Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:17, реферат
Общепринято, что к формам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения . Подключаемые отдельными авторами к этим формам гипотезы, идеи, теории, законы, доказательства и другие образования являются, на наш взгляд, производными, обладающими своей спецификой, не отменяющими значения первых, а придающими им статус основных, ведущих. Диалектическое мышление базируется на всех этих формах, широко их использует.
Без учета содержания вряд ли имеет смысл заявлять о существовании
Формы мышления
Общепринято, что к формам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения . Подключаемые отдельными авторами к этим формам гипотезы, идеи, теории, законы, доказательства и другие образования являются, на наш взгляд, производными, обладающими своей спецификой, не отменяющими значения первых, а придающими им статус основных, ведущих. Диалектическое мышление базируется на всех этих формах, широко их использует.
Без учета содержания вряд ли имеет смысл заявлять о существовании каких-либо особых «диалектических» понятий, суждений и умозаключений. Только конкретное их применение, связанное с диалектическим содержанием, делает их таковыми. Но это уже вопрос не форм мышления, а содержания.
Если пытаться
выделить специфические формы мышления,
связанные с диалектической логикой,
то, на наш взгляд, ими окажутся прежде
всего философские категории
и общеметодологические принципы (или
«методологические положения»). Одной
из центральных задач диалектики
как логики и является изучение природы
и специфики философских
В «Философских
тетрадях» В. И. Ленина сформулировано
понятие об «элементах диалектики»
и перечислено шестнадцать
Законы материалистической
диалектики служат для выражения
отдельных теоретических
Категории служат формой выражения других элементов диалектики. Вне и помимо категорий нет ни законов, ни методологических положений, ни теоретических принципов. Категории являются универсальными элементами материалистической диалектики.
Рассмотрим, что представляют собой «методологические положения». Во всех науках методологические положения нацелены на осуществление новых циклов познания, на достижение нового знания. Они суть не что иное, как регулятивы познания, правила-нормы, которыми должно руководствоваться мышление. Те или иные их комплексы составляют специальные или общенаучные методы исследования (сравнительный, экспериментальный, метод моделирования и т. п.). В философии они выступают в форме общеметодологических принципов, или, что то же самое, диалектико-логических принципов; в разделе, посвященном диалектической логике, их можно сокращенно называть «принципы».
Методологические
предписания, включаемые в метод, выражают
не только специфику предмета философии
и специфику философского знания,
но и характер, уровень научного
развития субъекта познания, его способность
осуществить перевод
На основе теоретического мировоззренческого содержания в диалектике как логике формулируется ряд регулятивных правил (принципов), внешне достаточно простых, но глубоко обоснованных, способных вести к истине, к раскрытию внутренней логики развивающегося объекта.
Среди логиков, да и философов, иногда встречается точка зрения, расширительно трактующая познавательный арсенал диалектической логики и недооценивающая, по нашему мнению, философские принципы познания.
В одной из лучших
работ, изданных в 70-е годы по диалектической
логике - в коллективной монографии
«Диалектика научного познания», указывается,
например, что существует четыре вида
(группы) законов диалектической логики.
К первой группе относятся основные
и неосновные законы развития, действующие
во всех сферах действительности: природе,
обществе, мышлении. Вторую группу составляют
специфические диалектические законы
познания, вникающие на основе такого
применения общих законов к сфере
познания, которое связано с существенным
преобразованием последних: в формулировки
этих законов включаются характеристики
познавательных процессов, отсутствующие
в характеристиках процессов
природы и общества, поскольку
они таковым не свойственны. Третья
группа - законы познания, присущие лишь
объективируемой сфере
На наш взгляд,
интересной здесь является идея представить
диалектико-логические принципы в виде
законов познания. Правда, термин «закон»
вызывает ассоциацию с неким автоматизмом
действия, его независимостью от сознания.
В традиционной формальной логике данный
термин тоже небезукоризнен в своем
применении. В диалектической же логике
с ее подвижными, текущими категориями,
связанными с мировоззренческой
активностью субъекта, возможностью
гибкого оперирования принципами, их
сочетанием понятие «закон» может
оказаться менее пригодным для
выражения содержания диалектической
логики и направляемости мышления на
отображение объективной
Что касается выделенных
групп законов диалектической логики,
то здесь возможны коррективы. Первая
группа, по существу, включает законы диалектического
материализма в целом, а не только
диалектической логики, хотя, конечно,
эти законы действительны и для
мышления. Их специфичность в мышлении
однопорядкова со специфичностью их
проявления в других сферах действительности
и не выходит за рамки всеобщности.
Далектика как логика, что отмечалось,
базируется на них, но траисформирует
их в сответствующие регулятивы познания,
которые и образуют, если следовать
за авторами, вторую группу диалектико-логических
законов. Третья группа законов нуждается
в уточнении названия этой группы
и определении состава
И. Элез справедливо
возражает против зачисления в разряд
диалектико-логических таких законов,
которые непосредственно не соотносятся
с основными и неосновными
законами диалектики. Он полагает, что
отрыв законов мышления в виде
так называемых специфических законов
диалектики от наиболее общих законов
природы, общества и мышления превращается
в такой же отрыв диалектической
логики от диалектики. Он верно отмечает,
что в данной книге рассматривается
ряд законов мышления, вообще неспецифичных
для диалектики и входящих в компетенцию
частных наук. Мы поступаем опрометчиво,
когда определяем диалектическую логику
как учение о формах и законах,
свойственных лишь одному мышлению и
не имеющих никаких общих
Диалектическую логику не следует редуцировать к частнонаучным логическим дисциплинам. В рассматриваемой книге такой редукции (за некоторым исключением) не имеется.
Значительно чаще встречается, к сожалению, другого рода редукция: выдвигается задача по анализу тех или иных принципов диалектической логики, а вместо изложения познавательных регулятивов принципа дается описание онтологического содержания категорий диалектики. Такого рода подмена задач имеет место, например, и в ряде разделов книги «Диалектическая логика», изданной Московским университетом в 1986 г.
Но принципы диалектической логики специфичны по своему выражению; они не сводятся ни « онтологическому, ни к гносеологическому компонентам.
Диалектико-логические
принципы представляют собой центральную,
реально работающую в конкретном
познавательном процессе часть диалектической
логики. Все остальные ее разделы
(например, выяснение природы и
специфики категорий, логической структуры
философского знания, систематизации
категорий диалектического
Сами принципы диалектического мышления неравнозначны. Их можно разделять на разные группы в зависимости от оснований деления.
Одним из главных оснований будет сфера их действия, широта охвата видов познавательной деятельности, их функциональное предназначение.
В подавляющем
большинстве публикаций, посвященных
диалектической логике, утверждается,
что она есть логика научного, более
того-научно-теоретического познания.
Повседневное мышление, а также художественное
познание, не являющиеся «научными», при
таком подходе исключаются из
зоны действия диалектической логики.
Кроме того, ограничивается ее воздействие
на практическую деятельность субъектов
исторического процесса. Все это
не соответствует всеобщему
В настоящее
время в литературе все прочнее
утверждается представление о диалектической
логике как науке о диалектических
взаимосвязях и диалектических закономерностях
развития мышления, как науке о
диалектическом методе мышления. «Принимая
во внимание различие между обыденным
и научным познанием, необходимо
подчеркнуть, что диалектическая логика
есть прежде всего и по преимуществу
наука о диалектических взаимосвязях
и закономерностях развития научного
мышления. Однако в целом ее предмет
шире - диалектическое мышление вообще.
При этом диалектическая логика исследует
мышление не как физиологический
или субъективно-