Формирование впечатления о другом человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:17, контрольная работа

Описание

Межличностное взаимодействие играет в социализации индивида огромную роль, ведь человек рождается, растет, работает, живет в социуме.
Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.
Отсюда следует актуальность изучения восприятия как психического процесса, путей его становления и развития, гигиены, профилактики нарушений и особенностей последних, необходимость этих знаний для правильного построения и организации любой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Контр.по соц.психологии.docx

— 52.10 Кб (Скачать документ)

     Обсуждая  информацию, которую можно прочесть "с лица" человека, нужно упомянуть  о роли направления взгляда - очень  важном "инструменте" общения. В  самом деле, ведь неприятно, например, говорить с человеком, который все  время не смотрит на нас, "отводит  глаза".

     Однако, хотя лицо, по общему мнению, является главным источником психологической  информации, тем не менее, во многих ситуациях оно гораздо менее  информативно, чем нам кажется. Связано  это с тем, что лицевая мимика довольно хорошо контролируется человеком, несмотря на расхожее мнение о том, что, так как "на лице все написано", оно может выдавать человека, даже когда он этого не хочет. Так как лицо весьма выразительно, очень хорошо видимо для других, а, следовательно, вызывает мощную обратную связь, а также выражения лица достаточно хорошо осознаваемы, то лицо хорошо контролируется. Во всяком случае, во много раз лучше, чем тело.

     Итак, при определенных обстоятельствах (например, соблюдении правил этикета), когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо становится малоинформативным, а тело - главным источником информации для партнера. Один из психологов даже назвал тело местом "утечки информации" о наших душевных состояниях.

     Поэтому в общении важно знать о  том, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и  его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения  таят в себе очень много информации. Это показано многочисленными исследованиями, проведенными в последние 30 лет. Самым, пожалуй, любопытным результатом этих длительных исследований оказалось то, что практически все люди умеют хорошо "читать" позы и жесты, хотя, конечно, далеко не всегда понимают, как они это делают.

     О той информации, которую несет  жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. Несмотря на то, что нормальное количество жестов различно у разных народов  и в разных культурах (больше на юге  и меньше на севере), тем не менее, везде их количество и интенсивность  растут вместе с возрастанием эмоциональной  возбужденности человека, его взволнованности. Возрастает интенсивность жестикуляции и при желании достичь полного  понимания между партнерами, особенно если оно почему-либо затруднено.

     Показано, что "закрытые" позы (когда человек  как-то пытается закрыть переднюю часть  тела и занять как можно меньше места в пространстве; "наполеоновская" поза, стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в  подбородок, и т.п.) воспринимаются как  позы недоверия, несогласия, противодействия, критики или даже страха перед  партнером. И действительно, они выражают это содержание. Открытые же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут вдоль виска). Известно, что если человек заинтересован в общении, он в положении сидя будет наклоняться вперед к собеседнику, если же не очень заинтересован - будет откидываться назад.

     Человек, желающий заявить о себе, "поставить  себя", будет стоять прямо. В напряженном  состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек  же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной  непринужденной позе.

     Значение  и смысл поз так же, как и  остальных элементов экспрессивного поведения, могут быть поняты любым  человеком. Вряд ли нужно специальное обучение чтобы понять: если человек весь как-то скрючен, зажат, напряжен, то ему, скорее, плохо, чем хорошо. Если в движениях и позах чувствуется необыкновенная легкость, он раскрепощен, свободен,- вероятно, у него хорошее настроение. Так же легко, как поза, может быть понято и значения общего рисунка походки - моментов вставания, усаживания и т.п., т.е. значение стиля передвижения и изменения поз.

     Походка, например, является одним из важнейших  ключей к пониманию внутреннего  состояния человека. Не зря походка  так узнаваема - она строго индивидуальна. Вместе с тем в походке хорошо видны многие характеристики человека. Поэтому неудивительно, что походка  хорошим врачам служила диагностическим  симптомом различных болезней.

     По  походке наблюдатель довольно легко  может распознавать эмоциональное  состояние ее владельца. Так, в исследовании Монтепэра, Гольдштейна и Клаузена испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, злость, страдание, гордость, счастье. Причем оказалось, что самая "тяжелая" походка - при гневе, самая большая длина шага - при гордости. Когда человек испытывает страдание, он почти не размахивает руками, они "висят", а если он счастлив - он "летит", у него более частые и легкие шаги. Вероятно, в том, что перед человеком никогда не стоит задача "просто воспринять" другого. Первое впечатление-это не самоцель. В самом деле, общение наше строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся, т.е. для каждой степени превосходства, для каждой категории партнеров есть как бы разные "техники" общения. Особенно хорошо это видно на примере общения взрослых с маленькими детьми. Как многие взрослые не умеют разговаривать с малышами, как часто маленькие дети испытывают трудности в общении с незнакомыми взрослыми. Причина этих неуспехов - отсутствие у тех и других адекватной техники общения при таком огромном и явном превосходстве по всем параметрам. Те же самые моменты проявляются в неудачах общения многих образованных людей с "сильными мира сего".

     Выбор "техники" общения в каждом конкретном случае определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики партнера-это  те, которые позволяют его отнести  к какой-то категории, группе. Именно эти характеристики и воспринимаются наиболее точно.

     В каждой ситуации в фокусе восприятия оказываются те признаки другого  человека, которые позволяют определить его принадлежность к той или  иной группе в соответствии с особенностями  ситуации и требованиями к построению дальнейшего поведения. А все  остальные черты и особенности, оказавшиеся "не в фокусе", просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь появляется вероятность  ошибки.

     Таким образом, всегда восприятие любого другого  одновременно и верное и неверное, правильное и неправильное, оно более  точное в отношении главных в  данный момент характеристик, по которым  мы строим поведение, и менее точное в отношении остальных.

     Таковы  в общих чертах типичные схемы  формирования первого впечатления. Однако важно знать, что при формировании мнения о человеке на основе первого  впечатления (что в нашей жизни  зачастую необходимо) - первое познание не дает точного представления о  человеке, и никто не застрахован  от ошибок. Не следует слишком категорично  судить о людях по первому впечатлению.

     Часть 2. Механихм аттракции.

     Аттракция это понятие, которое применяют для обозначения притягательности, восприятию привлекательности одного человека другим. Сам термин происходит от латинского слова «attrahere», что в переводе так и означает:«привлекать» или «притягивать». В большинстве случаев аттракция является терминологией в области психологии, но в нашем современном мире всё чаще используется как своеобразный приём в социальном обращении. Формирование симпатии возникает как результат эмоционального и психологического расположения человека в следствии проявления набора факторов другого человека.

     Межличностная аттракция

         Межличностная аттракция проявляется  в предпочтении одних индивидуумов  другими, проще говоря, это объясняет,  почему некоторые люди сходятся, а некоторые – нет. Было  проведено множество исследований  изучающих межличностную аттракцию  на разных стадиях знакомства, общения людей и пребывания  их в одном помещении. Учёными установлено, что для проявления межличностной аттракции главным фактором является первое мнение, созданное при знакомстве. Именно первое впечатление может определить поведение человека по отношению к другому человеку/людям, это может быть внешность, запах, поведение. После первой оценки человека наступает период, когда первое впечатление подкрепляется или отрицается другими дополнительными факторами. Общепринятым считается что человека располагают люди, обладающие благоприятными качествами или характеристиками, а отталкивают наделённые негативными особенностями причём сила восприятия зависит от того с какой интенсивностью человек реагирует на тот или иной раздражитель.

     В широком смысле под межличностной  аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга. Исследование факторов межличностной аттракции  началось в 1930-е гг. с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. В  эти же годы выходит популярнейший  бестселлер Дейла Карнеги "Как  завоевывать друзей и оказывать  влияние на людей", выдержавший  пятьдесят переизданий в США  и ставший таким же бестселлером в 80-е гг. в нашей стране [9].

     Адаптация рекомендаций Карнеги к практике межличностного взаимодействия получила отражение и в отечественной  психологической литературе [2,4 и  др.].

     Внимание, уделяемое этому феномену, привело  к появлению многочисленных и  разнообразных исследований. Особый интерес вызывали вопросы возникновения  аттракции при первом знакомстве, в дружбе и любви. У исследователей в силу разных причин присутствовала иллюзия того, что закономерности, выявленные в экспериментах со студентами, носят исключительно универсальный  характер.

     Следует отметить и традиционную стимульно-реактивную ориентацию исследований. Многочисленные детерминанты аттракции, выявленные в них, как правило, выступают в качестве стимулов, что и обусловливает построение соответствующих (по Карнеги) рекомендаций. Присущая тому времени исследовательская эйфория открытия общих законов человеческих взаимоотношений в последующем сменилась периодом пессимизма, особенно характерным для поведенческой психологической традиции. В доказательство полезности работы, проведенной представителями поведенческой традиции, можно констатировать: без нее не были бы возможны как фиксация феномена аттракции, так и его экстенсивное изучение, создавшее необходимую базу для последующего углубленного анализа.

     Новая волна исследований сформировалась на гребне очередного детища социальных психологов -- аттитюда. Аттракция стала рассматриваться как аттитюд, направленный на конкретного человека и охватывающий все три традиционно выделяемых его компонента:

     - когнитивный (представления о человеке),

     - аффективный (чувства к человеку),

     - поведенческий (тенденции к определенномy поведению во взаимоотношениях с человеком).

     Причем, как правило, подчеркивалась взаимозависимость  каждого из этих компонентов. В теоретических  построениях минировали идеи симметрии, баланса и соответствия между  ними. Например, в теории баланса [23, с. 127] утверждалось, что люди положительно относятся к тем, кто проявляет  симпатию к ним, т.е. любят своих  друзей и ненавидят врагов. Теория баланса наряду со всеми ее достоинствами  имела существенный недостаток -- одномерность трактовок такую связь с реальной жизнью, можно вообразить универсальное действие, приводящее вне зависимости от контекста, динамики отношений к неизбежной аттракции.

     В 70-е гг. в поведенческой традиции к феномену межличностной аттракции  начала использоваться модель подкрепления, разработанная Lott и пытающаяся аккумулировать идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которыми решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, отношении к ним и формируется аттракция.

     Другая  модификация интерпретации теории научения к межличностной аттракции получила название модели подкрепления эмоций Вугnе и Clore. В ней подкрепление дополнено эмоциональным компонентом. Логика полностью соответствует классическому обусловливанию И.П. Павлова. Как собака научается установлению ассоциации между пищей и звонком, так и человек устанавливает ассоциации с позитивными характеристиками других людей и окружения [3, с. 128].

     Вывод: таким образом, помимо узкого понимания  аттракции имеетмя и ее более широкое определение, то есть в широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга.

     Факторы аттракции

     Факторы, оказывающие влияние на аттракцию  делятся на два основных вида:внешние и внутренние, которые в свою очередь разделяются на категории.

       К внешним факторам относятся те факторы, которые напрямую не связанные с процессом взаимодействия  личностей:

  1. Умение человека поддерживать разговор, быть общительным, привлекать внимание, желание нравиться и поддерживать хорошие отношения с другими людьми. Проще говоря, от степени потребности человека к аффилиации зависит предрасположение к нему других людей, чем потребность к аффилиации ниже, тем ниже интерес к нему.
  2. Эмоциональное состояние – аттракция зависит от того, в каком эмоциональном состоянии пребывает человек. Если состояние угнетённое, чем-то озабоченное, хмурое, то он привлечёт меньше людей, чем человек весёлый и в хорошем настроении.
  3. Пространственная близость – является одним из главных факторов аттракции. Замечено, что чем ближе люди стоят друг к другу во время общения, тем сильнее проходит процесс аттракции, но не стоит забывать, что неуместная близость может наоборот может повредить. Так, если общение проходит на расстоянии до 0,5м то это интимная зона, до 1,5м – дружественная, до 3м – официальная, более 3м – публичная.

Информация о работе Формирование впечатления о другом человеке