Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:51, курсовая работа
Изучение особенностей «Образа Я» и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.
Формирование позитивного «Образа Я», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного «Образа Я» может привести к деформации личности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ОБРАЗА Я" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ……..7
1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я»…………………………………………………………….7
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..14
1.3 Развитие и становление социальной идентичности в подростковом возрасте……………………………………………………………….25
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………...32
2.1 Организация и методы исследования……………………………......32
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41
В процессе изучения литературы по теме: «Формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте», был выстроен план экспериментального исследования, в ходе которого были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Литературные источники служат основанием для анализа истории и современного состояния проблемы, дают возможность рассматривать мало разработанные и дискуссионные положения, различные точки зрения, создавать первичное представление о проблеме и путях ее решения.
2. Психодиагностическое обследование. Метод психометрического тестирования - стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени выраженности изучаемых свойств. Под стандартизированностью имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемой, кончая способами вычисление и интерпретации полученных показателей.
3. Методы качественного анализа данных.
4. Методы сравнительного анализа данных.
5. Методы статистической обработки результатов.
В психодиагностическом обследовании применялись следующие методики:
1. Методика «Кто я?».
Авторы - М. Кун, Т. Макпартленд, модификация инструкции и обработки Румянцевой Т. В. Этот тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его «Образом Я» или Я-концепцией.
2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
1. терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться
2. инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Для обработки результатов использовались математические методы.
Общую выборку составили 60 учащихся 6-х - 8-х классов. Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по инструкциям, в дневное время, в помещении классов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. На первом этапе исследования методом экспертной оценки учащиеся 6-х - 8-х классов были условно разделены на три группы: группа «риска» (школьники, которые регулярно пропускают занятия, негативно относятся к школьному обучению и педагогическому коллективу), группа «благополучные» (школьники, положительно характеризующиеся педагогическим коллективом, имеющие хорошие и отличные оценки по школьным дисциплинам) и группа «нейтральные» (школьники, которых нельзя однозначно определить к какой-либо из выше названных групп).
Критериями отнесения учащихся к данным группам стали: успеваемость, посещение занятий, отношение к школьному обучению, отношение к педагогам. Экспертами выступили классные руководители, учителя-предметники, завуч по воспитательной работе.
2. На втором этапе исследования изучалась динамика становления «Образа Я» подростков методикой Куна «Кто я?»;
3. Изучение иерархии ценностных ориентаций по Методике «Ценностные ориентации» М. Рокича;
4. Сравнительный количественный, качественный и статистический анализ полученных результатов.
2.2 Анализ результатов исследования
На втором этапе исследования были проанализированы состояние и динамика развития «Образа Я» учащихся параллелей 6-х, 7-х и 8-х классов. Результаты обследования учащихся 6-х - 8-х классов методикой Куна «Кто я?» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2
Результаты обследования учащихся 6-х - 8-х классов
методикой Куна «Кто я?»
шкалы | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
результат (%) | |||
"социальное я" | 100 | 100 | 100 |
"коммуникативное я" | 20 | 35 | 60 |
"материальное я" | 0 | 0 | 5 |
"физическое я" | 20 | 30 | 50 |
"деятельное я" | 15 | 25 | 55 |
"перспективное я" | 0 | 0 | 0 |
"рефлексивное я" | 15 | 40 | 75 |
По результатам исследования (таблица 2) можно сделать выводы о степени сформированности «Образа Я» и социальной идентичности в данных выборках.
Выборка 6-х классов характеризуется высоким показателем по шкале «социальное я» (100% испытуемых дали ответы, относящиеся к данной шкале), низкими показателями по шкалам: «коммуникативное я» (20%), «физическое я» (20%), «деятельное я» (15%) и «рефлексивное я» (15%). По шкалам «материальное я» и «перспективное я» ответы не даны. Полученные результаты говорят о низкой степени сформированности «Образа Я» и социальной идентичности в данном возрасте.
В выборке 7-х классов результаты выглядят следующим образом: высокий показатель по шкале «социальное я» (100%), низкие показатели по шкалам «коммуникативное я» (35%), «физическое я» (30%), «деятельное я» (25%) и «рефлексивное я» (40%), по шкалам «материальное я» и «перспективное я» ответы не даны.
При сравнении результатов выборок 6-х и 7-х классов видно увеличение показателей практически по всем шкалам методики. Это говорит о более высоком уровне развития «Образа-Я» и социальной идентичности испытуемых 7-х классов по сравнению с выборкой 6-х, но уровень все еще низкий.
Результаты обследования 8-х классов следующие: высокий показатель по шкале «социальное я» (100%), средние показатели по шкалам «коммуникативное я» (60%), «физическое я» (50%), «деятельное я» (55%) и «рефлексивное я» (75%), низкий уровень по шкале «материальное я». Данные результаты говорят о качественно более высоком уровне развития самосознания и «Образа Я» у учащихся 8-х классов.
Результаты обследования школьников группы «риска» и группы «благополучные» по методике М. Рокича представлены в таблице 3.
Из таблицы 3 следует: для школьников из группы «риска» наивысший ранг имеют такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «жизненая мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание» и «познание». Это говорит о том, что круг интересов испытуемых группы «риска» меньше по сравнению с испытуемыми группы «благополучные», они пологаются на свой жизненый опыт и друзей. Для них так же высокий ранг занимает ценность «интересная работа», которая, видимо, проицируется на их увлечения (например: абгрейд мотоцикла в гараже) или на их будущее, т.е. им важно получить в будущем хорошую работу.
Для испытуемых группы «благополучные» высокие ранги занимают ценности «активная деятельная жизнь», общественное признание» и «познание» это означает, что для данных школьников важно принимать активное участие в общественных мероприятиях, школьной жизни. Они ориентированы на получение общественного признания и для них так же важно образование, которое позволит реализовать себя в будущем.
Ценность «здоровье» занимает в обеих группах высокий ранг, это свидетельствует о том, что здоровье одинаково ценно для большинства испытуемых.
Также высокий ранг в обеих группах занимает ценность «наличие хороших и верных друзей» что совершенно естественно в данном возрасте, ведь для подростка общение со сверстниками становится ведущей деятельностью и дружба занимает одну из главных ролей.
Таблица 3
Сводная таблица общих показателей в группе «риска» и группе «благополучные»
Ценности | Группа «риска» | группа «благополучные» |
активная деятельная жизнь | 11 | 6 |
жизненная мудрость | 7 | 8 |
здоровье | 2 | 6 |
интересная работа | 6 | 10 |
красота природы и искусства | 13 | 11 |
любовь | 8 | 10 |
материально обеспеченная жизнь | 13 | 10 |
наличие хороших и верных друзей | 4 | 7 |
общественное признание | 11 | 7 |
познание | 9 | 7 |
продуктивная жизнь | 14 | 9 |
развитие | 11 | 10 |
развлечения | 12 | 11 |
свобода | 10 | 11 |
счастливая семейная жизнь | 8 | 9 |
счастье других | 13 | 14 |
творчество | 13 | 13 |
уверенность в себе | 8 | 13 |
Наиболее низкие ранги в группе «риска» занимают следующие ценности: «продуктивная жизнь», «красота природы», «материально обеспеченная жизнь», «счастье других» и «творчество».
В группе благополучных наименьшие ранги заняли ценности: «счастье других», «творчество» и «уверенность в себе».
Одинаково низкий ранг в обеих группах занимает ценность «творчество».
По результатам статистического анализа по t-критерию Стьюдента (таблица 4), который использовался для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами, наиболее значимые различия выявлены по ценностям: «активная деятельная жизнь», «продуктивная жизнь» и «здоровье», что подтверждает часть выводов по качественному анализу.
Низкие различия показателей по t-критерию Стьюдента объясняются тем, что выборка взята из одной школы и ценности данных школьников близки даже при разграничении на данные группы, но качественный анализ позволяет выявить различия в иерархиях ценностей данных групп.
Таблица 4
Показатели различий результатов группы «риска» и группы «благополучные» по t-критерию Стьюдента
ценности | t-критерий | разность средних значений |
1.Активная деятельная жизнь | 2,240 | 5,4 |
2.Жизненная мудрость | 0,525 | 1 |
3. Здоровье | 2,037 | 3 |
4. Интересная работа | 1,873 | 4 |
5. Красота природы, искусства | 0,698 | 1,4 |
6. Любовь | 1,280 | 3 |
7. Материально обеспеченная жизнь | 0,924 | 2,2 |
8. Наличие хороших и верных друзей | 1,075 | 2 |
9.Общественное признание | 1,754 | 3,4 |
10. Познание | 1,136 | 2,1 |
11.Продуктивная жизнь | 3,211 | 5,2 |
12. Развитие | 0,289 | 0,5 |
13. Развлечение | 0,177 | 0,4 |
14. Свобода | 0,742 | 2 |
15. Счастливая семейная жизнь | 0,434 | 1 |
16. Счастье других | 0,157 | 0,3 |
17. Творчество | 0,118 | 0,2 |
18. Уверенность в себе | 2,199 | 4 |
Информация о работе Формирование Образа Я и социальной идентичности в подростковом возрасте