Гендерные особенности проявления застенчивости у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 04:13, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. XX век существенно изменил многие стереотипы полоролевой идентификации общества. Важнейшими феноменами этих изменений стали переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности. Гендерному подходу способствовала мощная волна женского движения на Западе еще конца 60-х - начала 70-х годов, которая дала толчок развитию исследований, которые теперь называются гендерными.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Гендер и биологическое различие полов. Гендерные исследования в психологии дошкольного старшего возраста………………………………………...6
1.1. Гендер как основа гендерных исследований……………………………........6

1.2. Гендерные исследования в психологии старшего дошкольного
возраста (полоролевой подход)…………………………………………………..10
Глава 2. Гендерные особенности проявления застенчивости у детей
старшего дошкольного возраста. Коррекция застенчивости…………………..12
2.1. Особенности физиологического созревания и психического
развития старшего дошкольного возраста……………………………………....12
2.2. Застенчивость. Ее понятие в различных теориях. Характерные черты застенчивого ребенка…………………………………………………………… ………15
2.3. Работа психолога с застенчивыми детьми………………………………….20
Заключение………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

К.Р. Анны.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

Отсюда и отказ от деятельности. Воспитание детей в стиле «Золушки», нарушение личностного взаимодействия между детьми и взрослыми (как родителями, так и педагогами) способствует выработке у ребенка психологической защиты, заключающейся в том, что он перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, не делает лишних движений, чтобы не «вызвать огонь на себя» [26,c.117].

Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости. По мнению Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение. Поэтому  ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей. Он старается ничего не говорить, ничего не делать, стать максимально незаметным. Особенно хорошо это заметно у маленьких детей, которые, стесняясь, прячутся в подол маминой юбки или за шкаф [18,c.112].

В семье и с хорошо знакомыми людьми, которым они доверяют, стеснительные дети ведут себя обычно совершенно нормально, ничем не отличаясь от других детей. Иногда ребенок нормально общается с мамой и бабушкой и стесняется папу, который часто ездит в командировки и подолгу не бывает дома. Если же нарушены взаимоотношения ребенка со всеми членами семьи, то здесь, скорее всего, мы имеем дело не со стеснительностью, а с каким-то другим, более серьезным эмоциональным расстройством [19,c.93].

Таким образом, застенчивый ребенок – это такой ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять себя и свои коммуникабельные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких разрушений кроется в особенном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. С одной стороны, ребенок имеет высокую общественную самооценку, считает себя самым лучшим, а с другой – сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых.

В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен для ребенка, его тревога уходит в тень, а в общении с посторонними – она снова выходит на первый план.

И только тогда, когда ребенок перестает ждать оценок окружающих, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Работа психолога с застенчивыми детьми

По мнению Г.А. Широковой эффективность помощи психолога застенчивым детям зависит от установления причин проблемы. Внешние проявления различных проблем имеют сходство. Например, застенчивость и замкнутость. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, а также испытывают страх перед новыми людьми и новой обстановкой.

Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость начинает мешать им и самому ребенку[26,c.72].

В процессе первичного сбора информации важно понять, что именно мешает ребенку жить, внешне взаимодействовать.

Работа психолога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:

      развитие позитивного самовосприятия;

      повышение уверенности в себе и своих силах;

      развития доверия к другим;

      корректирование страхов;

      снятие телесного напряжения;

      развитие умения выражать свои эмоции;

      развитие навыков коллективной работы;

      развитие навыков самоконтроля.

Первый диагностический этап, как и все остальные, должен включать работу и с родителями, и с ребенком, и с педагогами.

Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развития доверительных отношений. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребенок привык к психологу.

Первое время специалист должен систематически приходить в группу, проводить наблюдения, беседовать с педагогом, проводить игры и участвовать в них.

Когда ребенок сможет более или менее свободно контактировать с психологом, можно начинать индивидуальную работу в кабинете. Скорее всего, ребенок не захочет выполнять задания. Тогда можно предложить поиграть, порисовать, то есть заняться тем, чем он захочет, и постараться включить задания в контекст игры или отложить их.

В этот период целесообразно использовать проективные методики, включающие беседы по рисункам. Также в индивидуальной работе можно использовать элементы психотерапии, куклотерапии.

Постепенно можно включать ребенка в подгрупповую работу, через организацию совместной деятельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребенок наверняка справится. Создание ситуаций успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Нужно обязательно отмечать его успехи, сказав об этом вслух.

Но не стоит заострять внимание на малыше, так как это только смутит его. Поэтому помощь ему лучше оказывать косвенно, без нажима. Поручение или свою просьбу можно мотивировать тем, что без его помощи взрослому не справиться [26,c.120].

Застенчивые дети гораздо легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками или взрослыми. Этот момент также можно использовать для развития уверенности ребенка в своих силах, для развития позитивного восприятия.

Просьба, обращенная к застенчивому ребенку (как и вообще к детям дошкольного возраста), должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Основная тактика – это тактичность и терпение.

Для работы с застенчивым ребенком хорошо привлечь ассистента из сверстников с высокой коммуникабельностью и доброжелательностью и который сумеет вовлечь ребенка в игру, в совместную деятельность. Но его тоже нужно подготовить: провести беседу, проиграть типичные ситуации.

Особое внимание необходимо уделять консультированию родителей и педагогов. Им важно объяснить особенности ребенка, рассказать о его потенциальных возможностях. Если причина кроется в дисгармонии семейных отношений, необходимо тактично поговорить с его родителями. Рекомендации родителям застенчивого ребенка и педагогам должны включать следующие моменты.

1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.

2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении личности такие оценки вообще не допустимы.

3. Главный козырь взрослых – это терпение и тактичность.

4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.

5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги - продавцу, телеграмму – телеграфистке и т.д.). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно

Психологу важно помочь родителям и педагогам выработать единую стратегию в общении с застенчивым ребенком, научить их навыкам конструктивного общения.

В непосредственной работе с детьми можно использовать следующие приемы и методы:

а) обучение способам расслабления;

б) проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребенка (публичное выступление, ситуация знакомства и т.д.);

в) подвижные игры для развития коммуникативных навыков;

г) постановка спектаклей;

д) рисование для выявления и отработки страхов;

е) использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с ярко нарисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;

ж) обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.(См. Приложения 3,4,5). [26,c.123].

Интересен пример, который приводит Ф. Зимбардо, о том, как его мать справилась с застенчивостью его младшего брата: Моя мать, - пишет он, - которой были свойственны способность к состраданию и глубокое понимание человеческой натуры, решила, что она должна помочь Джорджу, прежде чем его застенчивость станет непреодолимой. Его причуды продолжались и после того, как с ног были сняты распорки. Убежденная, что он должен общаться со сверстниками, мать настояла, чтобы Джорджа приняли в школу, хотя ему было всего четыре с половиной года и была как раз середина семестра.

Мать вспоминает: «Он вопил и рыдал беспрерывно почти весь первый день, в ужасе вцепившись в подол моего платья. Стоило учительнице или кому-то из детей посмотреть на него, он утыкался головой мне в подол или закатывал глаза к потолку. Но когда в классе рассказывали интересную историю или начинали играть в музыкальные игрушки, любопытство брало верх и он не мог удержаться, чтобы не смотреть и не слушать [23,c.384].

«Мне, - пишет Ф. Зимбардо, - пришла в голову мысль, что Джордж не был бы так сосредоточен на себе, будь он невидим, то есть если б он мог участвовать в совместных действиях и сам мог смотреть, а другие дети не могли бы разглядеть его. Естественно, раствориться в воздухе он не мог, но он мог проделать нечто подобное - стать человеком в маске вроде одинокого Ковбоя из радиопьесы.

После обеда мне удалось убедить Джорджа помочь мне смастерить маску из плотного бумажного пакета для продуктов. Мы вырезали в маске отверстия для глаз, носа и рта и слегка раскрасили ее, чтобы она стала более симпатичной. Он померил маску, и она ему понравилась. Снова и снова он заставлял меня повторять вопрос: «Кто этот мальчик в маске?». На это он с ликованием отвечал: «Одинокий Ковбой», или  «Мистер Никто», или «Не ваше дело», или просто по-львиному рычал. Иногда он снимал маску, чтобы убедить меня, что это был все-таки он сам.

Учительница согласилась принять мою игру. По сути, она сделала даже болыше - привела игру в действие. Она объявила детям, что новенький будет носить маску и не надо пытаться ее сорвать, лучше просто играть с мальчиком в маске. Неожиданно этот подход сработал. Джордж смог стать частью класса, хотя и несколько отстраненной частью. Если ему не хотелось прятаться, он мог вообразить, что его никто не узнает. Постепенно он сблизился с другими детьми и, в конце концов, через несколько недель увлекся общей игрой.

Он остался в группе еще на год, и, по мере того как он привыкал к школьным порядкам, росла его уверенность. Однако он продолжал каждое утро надевать маску и снимал ее только после занятий, когда брат приходил забрать его домой.

Великий день настал в конце года, когда должно было состояться детское цирковое представление. Джордж за год набрался опыта в таких делах, и учительница предложила ему: «А не хотел бы ты быть распорядителем цирка?» Он запрыгал от радости. Но учительница продолжала: «Джордж, ты же знаешь - распорядитель носит маскарадный костюм и высокий колпак, но никак не маску. Если ты хочешь играть эту роль, давай заменим маску таким костюмом. Хорошо?».

Так Джордж стал не просто членом группы, а руководителем цирка, которого видят и слышат все! Не нуждаясь больше в маске, он встал на путь к тому, чтобы превратиться в здорового, счастливого ребенка. И хотя он не стал выдающимся учеником, он крепко подружился с ребятами, а потом его даже избирали в актив класса.

Ношение маски в течение полутора лет может показаться экс-центричным. Но это простое решение позволило Джорджу постепенно войти в успешный контакт с другими детьми и приблизило тот день, когда он смог стать самим собой уже без маски. Бумажная маска оказалась наилучшим выходом для крайне застенчивого ребенка. Другим детям везет меньше. Они вырастают и становятся взрослыми, так и не научившись справляться со своей мучительной проблемой» [23,c.385].

Т.Л. Шишова в своей книге приводит истории для застенчивых дошкольников: «Про застенчивого слоненка», а также раскрепощенные игры и упражнения. К примеру в игре «Царевна-Несмеяна» (для детей 6-10 лет) один игрок изображает «Царевну - Несмеяну», а остальные, как умеют, пытаются ее рассмешить. Можно использовать и пантомиму. Тот, кому удается рассмешить ее, сам становится «Царевной-Несмеяной» [27, с. 58].

Этот же автор предлагает игру «Зоопарк», отмечая при этом: «Нужно, чтобы в этой игре было больше выдумки и юмора. Привлекают в игру взрослых – они будут посетителями в зоопарке, а ведущим является ребенок. Остальные дети должны изображать животных. Перед игрой необходимо дать детям время на подготовку(кто кого будет изображать. Остальные игры для застенчивых детей «Рычи, лев, рычи», «Стучи, поезд, стучи». (См. Приложение 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Гендерные особенности проявления застенчивости у дошкольников