Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:32, реферат
Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.
Введение…………………………………………………………………..…...... 3
1. Структура психики человека………………………………………….…...... 5
2. Основные психические процессы человека……………………………....... 7
3. Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей….......... 14
4. Психические свойства человека………………………………………...….. 19
Заключение……………………………………………………………………... 24
Список используемой литературы………………………………….…...…..... 25
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Структура психики человека…………
2. Основные психические
процессы человека……………………………..
3. Психические состояния.
Их воздействие на
4. Психические свойства человека………………………………………...….. 19
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….…...….
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной контрольной работы «Основные формы проявления психики человека» занимает важное место при изучении психологии личности в рамках дисциплины «Психология и педагогика».
Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.
Проблемное изложение
темы обуславливается тем, что проявления
психики человека нельзя рассматривать
только через изучение деятельности
мозга. Конечно, «тесная связь психики
и деятельности головного мозга
не подлежит сомнению, повреждения
или физиологическая
Человек не просто проникает
в мир с помощью своих
1. Структура психики человека
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Выделяют три крупные группы психических явлений (см.таблицу 1).
Таблица 1.Структура психики человека.
Психические процессы
Психические состояния
Психические свойства
Ощущения
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Речь
Воображение
Эмоциональные
Познавательные
Волевые
Характер
Темперамент
Способности Направленность
Психические процессы – динамическое
отражение действительности в различных
формах психических явлений. Психический
процесс – это течение
Под психическим состоянием
следует понимать определившийся в
данное время относительно устойчивый
уровень психической
Психические свойства личности – это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно и является результатом отражательной и практической деятельности.
2. Основные психические процессы человека
Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения - объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Как мы ощущаем? Для того чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде все-го была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. Наиболее распространенная классификация ощущений - И.Шеррингтона:
1) экстерорецептивные - возникают
при воздействии внешних
2) интерорецептивные - сигнализируют о том, что происходит в организме (голод, жажда, боль);
3) проприорецептивные - расположены в мышцах и сухожилиях.
Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая чувствительность (чувство голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений), затем появились контактные, прежде всего тактильная (ощущения давления, прикосновения) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные системы рецепторов.
Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием («перцепция»). К основным качествам восприятия относят следующие:
1) Восприятие зависит от
прошлого опыта, от содержания
психической деятельности
2) За сложившимися образами
предметов восприятие
3)Человек воспринимает
мир в форме отдельных
4)Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.
5)Восприятие не сводится
только к образованию новых
образов, человек способен
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать реакцию, которая и позволит нам «настроить» на нее свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Без него восприятие невозможно.
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:
1. Концентрированность. Это
показатель степени
2. Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.
3.Устойчивость. Способность
длительное время поддерживать
высокие уровни
4.Объем – количество
однородных стимулов, находящихся
в фокусе внимания взрослого
человека - от 4 до 6 объектов, у ребенка
- не более 2-3. Объем внимания
зависит не только от
5. Распределение, то есть
способность сосредоточивать
6. Переключение внимания
понимается как возможность
Память - познавательное качество, механизмы и процессы, обеспечивающие запоминание человеком, сохранение и воспроизведение опыта и значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение - основные процессы памяти./3, с.94/
Принято различать механическое
и смысловое запоминание. Процесс
механического запоминания
Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание - процесс, обратный запоминанию. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.