Формирование впечатления о другом человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:17, контрольная работа

Описание

Межличностное взаимодействие играет в социализации индивида огромную роль, ведь человек рождается, растет, работает, живет в социуме.
Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.
Отсюда следует актуальность изучения восприятия как психического процесса, путей его становления и развития, гигиены, профилактики нарушений и особенностей последних, необходимость этих знаний для правильного построения и организации любой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Контр.по соц.психологии.docx

— 52.10 Кб (Скачать документ)

     Третьим фактором в одежде, который всегда отмечается как признак статуса, является ее цвет. В разных странах  конкретные цвета могут иметь  разное значение. В нашей стране как признак высокого статуса  отмечается одежда черно-белой гаммы, а чем ярче, насыщеннее чище цвет одежды (не черный и белый), тем ниже предполагаемый статус. Надо заметить, что эти признаки важны не только сами по себе, по отдельности, но и во взаимодействии.

     Так, если яркая разноцветная одежда сочетается с очень высокой ценой, то испытуемые склонны делать вывод о финансовом превосходстве, а если высокая цена сочетается с неподходящим силуэтом, то "носителя" скорее признают высокостатусным "деятелем искусства", чем человеком низкого статуса. Точно так же по одежде может быть воспринято и превосходство, например, интеллектуальное. Известно, что если человек в очках, то его умственный и образовательный уровень переоценивается.

     В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие  судить о статусе человека. В чем  проявляется "превосходство" в  манере поведения? Скорее всего, можно  определить как независимость в  различных обстоятельствах и  ситуациях. Сюда относится, прежде всего, независимость от партнера: человек  не показывает, что ему интересен  тот, с кем он общается, его реакции, настроения, состояние или то, о  чем, он говорит. Такая независимость "снаружи" может выглядеть как  высокомерие, наглость, уверенность  в себе и т.п. Независимость от ситуации общения обнаруживается в  следующем: человек как бы "не замечает" некоторых ее аспектов - наличия свидетелей, неудачно выбранного момента, различных помех и т.д. Такое поведение может восприниматься по-разному, но почти всегда свидетельствует  об определенном превосходстве. Об этом же свидетельствует независимость  от различных мелких, неписанных норм общения. Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Или: человек смотрит в сторону, в окно, осматривает свои ногти - это явная демонстрация превосходства, власти (кстати, люди независимые обычно внимательно смотрят на собеседника, "заглядывают в глаза"). Если человек говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т.е. не стремится к тому, чтобы его поняли, то такое поведение фиксируется иногда как интеллектуальное превосходство, хотя в сущности это тоже нарушение нормы общения - говорить доступно.

     Манера  поведения может содержать в  себе признаки превосходства по разным причинам: вследствие действительного  превосходства, объективного или только субъективного; а также вследствие превосходства ситуативного. Каждый может оказаться в ситуации, которую  он не понимает, в которой он очень  плохо ориентируется, и поэтому  попадает в определенную зависимость  от окружающих - их советов, ответов  на вопросы и т.д. В этом случае человек легко ориентирующийся - "хозяин" ситуации - по любому основанию  знает, как себя вести, кто есть кто, обязательно будет вести себя более уверенно, независимо и, следовательно, демонстрировать в манере поведения элементы превосходства. Те же элементы может показывать и человек с субъективным превосходством, "знающий себе цену", "высоко себя ценящий". Если же такое поведение не подкреплено нашими собственными представлениями или сведениями об истинном или ситуационном превосходстве, то тогда мы можем оценить в первую очередь не статус, а, например, некоторые личные качества данного человека, уровень его притязаний (например, "он много о себе мнит").

     Таким образом, можно заключить, что восприятие превосходства по манере поведения  зависит от оценки независимости  в поведении и от нашей готовности признать эту независимость обоснованной, т.е. от нашей собственной позиции  в этот момент, которая определяется значимостью для нас ситуации.

     Если  в какой-то значимой для себя ситуации человек чувствует себя почему-то неуверенно, неустойчиво, зависимо от каких-то, может быть, еще не состоявшихся событий (т.е. у него самого в данный момент "отрицательное" превосходство), то в этой ситуации фактор превосходства  может начать действовать даже от незначительного толчка, от восприятия микроскопических (и в другое время  не подействовавших бы) отклонений в манере поведения, во внешнем виде другого человека. Тогда по любому намеку, иногда воображаемому, "запускается" действие превосходства, и ошибки не замедлят сказаться. Много примеров тому: люди в острых, экстремальных ситуациях доверяются тем, кому никогда не поверили бы в обычной обстановке, слушают советы тех (и следуют этим советам), кого в незначимой, спокойной ситуации слушать бы не стали.

     Итак, действие фактора превосходства  начинается тогда, когда человек  фиксирует превосходство другого  над собой по знакам в одежде и  манере поведения. Вследствие этого  человек, с одной стороны, строит свое поведение в данный момент, с другой - при оценке личности партнера может допускать ошибки, описанные  ранее: преувеличивать (или преуменьшать) те или другие качества.

     Фактор  привлекательности

     Восприятие  привлекательности - это процесс  той же природы, что и восприятие превосходства, т.е. социальной природы, а, следовательно, и механизмы их должны быть схожи. Отсюда - знаки привлекательности  надо искать не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или  иного признака, который служит знаком привлекательности. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или  конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность - не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой или группами, к которой мы принадлежим.

     В качестве знаков привлекательности  могут рассматриваться те усилия, которые затрачиваются человеком  для соответствия социально одобряемому  типу внешности. Такие знаки фиксируются  и запускают схему - человек относится  либо к привлекательным, и тогда переоцениваются все его невидимые качества, или к непривлекательным, и тогда происходит недооценка остального.

     Очень хорошо это видно на примере такого слагаемого внешности, как телосложение. Принято выделять три основных типа телосложения: эндоморфное (пикническое) - склонные к полноте люди, мезоморфное (атлетическое) - стройные, сильные, мускулистые и эктоморфное (астеническое) - высокие, худые, хрупкие. Довольно давно многочисленными исследователями показано, что тип телосложения связан с некоторыми психологическими чертами. Так, пикники обычно более общительны. Склонны к комфорту, переменчивы в настроениях. Атлеты характеризуются высоким жизненным тонусом, любовью к приключениям, а астеники обычно более сдержаны, молчаливы, спокойны. В нашем обыденном сознании эти связи зафиксированы довольно прочно Годфруа Ж., Что такое психология М.: Мир, 1992.-376 С 240.

     Однако  в первом впечатлении все эти "конструктивные" элементы не имеют  особого значения. Главное другое - какой тип телосложения социально  одобряется, а какой нет. Так, в  исследовании, проведенном Бродели, испытуемым предъявляли пять мужских силуэтов разных типов телосложения. Нужно было дать описание возможных психологических свойств людей с предложенными силуэтами. Реакции испытуемых расположились следующим образом. Мускулистый, спортивный мезоморфный тип получил в описаниях устойчивые положительные оценки. Эндоморфный тип - низкорослый толстяк - в большинстве случаев характеризовался отрицательно. Силуэты эктоморфного типа - высокие и худые - занимали в оценке испытуемых промежуточное положение: они не вызывали такой благожелательной реакции, как мезоморфный тип, но и не подвергались уничтожающей критике, как эндоморфный.

     Достоверно  зарегистрирован факт меньшей привлекательности  детей эктоморфного (астенического) телосложения - их реже выбирают в качестве товарищей, чаще избегают, причем замечено, что с возрастом эта тенденция усиливается.

     Таким образом, привлекателен тот тип  телосложения, который социально  одобряется. Но еще более привлекательны усилия, затраченные на его получение  Щекин Г.В.Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992 С 22.

     Итак, можно сказать, что знаками привлекательности  являются усилия человека выглядеть  социально одобряемым в некоторой  группе образом. Механизмом формирования восприятия по этой схеме является все тот же стереотип, но теперь уже  не прямо по знакам принадлежности к группе, а, если можно так выразиться, по их первой производной - по знакам желания  быть отнесенным к данной группе.

     Фактор  отношения к нам

     Следующая схема без сомнения, хорошо известна. Наверное, все согласятся, что те люди, которые нас любят (хорошо к  нам относятся), кажутся нам значительно  лучше тех, кто нас ненавидит (плохо  к нам относится). Это проявление действия фактора "отношения к  нам", который приводит к изменению  оценки качеств людей в зависимости  от знака этого отношения.

     Психологи Карри и Кени, выявив мнение испытуемых по ряду вопросов, знакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили оценить этих людей. Предъявляемые мнения варьировались от полного совпадения до совершенного несовпадения с позицией испытуемых. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом "родстве душ" настолько велика, что разногласий с позиций привлекательного лица испытуемые попросту не склонны замечать.

     В приведенном эксперименте согласие задавалось впрямую. Однако существует огромное количество косвенных признаков  согласия. Это и определенное поведение - кивки, одобряющие или ободряющие, улыбки в нужных местах, другие проявления, соответствующие вашей позиции, слова и даже сама манера держаться. Важно, чтобы во всем сквозило согласие: и включается схема восприятия по фактору отношения к нам. По сути это тоже стереотип особого рода. Здесь действует представление  не о реальных социальных группах, а  субъективных группах. Речь идет о тех  группах, которые не "существуют в природе", т.е. не заданы общественными  отношениями, существуют в нашем  сознании. Скажем, человек считает  себя умным, знающим инженером, хорошо разбирающимся в политике и футболе, счастливым в семейной жизни и т.д. Это то же самое, что относить себя к группам умных людей, знающих инженеров. Знатоков политики, футбола и др. А значит, иметь субъективные представления (стереотипы) о том, что такое умный человек, знаток футбола и т.д. И, естественно, что знаком принадлежности к этим группам будет согласие с ним, а дальше срабатывает соответствующий стереотип, т.е. схема отношения к нам как бы дополняет первые две. Все это осуществляется за счет одного механизма - стереотипизации. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему формирования впечатления, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

     В постоянном общении законы и результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетвориться  тем списком приписанных партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении. В постоянном общении становится важным более  глубокое и объективное понимание  партнера - его актуального состояния, динамики его отношения к нам, восприятие им ситуации. Здесь восприятие партнера и понимание его происходят на другой основе, стереотипы мало помогают, если не мешают.

     В самом деле: в реальном общении  мы почти всегда примерно понимаем, что происходит с нашим партнером. При этом не столь важно, что мы далеко не всегда отдаем себе отчет  в этом понимании, существенно, что  оно даже в скрытом виде является регулятором нашего поведения. Вряд ли каждый может в любой момент общения объяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен  или не хочет продолжать разговор. Однако это понимание у нас  есть, иначе мы не стали бы выяснять, что же произошло, или стараться закончить беседу. Значит, восприятие другого человека в общении дает нам материал для выводов.

     Общаясь с партнером. Мы получаем большое  количество информации о нем, о его  состояниях, переживаниях. Известно и  то, что способности адекватного  восприятия других у разных людей  разные. Есть способность, позволяющая  за внешними признаками видеть внутреннее содержание. Этой способностью в большей  или меньшей степени обладают практически все люди, но она может  быть значительно усилена при  наличии жизненного опыта и знаний.

     Реальные  основания для понимания другого  человека по его внешности и элементам  поведения действительно есть. Это  достоверно установлено сейчас психологическими исследованиями. В них показано, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, отношении к окружающим его людям вообще, о его отношении к себе, о том, как он чувствует себя в общении в данной ситуации.

     Лицо  человека, его жесты, мимика, общий  стиль экспрессивного поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные  позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению  к партнерам, а также различные  сочетания этих факторов - все это  имеет определенное социально-перцептивное содержание и несет информацию о его внутренних состояниях и характеристиках.

     Конечно, самое привлекающее наше внимание в  облике другого человека - его лицо, и это понятно, поскольку оно  может сказать нам очень много о собеседнике.

     Действительно, можно сделать "умное" лицо и  тем воздействовать на мнение о себе, а, кроме того, лицо часто бывает "одухотворенное", "смешное", "просветленное", "угрюмое" и  т.д. Первое и главное, что отражается в лице человека, его мимике - это эмоции. Причем очень важно отметить, что исследования демонстрируют очень большие "способности" всех людей к распознаванию основных эмоций по выражению лица, а передача эмоциональных состояний - одна из основных функций лицевой экспрессии. Экман установил, что существует семь основных лицевых выражений - конфигурации мимики, выражающих семь эмоций: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение или презрение и интерес. Показано, что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, тем не менее, установлено, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

Информация о работе Формирование впечатления о другом человеке