Физиологические механизмы внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 15:32, реферат

Описание

Физиологические механизмы внимания - нейрофизиологические структуры мозга разного уровня, обеспечивающие генерализованную и локальную активацию коры больших полушарий. При корковой активации, которая фиксируется на ЭЭГ в виде реакции десинхронизации (блокада альфа - ритма - ), происходит снижение порогов восприятия - и возрастание скорости протекания нервных процессов. При привлечении внимания - к стимулу происходит формирование локальных функциональных корковых объединений, соответствующих реализуемой деятельности - . При реализации какой - либо цели происходит избирательная активация областей коры и их функциональное объединение под контролем лобных отделов коры.

Работа состоит из  1 файл

срс.docx

— 28.12 Кб (Скачать документ)

Физиологические механизмы внимания - нейрофизиологические структуры мозга разного уровня, обеспечивающие генерализованную и  локальную активацию коры больших  полушарий. При корковой активации, которая фиксируется на ЭЭГ в  виде реакции десинхронизации (блокада  альфа - ритма - ), происходит снижение порогов восприятия - и возрастание скорости протекания нервных процессов. При привлечении внимания - к стимулу происходит формирование локальных функциональных корковых объединений, соответствующих реализуемой деятельности - . При реализации какой - либо цели происходит избирательная активация областей коры и их функциональное объединение под контролем лобных отделов коры. 
 

Физиологической основой внимания является механизм взаимодействия основных нервных процессов (возбуждения и торможения) в коре головного мозга.

Как известно, по закону отрицательной индукции нервный  процесс возбуждения в одних  участках коры головного мозга вызывает процесс торможения в других участках коры, что создает такие условия, при которых устраняется влияние  посторонних раздражителей на основной, рабочий участок и тем самым  снижается общее напряжение организма. Торможение в одних участках коры усиливает очаг возбуждения в  других участках, возбуждение достигает  своей наибольшей, оптимальной величины и носит название оптимального очага  возбуждения.

И. П. Павлов прибегает  к образному сравнению для  того, чтобы объяснить этот сложный  процесс. «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».

Это «светлое пятно» соответствует оптимальному очагу  возбуждения, а «затемненное» —  участкам, находящимся в заторможенном  состоянии. Очаг оптимального возбуждения  коры головного мозга находится  в состоянии движения и перемещения.

В участках коры головного мозга, находящихся в  состоянии оптимального возбуждения, создаются наиболее благоприятные  условия, обеспечивающие наилучшее  протекание познавательной и творческой деятельности. Установлено, что наилучшее  внимание в процессе мыслительной деятельности осуществляется успешно в обстановке, когда, помимо основного раздражителя (создающего оптимальный очаг возбуждения  в коре), действуют еще и слабые побочные раздражители, которые обычно усиливают действие основного раздражителя. Это объясняется тем, что для  создания рабочего оптимального очага  возбуждения большой интенсивности действующий господствующий раздражитель оказывается недостаточным и усиление его идет через, добочные раздражители. И. М. Сеченов пришел к выводу, что полная тишина не повышает, а снижает эффект умственной работы, так как сосредоточить внимание на работе становится очень трудно.

Он приводит пример: в одной крупной библиотеке создали комнаты для научной  работы; в эти комнаты не проникали  никакие посторонние звуки извне, а звуки, возникающие в самой  комнате, поглощались. Стояла полная тишина. В этих комнатах никто продуктивно  работать не мог — постепенно у  людей возникало сонливое состояние  — торможение.

Экспериментальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители (стук метронома, тиканье настенных часов и  др.) не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Легкий шум, который  доносится в комнату, шорохи листьев  и другие слабые звуки не только не разрушают внимания, но иногда даже способствуют усилению его. Не способствуют улучшению внимания сильные раздражители или раздражители, вызывающие значительный интерес у человека (например, радио, телевизор, музыка). Интересно отметить, что сами учащиеся (особенно младшего школьного возраста) часто не осознают отрицательного влияния некоторых  раздражителей на их учебную деятельность. Эти школьники уверяют, что внимательно  занимаются и им не мешает радио, телевизор  или музыка. Однако экспериментальные  данные показывают, что в этих условиях значительно снижается качество (больше ошибок, поправок) и количество (число сделанных примеров и задач, написанных предложений) учебной работы учащихся. Особенно сильным раздражителем, отвлекающим внимание учащихся при  подготовке домашних заданий, является телевизор. Поэтому надо соблюдать правило: пока школьник готовит уроки, телевизор в комнате должен быть выключен.

В коре головного  мозга человека в любой момент имеется оптимальный очаг возбуждения (за исключением случаев полного  сна); этим объясняется то, что человек  всегда к чему-нибудь внимателен. Отсутствие внимания — это обычно не туда направленное внимание, не на ту деятельность, которой  должен заниматься учащийся.

Человек не рождается  с определенными качествами внимания. В процессе формирования личности развиваются  и специфические особенности  внимания, не отделимые от свойств личности.

В ходе обучения и воспитания ребенка, в процессе его деятельности, под влиянием

определенных  условий жизни формируются все  характерные особенности его  личности. Изменение деятельности, изменение образа жизни влекут за собой и изменения качеств  и особенностей внимания.

У людей различных  профессий легко можно заметить определенные качества внимания, связанные  с особенностями их трудовой деятельности. Мы ехали в поезде; в купе, кроме  нас, была пожилая женщина и отец с сыном-школьником. Прошло некоторое  время, женщина заговорила с мальчиком, а затем сказала ему: «Перешел в IV класс, а по арифметике занимаешься  ты неважно, да и читаешь мало».

Отец посмотрел  на нее с удивлением. Женщина охотно открыла свой «секрет» — по каким признакам она сделала эти выводы, наблюдая за поведением мальчика. «Вы — учительница», — догадался мужчина.

Внимание учительницы  привлекли характерные особенности  поведения и речи мальчика, которые  никто не заметил. Профессия учительницы  сказалась на некоторых специфических  особенностях ее внимания.

Внимание неотделимо от направленности и интересов личности, от потребностей человека, оно может  возникать по мотивам познавательным и нравственным. У человека возникает  внимание к объектам и явлениям, познание которых его интересует, которые имеют для него существенное значение. Когда человек ставит перед  собой цель быть внимательным, руководствуясь нравственными мотивами, он прежде всего исходит из своих убеждений, мировоззрения — это проявляется обычно в чуткости, заботливости по отношению к другим людям. Во внимании проявляются нравственные черты человека — один не замечает, что товарищ нуждается в помощи, другой, наоборот, проявляет внимание; один, сидя в автобусе, не замечает, что надо уступить место старому человеку, другой — сразу это делает.

Внимательность  человека часто проявляется как  черта характера, как выражение  привычной формы поведения. Внимательность выражает отношение людей друг к  другу, проявляется в отношении  к труду, к учению, в отношении  к себе и к другим людям. Ведь недаром  бытуют у нас такие выражения  — «быть внимательным» или  «быть невнимательным к людям».

Внимание заметно выражено и в волевых действиях человека; он сознательно мобилизует свое внимание, делая волевое усилие, или ослабляет внимание. Неотделимо внимание и от настойчивости: добиться поставленной цели в труде, учении, преодолевать трудности можно только при организованном внимании. Ярко выступает внимание в целеустремленных действиях человека при планировании, самоконтроле.

Итак, внимательность отражает общую направленность личности, ее активность, отражает отношение  личности к деятельности, к людям, к самому себе. Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и  произвольным (преднамеренным). Возникает  непроизвольное внимание вследствие особенностей действующих на нас раздражителей. К таким особенностям раздражителей относятся:

1. Сила раздражителя — сильный звук, выделяющийся среди других звуков, яркий свет или цвет, резкий запах; при этом важное значение имеет относительная сила раздражителя (в полной тишине — легкий шорох привлекает внимание, в шуме городской улицы не привлекает внимания даже сильный сигнал); контрастность между раздражителями (среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов — темный и т. д.).

2. Новизна, необычность  раздражителя.

3. Динамичность (подвижность) раздражителя.

Непроизвольное  внимание возникает не только в зависимости  от особенностей раздражителя, но и  от состояния самого человека, которое  связано с его потребностями, интересами, настроением, прежним, опытом и отношением к тому, что воздействует на него. Приведем пример из записей  учительницы.

«Это было 12 апреля 1961 г. В классе стояла полная тишина. Ребята сосредоточенно работали, писали творческий диктант. В коридоре раздался крик: «Человек в космосе!» Работа прекратилась, ученики закричали, вскочили со своих мест. Напрасны были мои  старания вернуть ребят к рабочему состоянию и переключить их внимание на диктант. Я прекратила работу по письму и стала беседовать с ребятами о том событии, которое так  взволновало их и меня. В это  время включили репродуктор —  послышался голос Левитана, передавали сообщение ТАСС. Класс замер, ребята как бы застыли и глаза их

были устремлены к репродуктору».

Внимание к  сообщению о полете космонавта возникло у ребят непреднамеренно, непроизвольно, помимо их желания и воли; оно  сохранялось без всякого напряжения с их стороны; сильные чувства, вызванные  сообщением, поддерживали внимание. Внимание возникло потому, что характер внешнего раздражителя (голос в коридоре — «Человек в космосе!») вследствие его особенностей (сила, необычайность, новизна, контрастность) создали тот эмоциональный тонус, который поддерживает внимание.

Помимо воздействия  раздражителя, непроизвольное внимание ребят поддерживалось их общим состоянием. Первое сообщение у них вызвало  потребность узнать, что произошло, интерес к замечательному событию. Появилось приподнятое, бодрое настроение, которое создало определенное эмоциональное  отношение к воспринимаемому.

Начальной формой непроизвольного внимания обычно является ориентировочный рефлекс — рефлекс  на новизну. И. П. Павлов называл его  — рефлекс «Что такое?» «Происходящие  изменения в окружающей среде  — новый, сильный раздражитель —  вызывает соответствующие реакции  организма. И мы, и животные при  малейшем колебании окружающей среды  устанавливаем соответствующий  рецепторный аппарат по направлению  к агенту колебания».

Ориентировочный рефлекс дает сигнал о характере  действующего раздражителя. Создается  обстановка для лучшей работы анализаторов и для восприятия предмета. Произвольное внимание возникает вследствие сознательно  поставленной цели: направить внимание на определенный объект или явление  действительности. Оно связано с  волевым усилием.

Произвольное  внимание возникло и сформировалось у человека под влиянием труда  и общественной деятельности; без  способности направлять и поддерживать внимание в процессе труда невозможно осуществлять трудовую деятельность, как бы интересна она ни была.

Всякая трудовая деятельность требует постановки и  осознания цели, организации и  готовности выполнять эту деятельность и затем подчинения цели всех своих  действий, в течение всего времени  труда, т. е. сохранять устойчивость внимания. В этом и выражается произвольность внимания на все время, пока человек  трудится.

В процессе интеллектуальной деятельности также требуется ясно поставленная цель, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы.

Произвольное  и непроизвольное внимание тесно  связаны между собой, произвольное внимание может перейти в непроизвольное, а непроизвольное может стать произвольным. Приведем пример.

Школьник слушает  объяснение учителя только потому, что знает — его должны спросить и ему нужно будет рассказать все, о чем говорил на уроке  учитель. Установка на слушание и  мотивы, побуждающие школьника слушать  объяснение, делают рассказ учителя  заранее неинтересным для ученика; но слушать надо, и учащийся, проявляя волевое усилие, слушает объяснение, сосредоточивает внимание на рассказе и поддерживает внимание только волевыми усилиями. Такое внимание произвольное.

Но объяснение учителя оказалось интересным и ученик постепенно стал слушать урок без напряжения; он теперь внимателен иначе — его внимание непроизвольное. Через, некоторое время объяснение учителя кажется ученику уже неинтересным — он отвлекается, но, вспомнив о том, что должен слушать, делает над собой усилие и слушает внимательно. Внимание опять становится произвольным.

Сохранение устойчивого  произвольного внимания зависит  от ряда условий.

1. Осознание  долга и обязанностей при выполнении  деятельности. Осознание учеником  долга — хорошо учиться —  вызывает у него волевое, произвольное  внимание в тех случаях, когда  другие желания отвлекают его  от учения.

2. Отчетливое  понимание цели и задачи выполняемой  деятельности. Учащийся должен хорошо  представлять себе, для чего надо  быть внимательным. Например, учительница  говорит, что надо следить по  учебнику, когда читают текст другие ученики. Школьник не выполняет этого требования, так как не осознает, зачем это нужно. Тогда учительница ставит перед ним задачу более четко: следи, как читает товарищ, заметишь ошибки, будешь их исправлять. Теперь школьник внимательно следит за чтением — он осознал необходимость быть внимательным.

Информация о работе Физиологические механизмы внимания