Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:59, реферат
Человек, в отличие от животных, имеет двойственную природу - биологическую и социальную. С биологической точки зрения его поведение определяется необходимостью сохранения жизненно важных внутренних условий, однако формы удовлетворения возникающих при этом потребностей определяются социально. Социальная сущность человека проявляется в наличии у него личности. Одной из индивидуальных психологических особенностей личности является характер.
Введение …………………………………………………………..……. 3
1. Общее понятие о характере……………………………….………… 4
2. Особенности его формирования.……………………………….…….6
3. Пути воспитания характера…………………………………………..8
4. Рекомендации по совершенствованию характера…………………..9
Заключение ………………………………………………………………11
Список используемой литературы …………………………………….12
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИМИРСКИЙ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
«Психология»
Тема: «Формирование
и воспитание характера»
ВЛАДИМИР
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
…………………………………………………………..…….
3
1.
Общее понятие о характере……………
2.
Особенности его формирования.…
3.
Пути воспитания характера……………
4.
Рекомендации по совершенствованию характера…………………..9
Заключение
………………………………………………………………11
Список
используемой литературы …………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
Человек,
в отличие от животных, имеет двойственную
природу - биологическую и социальную.
С биологической точки зрения
его поведение определяется необходимостью
сохранения жизненно важных внутренних
условий, однако формы удовлетворения
возникающих при этом потребностей определяются
социально. Социальная сущность человека
проявляется в наличии у него личности.
Одной из индивидуальных психологических
особенностей личности является характер.
Черты характера проявляются в учебной
и профессиональной деятельности человека,
в его поступках в конкретных жизненных
ситуациях, в особенностях общения с различными
людьми в различных ситуациях. Поэтому
управленцу необходимо знание психологии.
Только представляя, что за человек перед
ним, можно представить, как он будет работать
и взаимодействовать в коллективе. Эта
проблема является актуальной и стоит
особенно остро именно сейчас - в эпоху
научно - технического прогресса и рыночной
экономики.
1. ОБЩЕЕ
ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ.
В переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности, в которой формируются способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться, будет по-разному в зависимости от типа.
Характер
не наследуется и не является прирожденным
свойством личности, а также не является
постоянным и неизменным свойством. Характер
формируется и развивается под влиянием
окружающей среды, жизненного опыта человека,
его воспитания. Влияния эти носят,
во-первых, общественно-исторический характер
(каждый человек живет в условиях
определенного исторического строя, определенной
социальной среды и складывается как личность
под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный
характер (условия жизни и деятельности
каждого человека, его жизненный путь
своеобразны и неповторимы). Поэтому характер
каждого человека определяется как его
общественным бытием, так и его индивидуальным
бытием. Следствием этого является бесконечное
разнообразие индивидуальных характеров.
Однако в жизни и деятельности людей, живущих
и развивающихся в одинаковых условиях,
имеется много общего, поэтому и в характере
их будут некоторые общие стороны и черты,
отражающие общие, типические стороны
их жизни. Характер каждого человека представляет
собой единство индивидуального и типического.
Каждая общественно-историческая эпоха
характеризуется определенным общим укладом
жизни и общественно-экономическими отношениями,
которые влияют на мировоззрение людей,
формируя черты характера.
2.ОСОБЕННОСТИ
ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ.
Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает своим близким. При помощи прямого учения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Сенситивном периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.
Весьма важны
для становления характера
3. ПУТИ
ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРА.
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя. Вероятно, для того, чтобы характер не стал противоречивым, чтобы новые черты легче приживались, необходимо предусмотреть органическую связь между новыми и имеющимися чертами, их гармоническое взаимодействие. Большую помощь в воспитании характера оказывают более опытные люди и здесь важно найти пример достойный для подражания. На Востоке говорят: «Если есть ученик, учитель найдется». Здесь заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться, с кого брать пример. Характер человека формируется во взаимодействии с другими. Но тот, кто берется помочь другим, сначала должен сам продемонстрировать пример целеустремленности, активности, организованности, стойкости и других черт характера, которые он должен сформировать у своих воспитанников. Здесь нельзя забывать о механизмах подражания, которые в первую очередь распространяются на негативные проявления поведения. Сначала мать, отец, другие члены семьи, потом воспитатели в детском саду, сверстники, учителя и т.д. являются потенциальными наставниками. Однако реальное воздействие на характер возможно лишь при условии референтности воспитателя для воспитанника.
Пример для подражания необязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью, характера, герой войны, передовой ученый. Живые образы стойких, целеустремленных характеров дает многовековая история России. Для примера достаточно указать на М.В. Ломоносова и А.В. Суворова, жизнь которых является своего рода школой воспитания характера.
Особое
значение в формировании характера
принадлежит общественной деятельности
человека, активное участие в которой
развивает чувство ответственности перед
коллективом, способствует развитию организованности,
выдержки, чувства долга.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Наиболее
эффективным средством