Формирование мотивов учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:27, реферат

Описание

Цель: совершенствование процесса обучения математике путем разработки способов повышения мотивации обучения математике и их применения
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы.
2. Выявить особенности развития мотивации и познавательного интереса при обучении математике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ 6
Общая характеристика учебной деятельности 6
Психолого-педагогические аспекты мотивации обучения 7
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 13
Мотивация изучения математических понятий 13
Роль задач с практическим применением в развитии предметной мотивации 18
Роль дидактических игр в повышении мотивации изучения математики 20
Задачи занимательного характера и исторические экскурсы 21
Интересный урок – путь к повышению мотивации 22
Разминка 24
Числовой диктант 25
Цифровой диктант 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Приложение 1. 30
Приложение 2. 32

Работа состоит из  1 файл

формирование мотивов учения.docx

— 68.62 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Учебная деятельность и мотивация 6

    Общая характеристика учебной деятельности 6

    Психолого-педагогические аспекты мотивации обучения 7

Глава 2. Методы и средства повышения мотивации учения математике 13

    Мотивация изучения математических понятий 13

    Роль задач с практическим применением в развитии предметной мотивации 18

    Роль дидактических игр в повышении мотивации изучения математики 20

    Задачи занимательного характера и исторические экскурсы 21

    Интересный урок – путь к повышению мотивации 22

    Разминка 24

    Числовой диктант 25

    Цифровой диктант 26

Заключение 27

Библиографический список 29

    Приложение 1. 30

    Приложение 2. 32

Введение

 
 

     Объем знаний, который человек может  усвоить в период школьного образования, естественно, ограничен. Современное  состояние науки и общества, динамичный социальный прогресс, увеличение объема новой информации резко сокращают  долю знаний, получаемых человеком  в период школьного образования  по отношению к информации, необходимой  ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе. На первый план выходит задача интеллектуального  развития и, прежде всего, способность  к усвоению новой информации, и  интеллектуальная подвижность, гибкость мышления, являющихся в современном обществе существенным условием относительно безболезненной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам.

     Актуальность  темы:

     За  последние десятилетия школа  переживает новый период совершенствования  математического образования. За это  время в содержание математики вошли  новые разделы, изменилось взаимное расположение некоторых тем. Быстрое  развитие информационных технологий требует  перестройки не только производственной сферы, но и системы образования, а также нового осмысления содержания обучения. Особую актуальность приобретает  проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся  стать центральной фигурой учебного процесса. Все эти факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения.

     За  последние десятилетия школа  переживает новый период совершенствования  математического образования. За это  время в содержание математики вошли  новые разделы, изменилось взаимное расположение некоторых тем. Быстрое  развитие информационных технологий требует  перестройки не только производственной сферы, но и системы образования, а также нового осмысления содержания обучения. Особую актуальность приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Все эти факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения.

     Проблема  качества математического образования  остаётся приоритетной для каждой страны в силу высокого научного уровня подготовки по естественно-математическим дисциплинам  в большинстве рабочих профессий, связанных с ростом высокотехнологических  производств, развития экономических  теорий. В связи с этим школа  призвана обеспечить необходимые условия  для развития мотивации учения. Развитие мотивации учения относится к  числу наиболее актуальных и сложных  проблем современной психопедагогики.

     С конца семидесятых годов прошлого века в педагогических исследованиях  стала всё больше осознаваться необходимость  постановки и решения задач предметной мотивации. Был сделан вывод о  том, что учащийся, не осознавший и  не понявший цели обучения, как свои соответственные, и не владеющий  средствами самостоятельной познавательной деятельности, не может успешно учиться. А для этого необходимы такие  формы и методы учебной работы, которые вызвали бы у учащихся потребность в данном виде деятельности или её результатах. Иными словами, необходимо было постоянно соотносить каждое педагогическое действие с потребностями  и мотивами учащихся. Решение этой задачи требует объединения усилий педагогов, психологов, методистов и  передовых учителей.

     Общие вопросы мотивации в учебном  контексте были разработаны в  трудах многих исследователей. В них  содержатся теоретические рекомендации по созданию мотивационных ситуаций. Но при этом отсутствуют конкретные указания по составлению упражнений и задач.

     Цель: совершенствование процесса обучения математике путем разработки способов повышения мотивации обучения математике и их применения

     В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  1. Осуществить анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы.
  2. Выявить особенности развития мотивации и познавательного интереса при обучении математике.
  3. Разработать методы и средства повышения мотивации учебной деятельности.
  4. Проследить реализацию этапа мотивации учебной деятельности при изучении математических понятий, теорем и алгоритмов
 
 

 

     

Глава 1. Учебная деятельность и мотивация

Общая характеристика учебной  деятельности

 
 

     Обучение - конкретный вид педагогического  процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно  обусловленные задачи образования  личности в тесной взаимосвязи с  ее воспитанием и развитием.

     Правильное  понимание самого процесса обучения включает необходимые характеристики:

     1) обучение есть специфическая  человеческая форма передачи  общественного опыта: посредством  орудий и предметов труда, языка  и речи, специально организованной  учебной деятельности передается  и усваивается опыт предшествующих  поколений;

     2) обучение невозможно без наличия  взаимодействия ученика и учителя,  без наличия «встречной» активности  учащегося, без его соответствующей  работы, называемой учением. «Учение  - это труд, полный активности  и мысли», - писал К.Д. Ушинский. Знание нельзя переложить механически  из одной головы в другую. Результат  общения определен не только  деятельностью учителя, но и  в такой, же степени деятельностью  ученика, самим их взаимоотношением;

     3) обучение - это не механическая  прибавка к уже имевшимся психологическим  процессам, а качественное изменение  всего внутреннего мира, всей  психики и личности ученика.  При усвоении (как высшей стадии  обученности) происходит как бы перенос знаний извне вовнутрь (интериоризация), отчего изучаемый материал становится как бы собственным достоянием личности, её принадлежащим и ею открытым. Специфическая особенность учебной деятельности - это деятельность по самоизменению. Её цель и результат - изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не изменении предметов, с которыми действует субъект (Д.Б. Эльконин).

     Таким образом, обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны  опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знаний и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.

Психолого-педагогические аспекты мотивации  обучения

 
 

    Понятие мотивации

     В настоящее время существуют различные  технологии и стратегии обучения математике.

     На  мой взгляд, основными компонентами обучения, являются:

     – что изучаем;

     – для чего изучаем;

     – каким образом обучаем;

     – как обучаются.

     «Что  изучаем» и «для чего изучаем» определяется содержанием образования. Процесс  обучения организован по циклам и  профилям с конкретными конечными  целями по каждому профилю и циклу.

     «Каким  образом обучаем» и «как обучаются» зависит от технологий и методов  обучения. Естественным образом возникают  следующие вопросы:

     – Почему мы делаем то, что делаем?

     – Почему один ученик учит, а другой нет?

     – Почему одни учащиеся успевают выполнять  школьные задания, а другие после  первых неудач обескураживаются и теряют интерес к учебе?

     Ответы  на эти и другие подобные вопросы  могут быть найдены при помощи теории мотивации. «Мышление, как и  всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений: где  их нет, нет и деятельности, которую  они могли бы вызвать» - писал  С.Л.Рубинштейн и относительно мыслительного  процесса продолжал: «Для того чтобы  он вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать» .

     Проблема  мотивации и мотивов поведения  и деятельности – одна из главных  в психологии. Откуда берутся и  как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач».

     Научному  изучению причин активности человека положили начало ещё великие мыслители  древности – Аристотель, Демокрит, Платон, упоминавшие о нужде как об «учительнице жизни». Аристотель считал, что любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющее активность человека, имеет природные основания. «Итак, всё, что люди делают, они делают по семи причинам: случайно, согласно требованиям природы, по принуждению, по привычке, под влиянием размышлений, гнева и страсти».

     Впервые слово «мотивация» употребил  А.Шопенгауер в статье «Четыре принципа достаточной причины». Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. В 20-е и последующие годы XX века в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку.

     Все определения мотивации можно  отнести к двум направлениям. Первое направление рассматривает мотивацию  со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Второе направление  рассматривает мотивацию не как  статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

     Однако, и в том и в другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Не случайно, в последние годы отчётливее сформировалась мысль, что мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное (системное) психологическое образование.

     Мотивация и учение

     Любой метод обучения является многофункциональным. Одной из важных составляющих каждого  метода является его мотивационная  функция, которая призвана возбудить  интерес к учению, сделать учение увлекательным, мобилизировать психологическую энергию и усилия, поддержать стремления, преумножить любознательность и старания.

Информация о работе Формирование мотивов учения