Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 15:32, реферат
Физиологические механизмы внимания - нейрофизиологические структуры мозга разного уровня, обеспечивающие генерализованную и локальную активацию коры больших полушарий. При корковой активации, которая фиксируется на ЭЭГ в виде реакции десинхронизации (блокада альфа - ритма - ), происходит снижение порогов восприятия - и возрастание скорости протекания нервных процессов. При привлечении внимания - к стимулу происходит формирование локальных функциональных корковых объединений, соответствующих реализуемой деятельности - . При реализации какой - либо цели происходит избирательная активация областей коры и их функциональное объединение под контролем лобных отделов коры.
Физиологические
механизмы внимания - нейрофизиологические
структуры мозга разного
Физиологической основой внимания является механизм взаимодействия основных нервных процессов (возбуждения и торможения) в коре головного мозга.
Как известно, по
закону отрицательной индукции нервный
процесс возбуждения в одних
участках коры головного мозга вызывает
процесс торможения в других участках
коры, что создает такие условия,
при которых устраняется
И. П. Павлов прибегает к образному сравнению для того, чтобы объяснить этот сложный процесс. «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».
Это «светлое пятно» соответствует оптимальному очагу возбуждения, а «затемненное» — участкам, находящимся в заторможенном состоянии. Очаг оптимального возбуждения коры головного мозга находится в состоянии движения и перемещения.
В участках коры
головного мозга, находящихся в
состоянии оптимального возбуждения,
создаются наиболее благоприятные
условия, обеспечивающие наилучшее
протекание познавательной и творческой
деятельности. Установлено, что наилучшее
внимание в процессе мыслительной деятельности
осуществляется успешно в обстановке,
когда, помимо основного раздражителя
(создающего оптимальный очаг возбуждения
в коре), действуют еще и слабые
побочные раздражители, которые обычно
усиливают действие основного раздражителя.
Это объясняется тем, что для
создания рабочего оптимального очага
возбуждения большой
Он приводит
пример: в одной крупной библиотеке
создали комнаты для научной
работы; в эти комнаты не проникали
никакие посторонние звуки
Экспериментальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители (стук метронома, тиканье настенных часов и др.) не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Легкий шум, который доносится в комнату, шорохи листьев и другие слабые звуки не только не разрушают внимания, но иногда даже способствуют усилению его. Не способствуют улучшению внимания сильные раздражители или раздражители, вызывающие значительный интерес у человека (например, радио, телевизор, музыка). Интересно отметить, что сами учащиеся (особенно младшего школьного возраста) часто не осознают отрицательного влияния некоторых раздражителей на их учебную деятельность. Эти школьники уверяют, что внимательно занимаются и им не мешает радио, телевизор или музыка. Однако экспериментальные данные показывают, что в этих условиях значительно снижается качество (больше ошибок, поправок) и количество (число сделанных примеров и задач, написанных предложений) учебной работы учащихся. Особенно сильным раздражителем, отвлекающим внимание учащихся при подготовке домашних заданий, является телевизор. Поэтому надо соблюдать правило: пока школьник готовит уроки, телевизор в комнате должен быть выключен.
В коре головного мозга человека в любой момент имеется оптимальный очаг возбуждения (за исключением случаев полного сна); этим объясняется то, что человек всегда к чему-нибудь внимателен. Отсутствие внимания — это обычно не туда направленное внимание, не на ту деятельность, которой должен заниматься учащийся.
Человек не рождается с определенными качествами внимания. В процессе формирования личности развиваются и специфические особенности внимания, не отделимые от свойств личности.
В ходе обучения и воспитания ребенка, в процессе его деятельности, под влиянием
определенных условий жизни формируются все характерные особенности его личности. Изменение деятельности, изменение образа жизни влекут за собой и изменения качеств и особенностей внимания.
У людей различных профессий легко можно заметить определенные качества внимания, связанные с особенностями их трудовой деятельности. Мы ехали в поезде; в купе, кроме нас, была пожилая женщина и отец с сыном-школьником. Прошло некоторое время, женщина заговорила с мальчиком, а затем сказала ему: «Перешел в IV класс, а по арифметике занимаешься ты неважно, да и читаешь мало».
Отец посмотрел на нее с удивлением. Женщина охотно открыла свой «секрет» — по каким признакам она сделала эти выводы, наблюдая за поведением мальчика. «Вы — учительница», — догадался мужчина.
Внимание учительницы
привлекли характерные
Внимание неотделимо от направленности и интересов личности, от потребностей человека, оно может возникать по мотивам познавательным и нравственным. У человека возникает внимание к объектам и явлениям, познание которых его интересует, которые имеют для него существенное значение. Когда человек ставит перед собой цель быть внимательным, руководствуясь нравственными мотивами, он прежде всего исходит из своих убеждений, мировоззрения — это проявляется обычно в чуткости, заботливости по отношению к другим людям. Во внимании проявляются нравственные черты человека — один не замечает, что товарищ нуждается в помощи, другой, наоборот, проявляет внимание; один, сидя в автобусе, не замечает, что надо уступить место старому человеку, другой — сразу это делает.
Внимательность человека часто проявляется как черта характера, как выражение привычной формы поведения. Внимательность выражает отношение людей друг к другу, проявляется в отношении к труду, к учению, в отношении к себе и к другим людям. Ведь недаром бытуют у нас такие выражения — «быть внимательным» или «быть невнимательным к людям».
Внимание заметно выражено и в волевых действиях человека; он сознательно мобилизует свое внимание, делая волевое усилие, или ослабляет внимание. Неотделимо внимание и от настойчивости: добиться поставленной цели в труде, учении, преодолевать трудности можно только при организованном внимании. Ярко выступает внимание в целеустремленных действиях человека при планировании, самоконтроле.
Итак, внимательность отражает общую направленность личности, ее активность, отражает отношение личности к деятельности, к людям, к самому себе. Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Возникает непроизвольное внимание вследствие особенностей действующих на нас раздражителей. К таким особенностям раздражителей относятся:
1. Сила раздражителя — сильный звук, выделяющийся среди других звуков, яркий свет или цвет, резкий запах; при этом важное значение имеет относительная сила раздражителя (в полной тишине — легкий шорох привлекает внимание, в шуме городской улицы не привлекает внимания даже сильный сигнал); контрастность между раздражителями (среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов — темный и т. д.).
2. Новизна, необычность раздражителя.
3. Динамичность (подвижность) раздражителя.
Непроизвольное внимание возникает не только в зависимости от особенностей раздражителя, но и от состояния самого человека, которое связано с его потребностями, интересами, настроением, прежним, опытом и отношением к тому, что воздействует на него. Приведем пример из записей учительницы.
«Это было 12 апреля 1961 г. В классе стояла полная тишина. Ребята сосредоточенно работали, писали творческий диктант. В коридоре раздался крик: «Человек в космосе!» Работа прекратилась, ученики закричали, вскочили со своих мест. Напрасны были мои старания вернуть ребят к рабочему состоянию и переключить их внимание на диктант. Я прекратила работу по письму и стала беседовать с ребятами о том событии, которое так взволновало их и меня. В это время включили репродуктор — послышался голос Левитана, передавали сообщение ТАСС. Класс замер, ребята как бы застыли и глаза их
были устремлены к репродуктору».
Внимание к
сообщению о полете космонавта возникло
у ребят непреднамеренно, непроизвольно,
помимо их желания и воли; оно
сохранялось без всякого
Помимо воздействия раздражителя, непроизвольное внимание ребят поддерживалось их общим состоянием. Первое сообщение у них вызвало потребность узнать, что произошло, интерес к замечательному событию. Появилось приподнятое, бодрое настроение, которое создало определенное эмоциональное отношение к воспринимаемому.
Начальной формой
непроизвольного внимания обычно является
ориентировочный рефлекс —
Ориентировочный рефлекс дает сигнал о характере действующего раздражителя. Создается обстановка для лучшей работы анализаторов и для восприятия предмета. Произвольное внимание возникает вследствие сознательно поставленной цели: направить внимание на определенный объект или явление действительности. Оно связано с волевым усилием.
Произвольное внимание возникло и сформировалось у человека под влиянием труда и общественной деятельности; без способности направлять и поддерживать внимание в процессе труда невозможно осуществлять трудовую деятельность, как бы интересна она ни была.
Всякая трудовая деятельность требует постановки и осознания цели, организации и готовности выполнять эту деятельность и затем подчинения цели всех своих действий, в течение всего времени труда, т. е. сохранять устойчивость внимания. В этом и выражается произвольность внимания на все время, пока человек трудится.
В процессе интеллектуальной деятельности также требуется ясно поставленная цель, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы.
Произвольное и непроизвольное внимание тесно связаны между собой, произвольное внимание может перейти в непроизвольное, а непроизвольное может стать произвольным. Приведем пример.
Школьник слушает объяснение учителя только потому, что знает — его должны спросить и ему нужно будет рассказать все, о чем говорил на уроке учитель. Установка на слушание и мотивы, побуждающие школьника слушать объяснение, делают рассказ учителя заранее неинтересным для ученика; но слушать надо, и учащийся, проявляя волевое усилие, слушает объяснение, сосредоточивает внимание на рассказе и поддерживает внимание только волевыми усилиями. Такое внимание произвольное.
Но объяснение учителя оказалось интересным и ученик постепенно стал слушать урок без напряжения; он теперь внимателен иначе — его внимание непроизвольное. Через, некоторое время объяснение учителя кажется ученику уже неинтересным — он отвлекается, но, вспомнив о том, что должен слушать, делает над собой усилие и слушает внимательно. Внимание опять становится произвольным.
Сохранение устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий.
1. Осознание
долга и обязанностей при
2. Отчетливое
понимание цели и задачи