Формирование Образа Я и социальной идентичности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание

Изучение особенностей «Образа Я» и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.
Формирование позитивного «Образа Я», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного «Образа Я» может привести к деформации личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ОБРАЗА Я" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ……..7
1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я»…………………………………………………………….7
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..14
1.3 Развитие и становление социальной идентичности в подростковом возрасте……………………………………………………………….25

Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………...32
2.1 Организация и методы исследования……………………………......32
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41

Работа состоит из  1 файл

Формирование Образа Я и социальной идентичности.doc

— 289.00 Кб (Скачать документ)

 

Итак, в ходе обработки и анализа результатов обследования была просмотрена динамика формирования «Образа Я» в подростковом возрасте, которая позволяет сделать выводы о том, что явные признаки сформированности «Образа Я» и социальной идентичности появляются у учащихся 8-х классов (в возрасте 14-15 лет).

Подростки чаще всего идентифицируют себя с семьей и школьниками. Роли члена семьи и школьника являются по большей части основными в данном возрасте.

Анализ результатов обследования ценностных ориентаций показал, что для школьников из группы «риска» наивысший ранг имеют такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «жизненная мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание» и «познание».

При рассмотрении результатов методики «ценностные ориентации» М. Рокича выявлена закономерность: чем выше коэффициент корреляции ответов конкретного испытуемого со среднегрупповыми значениями, тем выше статус испытуемого в группе.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».

Изучение особенностей «Образа Я» и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.

В настоящее время имеется ряд научно-практических исследований, связанных с изучением социальной идентичности и формирования «Образа Я» у учащихся (Микляева А. В., Румянцева П. В., Баранова Т. С. Агафонов А.Ю. и другие).

Проблема исследования состояла в необходимости осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте, с учетом того, что процесс социализации протекает сегодня в условиях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать теоретические выводы.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. Постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Данный период отличается выходом молодых людей на качественно новую социальную позицию, в которой формируется сознательное отношение к себе как члену общества.

Социальная идентичность - это феномен, возникающий на основании осознании личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности.

Когнитивная и мотивационная сфера конкретной личности опосредована характеристиками тех социальных групп, с которыми она себя идентифицирует. Социальная идентичность не только формируется под влиянием различных групповых свойств и процессов, но и сама оказывает влияние на внутригрупповую динамику и процессы межгруппового взаимодействия. Социальная идентичность личности формируется в процессе взаимодействия личности с социальной реальностью, в процессе которого эта реальность субъективно осмысляется в соответствии с системой жизненных отношений и потребностей.

Основные механизмы формирования социальной идентичности имеют когнитивную природу и включают в себя процессы категоризацию, самокатегоризацию, деперсонализацию и социальное сравнение. Вместе с тем, в реализации этих механизмов участвует и эмоциональная сфера, поскольку стремление к достижению и сохранению положительной самооценки составляет основу идентификационных процессов личности.

Становлению и развитию социальной идентичности в подростковом возрасте способствует, прежде всего, социальное окружение подростка и, в первую очередь, его сверстники. Подросток занимает активную позицию по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая становится для него зеркалом, отражающим его личностные качества, прежде всего по отношению к сплоченным группам.

Потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «Я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.

Анализируя результаты обследования выборки методиками М. Рокича «Ценностные ориентации», «Кто я?» М. Куна, социометрической методики можно прийти к следующим выводам:

1.                 У школьников с 6 класса (с 12 лет) идет интенсивное развитие «Образа Я» и социальной идентичности, к 8 классу (15 годам) данные свойства развиты на достаточно высоком уровне;

2.                 Испытуемые чаще всего идентифицировали себя с семьей и школьниками;

3.                 Рейтинг испытуемых отдельно в группах «риска» и «благополучные» повышается, по сравнению с рейтингом в общей группе;

4.                 Ценностные ориентации группы «риска» качественно отличаются от ценностных ориентаций группы «благополучные»;

Из всего выше сказанного следует: принимая ценности и идентифицируя себя с группой испытуемые получают признание той группы, с которой они себя идентифицируют.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте проявляется в мотивации признания, самоутверждения и самоуважения в соответствии с ценностями, принятыми в подростковой среде, подтвердилась.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2000. - 624 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1989. - 245 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2002. - 629 с.

4. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 201-211.

5. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов.// Вопросы психологии. №2, 1987 - С. 44 - 67.

6. Агеев В. С. Социальная идентичность личности. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003 - 475 с. С. 349 - 362.

7. Баранова Т.С. Социальная идентификация личности. - М.: Институт социологии РАН, 1993. - 168 с

8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986 – 347 с.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 381 с.

10. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. - М.: Педагогика, 1972. – 439 с.

11. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1979.№4.С.23-24

12. Бурлачук Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике. – Киев, 1989. - 200 с.

13. Вильям Джемс. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 583 с.

14. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.,1991. - 216 с.

15. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. - М., 1981. - 287 с.

16. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. - Спб.: Питер, 2008. - 230с.

17. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М., 2005. - 420 с.

18. Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи: Докт. дис. Тарту.,1985. - 263 c.

19. Клёцина И. С. Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления: Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход: матер. - Всерос. науч.- практ. семинара. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2007 С. 30-44.

20. Кон И.С. Социологическая психология. - М., 2002. - 324с.

21. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 342 с.

22. Майерс Д. Социальная психология. - М., 2004. - 673 с.

23. Мещеряков Б., Зинченко В.. Большой психологический словарь. - М., 2002. - 640 с.

24. Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 436 с.

25. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования.: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47

26. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. - М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. - 480 с.

27. Московичи С. Машина, творящая богов. - М., 1998. - 560 с.

28. Мудрик А.В. Время поисков и решений. - М., 1990. - 183 с.

29. Немов Р. С. Психология. Книга 3. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. 2001. - 632 с.

30. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

31. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в пост-тоталитарном обществе. // Психол. журн. 1998. № 1. С. 83-95.

32. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. - М.,1972.

33. Петровский А. В. Предпосылки и очерк стратометрической концепции групповой сплоченности. Возрастная и педагогическая психология. - Материалы Всесоюзного семинара-совещания. С. 1 - 37.

34. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. - М.,1979.

35. Психология человека от рождения до смерти./ Под общей редакцией Реан А. А. - М., 2002 - 656 с.

36. Розенберг М. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения. - М.: Педагогика, 1989. - 261 с.

37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 688 с.

38. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.,1973. - 537 с.

39. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.

40. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения.// Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74.

41. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. - М., 2003. - 223 с.

42. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.

43. Столин В.В.. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 376 с.

44. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 419 с.

45. Тернер Дж. Социальное влияние. М. 2003, 256 с.

46. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы Психологии. - 1988. № 6. - С.8-31

47. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту./ Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Педагогика, 1987.- 478 с.

48. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 1999. - 267с.

49. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. - М. 2005. - 349 с.

50. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1999. - 328 с.

51. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. - М., 1994. - 397 с.

52. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. - М., 1999. - 247 c.

37

 



Информация о работе Формирование Образа Я и социальной идентичности в подростковом возрасте