Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:27, реферат
Цель: совершенствование процесса обучения математике путем разработки способов повышения мотивации обучения математике и их применения
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы.
2. Выявить особенности развития мотивации и познавательного интереса при обучении математике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ 6
Общая характеристика учебной деятельности 6
Психолого-педагогические аспекты мотивации обучения 7
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 13
Мотивация изучения математических понятий 13
Роль задач с практическим применением в развитии предметной мотивации 18
Роль дидактических игр в повышении мотивации изучения математики 20
Задачи занимательного характера и исторические экскурсы 21
Интересный урок – путь к повышению мотивации 22
Разминка 24
Числовой диктант 25
Цифровой диктант 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Приложение 1. 30
Приложение 2. 32
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Учебная деятельность и мотивация 6
Общая характеристика учебной деятельности 6
Психолого-педагогические аспекты мотивации обучения 7
Глава 2. Методы и средства повышения мотивации учения математике 13
Мотивация изучения математических понятий 13
Роль задач с практическим применением в развитии предметной мотивации 18
Роль дидактических игр в повышении мотивации изучения математики 20
Задачи занимательного характера и исторические экскурсы 21
Интересный урок – путь к повышению мотивации 22
Разминка 24
Числовой диктант 25
Цифровой диктант 26
Заключение 27
Библиографический список 29
Приложение 1. 30
Приложение 2. 32
Объем
знаний, который человек может
усвоить в период школьного образования,
естественно, ограничен. Современное
состояние науки и общества, динамичный
социальный прогресс, увеличение объема
новой информации резко сокращают
долю знаний, получаемых человеком
в период школьного образования
по отношению к информации, необходимой
ему для полноценной
Актуальность темы:
За
последние десятилетия школа
переживает новый период совершенствования
математического образования. За это
время в содержание математики вошли
новые разделы, изменилось взаимное
расположение некоторых тем. Быстрое
развитие информационных технологий требует
перестройки не только производственной
сферы, но и системы образования,
а также нового осмысления содержания
обучения. Особую актуальность приобретает
проблема овладения в школе не
только системой знаний, умений и навыков,
но и учебными действиями по их приобретению
и применению, что позволяет учащемуся
стать центральной фигурой
За последние десятилетия школа переживает новый период совершенствования математического образования. За это время в содержание математики вошли новые разделы, изменилось взаимное расположение некоторых тем. Быстрое развитие информационных технологий требует перестройки не только производственной сферы, но и системы образования, а также нового осмысления содержания обучения. Особую актуальность приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Все эти факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения.
Проблема
качества математического образования
остаётся приоритетной для каждой страны
в силу высокого научного уровня подготовки
по естественно-математическим дисциплинам
в большинстве рабочих
С
конца семидесятых годов
Общие вопросы мотивации в учебном контексте были разработаны в трудах многих исследователей. В них содержатся теоретические рекомендации по созданию мотивационных ситуаций. Но при этом отсутствуют конкретные указания по составлению упражнений и задач.
Цель: совершенствование процесса обучения математике путем разработки способов повышения мотивации обучения математике и их применения
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Обучение - конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.
Правильное понимание самого процесса обучения включает необходимые характеристики:
1)
обучение есть специфическая
человеческая форма передачи
общественного опыта:
2)
обучение невозможно без
3)
обучение - это не механическая
прибавка к уже имевшимся
Таким
образом, обучение - это целенаправленное,
заранее запроектированное
Понятие мотивации
В настоящее время существуют различные технологии и стратегии обучения математике.
На мой взгляд, основными компонентами обучения, являются:
– что изучаем;
– для чего изучаем;
– каким образом обучаем;
– как обучаются.
«Что изучаем» и «для чего изучаем» определяется содержанием образования. Процесс обучения организован по циклам и профилям с конкретными конечными целями по каждому профилю и циклу.
«Каким образом обучаем» и «как обучаются» зависит от технологий и методов обучения. Естественным образом возникают следующие вопросы:
– Почему мы делаем то, что делаем?
– Почему один ученик учит, а другой нет?
– Почему одни учащиеся успевают выполнять школьные задания, а другие после первых неудач обескураживаются и теряют интерес к учебе?
Ответы на эти и другие подобные вопросы могут быть найдены при помощи теории мотивации. «Мышление, как и всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений: где их нет, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать» - писал С.Л.Рубинштейн и относительно мыслительного процесса продолжал: «Для того чтобы он вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать» .
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из главных в психологии. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач».
Научному изучению причин активности человека положили начало ещё великие мыслители древности – Аристотель, Демокрит, Платон, упоминавшие о нужде как об «учительнице жизни». Аристотель считал, что любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющее активность человека, имеет природные основания. «Итак, всё, что люди делают, они делают по семи причинам: случайно, согласно требованиям природы, по принуждению, по привычке, под влиянием размышлений, гнева и страсти».
Впервые слово «мотивация» употребил А.Шопенгауер в статье «Четыре принципа достаточной причины». Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. В 20-е и последующие годы XX века в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку.
Все
определения мотивации можно
отнести к двум направлениям. Первое
направление рассматривает
Однако, и в том и в другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Не случайно, в последние годы отчётливее сформировалась мысль, что мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное (системное) психологическое образование.
Мотивация и учение
Любой метод обучения является многофункциональным. Одной из важных составляющих каждого метода является его мотивационная функция, которая призвана возбудить интерес к учению, сделать учение увлекательным, мобилизировать психологическую энергию и усилия, поддержать стремления, преумножить любознательность и старания.