Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:51, курсовая работа
Изучение особенностей «Образа Я» и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.
Формирование позитивного «Образа Я», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного «Образа Я» может привести к деформации личности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ОБРАЗА Я" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ……..7
1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я»…………………………………………………………….7
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..14
1.3 Развитие и становление социальной идентичности в подростковом возрасте……………………………………………………………….25
 
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………...32
2.1 Организация и методы исследования……………………………......32
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………35
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41
В процессе изучения литературы по теме: «Формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте», был выстроен план экспериментального исследования, в ходе которого были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Литературные источники служат основанием для анализа истории и современного состояния проблемы, дают возможность рассматривать мало разработанные и дискуссионные положения, различные точки зрения, создавать первичное представление о проблеме и путях ее решения.
2. Психодиагностическое обследование. Метод психометрического тестирования - стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени выраженности изучаемых свойств. Под стандартизированностью имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемой, кончая способами вычисление и интерпретации полученных показателей.
3. Методы качественного анализа данных.
4. Методы сравнительного анализа данных.
5. Методы статистической обработки результатов.
В психодиагностическом обследовании применялись следующие методики:
1. Методика «Кто я?».
Авторы - М. Кун, Т. Макпартленд, модификация инструкции и обработки Румянцевой Т. В. Этот тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его «Образом Я» или Я-концепцией.
2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
1. терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться
2. инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Для обработки результатов использовались математические методы.
Общую выборку составили 60 учащихся 6-х - 8-х классов. Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по инструкциям, в дневное время, в помещении классов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. На первом этапе исследования методом экспертной оценки учащиеся 6-х - 8-х классов были условно разделены на три группы: группа «риска» (школьники, которые регулярно пропускают занятия, негативно относятся к школьному обучению и педагогическому коллективу), группа «благополучные» (школьники, положительно характеризующиеся педагогическим коллективом, имеющие хорошие и отличные оценки по школьным дисциплинам) и группа «нейтральные» (школьники, которых нельзя однозначно определить к какой-либо из выше названных групп).
Критериями отнесения учащихся к данным группам стали: успеваемость, посещение занятий, отношение к школьному обучению, отношение к педагогам. Экспертами выступили классные руководители, учителя-предметники, завуч по воспитательной работе.
2. На втором этапе исследования изучалась динамика становления «Образа Я» подростков методикой Куна «Кто я?»;
3. Изучение иерархии ценностных ориентаций по Методике «Ценностные ориентации» М. Рокича;
4. Сравнительный количественный, качественный и статистический анализ полученных результатов.
2.2 Анализ результатов исследования
На втором этапе исследования были проанализированы состояние и динамика развития «Образа Я» учащихся параллелей 6-х, 7-х и 8-х классов. Результаты обследования учащихся 6-х - 8-х классов методикой Куна «Кто я?» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2
Результаты обследования учащихся 6-х - 8-х классов
методикой Куна «Кто я?»
шкалы  | 6 класс  | 7 класс  | 8 класс  | 
результат (%)  | |||
"социальное я"  | 100  | 100  | 100  | 
"коммуникативное я"  | 20  | 35  | 60  | 
"материальное я"  | 0  | 0  | 5  | 
"физическое я"  | 20  | 30  | 50  | 
"деятельное я"  | 15  | 25  | 55  | 
"перспективное я"  | 0  | 0  | 0  | 
"рефлексивное я"  | 15  | 40  | 75  | 
По результатам исследования (таблица 2) можно сделать выводы о степени сформированности «Образа Я» и социальной идентичности в данных выборках.
Выборка 6-х классов характеризуется высоким показателем по шкале «социальное я» (100% испытуемых дали ответы, относящиеся к данной шкале), низкими показателями по шкалам: «коммуникативное я» (20%), «физическое я» (20%), «деятельное я» (15%) и «рефлексивное я» (15%). По шкалам «материальное я» и «перспективное я» ответы не даны. Полученные результаты говорят о низкой степени сформированности «Образа Я» и социальной идентичности в данном возрасте.
В выборке 7-х классов результаты выглядят следующим образом: высокий показатель по шкале «социальное я» (100%), низкие показатели по шкалам «коммуникативное я» (35%), «физическое я» (30%), «деятельное я» (25%) и «рефлексивное я» (40%), по шкалам «материальное я» и «перспективное я» ответы не даны.
При сравнении результатов выборок 6-х и 7-х классов видно увеличение показателей практически по всем шкалам методики. Это говорит о более высоком уровне развития «Образа-Я» и социальной идентичности испытуемых 7-х классов по сравнению с выборкой 6-х, но уровень все еще низкий.
Результаты обследования 8-х классов следующие: высокий показатель по шкале «социальное я» (100%), средние показатели по шкалам «коммуникативное я» (60%), «физическое я» (50%), «деятельное я» (55%) и «рефлексивное я» (75%), низкий уровень по шкале «материальное я». Данные результаты говорят о качественно более высоком уровне развития самосознания и «Образа Я» у учащихся 8-х классов.
Результаты обследования школьников группы «риска» и группы «благополучные» по методике М. Рокича представлены в таблице 3.
Из таблицы 3 следует: для школьников из группы «риска» наивысший ранг имеют такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «жизненая мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание» и «познание». Это говорит о том, что круг интересов испытуемых группы «риска» меньше по сравнению с испытуемыми группы «благополучные», они пологаются на свой жизненый опыт и друзей. Для них так же высокий ранг занимает ценность «интересная работа», которая, видимо, проицируется на их увлечения (например: абгрейд мотоцикла в гараже) или на их будущее, т.е. им важно получить в будущем хорошую работу.
Для испытуемых группы «благополучные» высокие ранги занимают ценности «активная деятельная жизнь», общественное признание» и «познание» это означает, что для данных школьников важно принимать активное участие в общественных мероприятиях, школьной жизни. Они ориентированы на получение общественного признания и для них так же важно образование, которое позволит реализовать себя в будущем.
Ценность «здоровье» занимает в обеих группах высокий ранг, это свидетельствует о том, что здоровье одинаково ценно для большинства испытуемых.
Также высокий ранг в обеих группах занимает ценность «наличие хороших и верных друзей» что совершенно естественно в данном возрасте, ведь для подростка общение со сверстниками становится ведущей деятельностью и дружба занимает одну из главных ролей.
Таблица 3
Сводная таблица общих показателей в группе «риска» и группе «благополучные»
Ценности  | Группа «риска»  | группа «благополучные»  | 
активная деятельная жизнь  | 11  | 6  | 
жизненная мудрость  | 7  | 8  | 
здоровье  | 2  | 6  | 
интересная работа  | 6  | 10  | 
красота природы и искусства  | 13  | 11  | 
любовь  | 8  | 10  | 
материально обеспеченная жизнь  | 13  | 10  | 
наличие хороших и верных друзей  | 4  | 7  | 
общественное признание  | 11  | 7  | 
познание  | 9  | 7  | 
продуктивная жизнь  | 14  | 9  | 
развитие  | 11  | 10  | 
развлечения  | 12  | 11  | 
свобода  | 10  | 11  | 
счастливая семейная жизнь  | 8  | 9  | 
счастье других  | 13  | 14  | 
творчество  | 13  | 13  | 
уверенность в себе  | 8  | 13  | 
Наиболее низкие ранги в группе «риска» занимают следующие ценности: «продуктивная жизнь», «красота природы», «материально обеспеченная жизнь», «счастье других» и «творчество».
В группе благополучных наименьшие ранги заняли ценности: «счастье других», «творчество» и «уверенность в себе».
Одинаково низкий ранг в обеих группах занимает ценность «творчество».
По результатам статистического анализа по t-критерию Стьюдента (таблица 4), который использовался для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами, наиболее значимые различия выявлены по ценностям: «активная деятельная жизнь», «продуктивная жизнь» и «здоровье», что подтверждает часть выводов по качественному анализу.
Низкие различия показателей по t-критерию Стьюдента объясняются тем, что выборка взята из одной школы и ценности данных школьников близки даже при разграничении на данные группы, но качественный анализ позволяет выявить различия в иерархиях ценностей данных групп.
Таблица 4
Показатели различий результатов группы «риска» и группы «благополучные» по t-критерию Стьюдента
ценности  | t-критерий  | разность средних значений  | 
1.Активная деятельная жизнь  | 2,240  | 5,4  | 
2.Жизненная мудрость  | 0,525  | 1  | 
3. Здоровье  | 2,037  | 3  | 
4. Интересная работа  | 1,873  | 4  | 
5. Красота природы, искусства  | 0,698  | 1,4  | 
6. Любовь  | 1,280  | 3  | 
7. Материально обеспеченная жизнь  | 0,924  | 2,2  | 
8. Наличие хороших и верных друзей  | 1,075  | 2  | 
9.Общественное признание  | 1,754  | 3,4  | 
10. Познание  | 1,136  | 2,1  | 
11.Продуктивная жизнь  | 3,211  | 5,2  | 
12. Развитие  | 0,289  | 0,5  | 
13. Развлечение  | 0,177  | 0,4  | 
14. Свобода  | 0,742  | 2  | 
15. Счастливая семейная жизнь  | 0,434  | 1  | 
16. Счастье других  | 0,157  | 0,3  | 
17. Творчество  | 0,118  | 0,2  | 
18. Уверенность в себе  | 2,199  | 4  | 
Информация о работе Формирование Образа Я и социальной идентичности в подростковом возрасте