Формирование Образа Я и социальной идентичности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание

Изучение особенностей «Образа Я» и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.
Формирование позитивного «Образа Я», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного «Образа Я» может привести к деформации личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ОБРАЗА Я" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ……..7
1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я»…………………………………………………………….7
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..14
1.3 Развитие и становление социальной идентичности в подростковом возрасте……………………………………………………………….25

Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………...32
2.1 Организация и методы исследования……………………………......32
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41

Работа состоит из  1 файл

Формирование Образа Я и социальной идентичности.doc

— 289.00 Кб (Скачать документ)

В процессе изучения литературы по теме: «Формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте», был выстроен план экспериментального исследования, в ходе которого были использованы следующие методы:

1.                 Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Литературные источники служат основанием для анализа истории и современного состояния проблемы, дают возможность рассматривать мало разработанные и дискуссионные положения, различные точки зрения, создавать первичное представление о проблеме и путях ее решения.

2.                 Психодиагностическое обследование. Метод психометрического тестирования - стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени выраженности изучаемых свойств. Под стандартизированностью имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемой, кончая способами вычисление и интерпретации полученных показателей.

3.                 Методы качественного анализа данных.

4.                 Методы сравнительного анализа данных.

5.                 Методы статистической обработки результатов.

В психодиагностическом обследовании применялись следующие методики:

1.                 Методика «Кто я?».

Авторы - М. Кун, Т. Макпартленд, модификация инструкции и обработки Румянцевой Т. В. Этот тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его «Образом Я» или Я-концепцией.

2.                 Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

1. терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться

2. инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Для обработки результатов использовались математические методы.

Общую выборку составили 60 учащихся 6-х - 8-х классов. Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по инструкциям, в дневное время, в помещении классов.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1.                 На первом этапе исследования методом экспертной оценки учащиеся 6-х - 8-х классов были условно разделены на три группы: группа «риска» (школьники, которые регулярно пропускают занятия, негативно относятся к школьному обучению и педагогическому коллективу), группа «благополучные» (школьники, положительно характеризующиеся педагогическим коллективом, имеющие хорошие и отличные оценки по школьным дисциплинам) и группа «нейтральные» (школьники, которых нельзя однозначно определить к какой-либо из выше названных групп).

Критериями отнесения учащихся к данным группам стали: успеваемость, посещение занятий, отношение к школьному обучению, отношение к педагогам. Экспертами выступили классные руководители, учителя-предметники, завуч по воспитательной работе.

2.                 На втором этапе исследования изучалась динамика становления «Образа Я» подростков методикой Куна «Кто я?»;

3.                 Изучение иерархии ценностных ориентаций по Методике «Ценностные ориентации» М. Рокича;

4.                 Сравнительный количественный, качественный и статистический анализ полученных результатов.

2.2 Анализ результатов исследования

 

На втором этапе исследования были проанализированы состояние и динамика развития «Образа Я» учащихся параллелей 6-х, 7-х и 8-х классов. Результаты обследования учащихся 6-х - 8-х классов методикой Куна «Кто я?» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2

Результаты обследования учащихся 6-х - 8-х классов

методикой Куна «Кто я?»

шкалы

6 класс

7 класс

8 класс

результат (%)

"социальное я"

100

100

100

"коммуникативное я"

20

35

60

"материальное я"

0

0

5

"физическое я"

20

30

50

"деятельное я"

15

25

55

"перспективное я"

0

0

0

"рефлексивное я"

15

40

75

 

По результатам исследования (таблица 2) можно сделать выводы о степени сформированности «Образа Я» и социальной идентичности в данных выборках.

Выборка 6-х классов характеризуется высоким показателем по шкале «социальное я» (100% испытуемых дали ответы, относящиеся к данной шкале), низкими показателями по шкалам: «коммуникативное я» (20%), «физическое я» (20%), «деятельное я» (15%) и «рефлексивное я» (15%). По шкалам «материальное я» и «перспективное я» ответы не даны. Полученные результаты говорят о низкой степени сформированности «Образа Я» и социальной идентичности в данном возрасте.

В выборке 7-х классов результаты выглядят следующим образом: высокий показатель по шкале «социальное я» (100%), низкие показатели по шкалам «коммуникативное я» (35%), «физическое я» (30%), «деятельное я» (25%) и «рефлексивное я» (40%), по шкалам «материальное я» и «перспективное я» ответы не даны.

При сравнении результатов выборок 6-х и 7-х классов видно увеличение показателей практически по всем шкалам методики. Это говорит о более высоком уровне развития «Образа-Я» и социальной идентичности испытуемых 7-х классов по сравнению с выборкой 6-х, но уровень все еще низкий.

Результаты обследования 8-х классов следующие: высокий показатель по шкале «социальное я» (100%), средние показатели по шкалам «коммуникативное я» (60%), «физическое я» (50%), «деятельное я» (55%) и «рефлексивное я» (75%), низкий уровень по шкале «материальное я». Данные результаты говорят о качественно более высоком уровне развития самосознания и «Образа Я» у учащихся 8-х классов.

Результаты обследования школьников группы «риска» и группы «благополучные» по методике М. Рокича представлены в таблице 3.

Из таблицы 3 следует: для школьников из группы «риска» наивысший ранг имеют такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «жизненая мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание» и «познание». Это говорит о том, что круг интересов испытуемых группы «риска» меньше по сравнению с испытуемыми группы «благополучные», они пологаются на свой жизненый опыт и друзей. Для них так же высокий ранг занимает ценность «интересная работа», которая, видимо, проицируется на их увлечения (например: абгрейд мотоцикла в гараже) или на их будущее, т.е. им важно получить в будущем хорошую работу.

Для испытуемых группы «благополучные» высокие ранги занимают ценности «активная деятельная жизнь», общественное признание» и «познание» это означает, что для данных школьников важно принимать активное участие в общественных мероприятиях, школьной жизни. Они ориентированы на получение общественного признания и для них так же важно образование, которое позволит реализовать себя в будущем.

Ценность «здоровье» занимает в обеих группах высокий ранг, это свидетельствует о том, что здоровье одинаково ценно для большинства испытуемых.

Также высокий ранг в обеих группах занимает ценность «наличие хороших и верных друзей» что совершенно естественно в данном возрасте, ведь для подростка общение со сверстниками становится ведущей деятельностью и дружба занимает одну из главных ролей.

Таблица 3

Сводная таблица общих показателей в группе «риска» и группе «благополучные»

Ценности

Группа «риска»

группа «благополучные»

активная деятельная жизнь

11

6

жизненная мудрость

7

8

здоровье

2

6

интересная работа

6

10

красота природы и искусства

13

11

любовь

8

10

материально обеспеченная жизнь

13

10

наличие хороших и верных друзей

4

7

общественное признание

11

7

познание

9

7

продуктивная жизнь

14

9

развитие

11

10

развлечения

12

11

свобода

10

11

счастливая семейная жизнь

8

9

счастье других

13

14

творчество

13

13

уверенность в себе

8

13

 

Наиболее низкие ранги в группе «риска» занимают следующие ценности: «продуктивная жизнь», «красота природы», «материально обеспеченная жизнь», «счастье других» и «творчество».

В группе благополучных наименьшие ранги заняли ценности: «счастье других», «творчество» и «уверенность в себе».

Одинаково низкий ранг в обеих группах занимает ценность «творчество».

По результатам статистического анализа по t-критерию Стьюдента (таблица 4), который использовался для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами, наиболее значимые различия выявлены по ценностям: «активная деятельная жизнь», «продуктивная жизнь» и «здоровье», что подтверждает часть выводов по качественному анализу.

Низкие различия показателей по t-критерию Стьюдента объясняются тем, что выборка взята из одной школы и ценности данных школьников близки даже при разграничении на данные группы, но качественный анализ позволяет выявить различия в иерархиях ценностей данных групп.

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Показатели различий результатов группы «риска» и группы «благополучные» по t-критерию Стьюдента

ценности

t-критерий

разность средних значений

1.Активная деятельная жизнь

2,240

5,4

2.Жизненная мудрость

0,525

1

3. Здоровье

2,037

3

4. Интересная работа

1,873

4

5. Красота природы, искусства

0,698

1,4

6. Любовь

1,280

3

7. Материально обеспеченная жизнь

0,924

2,2

8. Наличие хороших и верных друзей

1,075

2

9.Общественное признание

1,754

3,4

10. Познание

1,136

2,1

11.Продуктивная жизнь

3,211

5,2

12. Развитие

0,289

0,5

13. Развлечение

0,177

0,4

14. Свобода

0,742

2

15. Счастливая семейная жизнь

0,434

1

16. Счастье других

0,157

0,3

17. Творчество

0,118

0,2

18. Уверенность в себе

2,199

4

Информация о работе Формирование Образа Я и социальной идентичности в подростковом возрасте