении суживается
голосовая щель для того, чтобы через нее
проходило меньше воздуха и тем самым
меньше раздражались заложенные в голосовых
связках рецепторы. Таким образом, организм
путем саморегуляции стремится ослабить
центростремительный поток импульсов
в центральную нервную систему.
Направленность
изменения электрических потенциалов
мозга также зависит от знака
эмоционального реагирования. М. А. Нуцубидзе
(1964 год) выявлено, что болевое раздражение
сопровождается десинхронизацией электрической
активности гиппокампа, а проглаживание
животного ведет к синхронизации
биоэлектрических потенциалов. По данным
Л. Я Дорфмана (1986 год), эмоциональным
переживаниям различной модальности,
активности и напряжению соответствует
различная биоэлектрическая активность
мозга, находящая отражение на ЭЭГ.
По мере увеличения энергии в альфа,
бета-1 и бета-2 полосах ЭЭГ модальность
переживания изменяется в направлении
от радости к печали. По мере увеличения
энергии в бета-1 и бета-2 полосах
ЭЭГ снижается эмоциональная
активность, а по мере роста энергии
в бета-2 полосе возрастает эмоциональное
напряжение. Наличие при выраженных
эмоциональных переживаниях физиологических
изменений дает основание рассматривать
эмоциональные реакции как состояния.
Однако в отличие от переживаний, дающих
качественную и модальностную характеристику
возникшей эмоциональной реакции, физиологические
изменения такую возможность предоставляют
не всегда.
У
человека, переживающего эмоцию, можно
зафиксировать изменение электрической
активности мышц лица. Некоторые изменения
наблюдаются при этом и в электрической
активности мозга, в функционировании
кровеносной и дыхательной систем (Симонов,
1975 год). Пульс разгневанного или испуганного
человека может на 40-60 ударов в минуту
превышать нормальный (Рузалова, 1975 год).
Столь резкие изменения соматических
показателей при переживании человеком
сильной эмоции указывают на то, что в
этом процессе задействованы практически
все нейрофизиологические и соматические
системы организма. Эти изменения неизбежно
сказываются на восприятии, мышлении и
поведении индивида, и в крайних случаях
могут приводить к соматическим и психическим
нарушениям. Эмоция активирует вегетативную
нервную систему, которая в свою очередь
воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную
системы. Разум и тело требуют действия.
Если же адекватное эмоции поведение по
тем или иным причинам невозможно для
индивида, ему грозят психосоматические
расстройства. Но совсем не обязательно
переживать психосоматический криз, чтобы
почувствовать, насколько мощное влияние
оказывают эмоции практически на все соматические
и физиологические функции организма.
Влияние эмоций на физиологию человека
подробно обсуждается в недавней работе
Томпсона (1988 год).