Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:32, реферат
Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.
Введение…………………………………………………………………..…...... 3
1. Структура психики человека………………………………………….…...... 5
2. Основные психические процессы человека……………………………....... 7
3. Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей….......... 14
4. Психические свойства человека………………………………………...….. 19
Заключение……………………………………………………………………... 24
Список используемой литературы………………………………….…...…..... 25
Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную. В зависимости от установки на длительность сохранения (помнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную память.
Мышление - психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Мышление невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения.
Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинными или ложными. Умозаключение - вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения:
1) индуктивные (индукция) умозаключение от частных случаев к общему положению
2) дедуктивные (дедукция) - от общего положения (суждения) к частному случаю.
Синтез - восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существенных связей. Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, явлений, их свойств и выявлении общности или различий между ними. Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Обобщение сводится к объединению многих предметов явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация - это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления. Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение частного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существенным признакам. Систематизация - это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В зависимости от характера познавательной деятельности человека в психологии различают мышление наглядно-действенное, образное и отвлеченное.
Наглядно-действенное мышление проявляется непосредственно в процессе деятельности человека. Образное мышление протекает на основе образов, представлений, которые человек воспринимал и усвоил раньше. Отвлеченное, абстрактное мышление осуществляется на основе понятий, категорий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются.
Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами: глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и некоторые другие.
Речь - это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя. Речь в профессиональной деятельности является носителем информации и средством взаимовоздействия. В речевой деятельности специалиста можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную.
Воображение - это психический
процесс создания новых образов,
представлений и мыслей на основе
имеющегося опыта, путем перестройки
представлений человека. Воображение
тесно связано со всеми другими
познавательными процессами и занимает
особое место в познавательной деятельности
человека. Благодаря этому процессу
человек может предвосхищать
ход событий, предвидеть результаты
и последствия своих действий
и поступков. Оно позволяет создавать
программы поведения в
Воображение бывает активным и пассивным. В психологии различают два вида активного воображения: воссоздающее и творческое. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоздает достаточно полно картину ситуации. Творческое воображение - это процесс создания новых образов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазии и живет в этом мире, ничего не предпринимая (маниловщина) и тем самым, отдаляясь от реальной жизни. Ценность личности определяется тем, какие виды воображения в ней преобладают: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность.
3. Психические состояния.
Их воздействие на
Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Они могут быть личностные и ситуативные, глубокие и поверхностные, кратковременные и затяжные, положительные и отрицательные. Но в них может преобладать какой-то тип процессов, придающий им особую окраску. На этом основании их делят на эмоциональные (волнение, переживание, тревога и др.), познавательные (интерес, внимательность), волевые (собранность, мобилизованность). Поступки человека, его деятельность зависят от его психического состояния.
Рассмотрим, как влияют на профессиональную деятельность положительные и отрицательные психические состояния человека.
Большое значение для эффективности
трудовой деятельности имеет психическое
состояние профессиональной заинтересованности.
Специалист имеющий сильный
Разнообразие и творческий
характер профессиональной деятельности
делают возможным возникновение
у работника психических
Во многих профессиях важную
роль играет решительность как психическое
состояние готовности быстро принять
решение и привести его в исполнение.
Однако решительность - это ни в коем
случае не спешка, торопливость, необдуманность,
излишняя самоуверенность. Необходимыми
условиями решительности
Наряду с положительными
состояниями у человека в процессе
его жизнедеятельности могут
возникать и отрицательные (астенические)
психические состояния. Например, нерешительность
как психическое состояние
Отметим состояние «деловой»
напряженности, то есть напряженности,
которая возникает как
То есть даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» и «ситуативных» эмоций.
Но воздействие экстремальных
условий деятельности может привести
к возникновению у человека специфического
состояния нервно-
Состояние стресса у человека
нередко может сопровождаться таким
сложным психическим состоянием
как «беспокойство», «тревога», «тревожность».
Тревожность - это психологическое
состояние, которое вызывается возможными
или вероятными неприятностями, неожиданностью,
изменениями в привычной
Трудности и возможные
неудачи в жизнедеятельности
при определенных условиях могут
привести к возникновению у человека
не только психических состояний
стресса и тревожности, но и состояния
фрустрации. Применительно к человеку
фрустрацию в самом общем виде
можно определить как сложное
эмоционально-мотивационное
Фрустрация проявляется
тогда, когда лично значимый мотив
остается неудовлетворенным или
его удовлетворение тормозится, а
возникшее при этом чувство неудовлетворенности
достигает степени
Действие фрустраторов может приводить и к тому, что человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для наиболее доступна или представляется таковой. Частный выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.