Гендерные особенности проявления застенчивости у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 04:13, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. XX век существенно изменил многие стереотипы полоролевой идентификации общества. Важнейшими феноменами этих изменений стали переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности. Гендерному подходу способствовала мощная волна женского движения на Западе еще конца 60-х - начала 70-х годов, которая дала толчок развитию исследований, которые теперь называются гендерными.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Гендер и биологическое различие полов. Гендерные исследования в психологии дошкольного старшего возраста………………………………………...6
1.1. Гендер как основа гендерных исследований……………………………........6

1.2. Гендерные исследования в психологии старшего дошкольного
возраста (полоролевой подход)…………………………………………………..10
Глава 2. Гендерные особенности проявления застенчивости у детей
старшего дошкольного возраста. Коррекция застенчивости…………………..12
2.1. Особенности физиологического созревания и психического
развития старшего дошкольного возраста……………………………………....12
2.2. Застенчивость. Ее понятие в различных теориях. Характерные черты застенчивого ребенка…………………………………………………………… ………15
2.3. Работа психолога с застенчивыми детьми………………………………….20
Заключение………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

К.Р. Анны.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Заключение

 

Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Целью является исследование особенностей застенчивости детей старшего дошкольного возраста.

Застенчивость - это явление всеобщее и широко распространенное, поэтому проблемой застенчивости занимались и отечественные, и зарубежные ученые. Но вопрос об особенностях застенчивости слабее всего освещен в специальной литературе. В основе гендерных исследований лежит понятие «гендер», которое до сих пор вызывает множество споров и трактуется по-разному различными концепциями феминистской теории.

Современные идеи полоролевого подхода в гендерной социализации мальчиков и девочек можно описать как комплекс представлений педагогов и родителей о том, что:

– существует 2 биологических пола – женский и мужской, которым должны соответствовать 2 роли, 2 «жизненных сценария» – женский и мужской.

Полоролевой подход означает целенаправленную подготовку мальчиков и девочек к взаимодополняющим, но не равноценным функциональным ролям в семье и обществе.

Мальчики и девочки с момента  рождения развиваются по-разному.

У большинства мальчиков более развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов. Они мыслят более абстрактно, формируя понятия, образы. С психологической стороны у большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные конкретные. Мальчики тяготеют к широкому кругу общения.

У большинства девочек более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающими за регуляцию речи, письма, логического мышления. Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями. И играют они в различные игры.

В работе дано несколько определений застенчивости, поскольку это дискуссионный вопрос.

Застенчивый ребенок – это такой ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять себя и свои коммуникабельные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. 

Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере.

В связи с этим существуют различные методики по преодолению застенчивости у дошкольников. Это игры и упражнения. Работа психолога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях: развитие позитивного самовосприятия;  повышение уверенности в себе и своих силах; развития доверия к другим; корректирование страхов; снятие телесного напряжения; развитие умения выражать свои эмоции; развитие навыков коллективной работы; развитие навыков самоконтроля и т.п.

В этот период целесообразно использовать проективные методики, включающие беседы по рисункам. Также в индивидуальной работе можно использовать элементы психотерапии, куклотерапии.

Постепенно можно включать ребенка в подгрупповую работу, через организацию совместной деятельности, совместных игр.

В приложениях 2,3,4,5,6 приведены игры и упражнения для коррекции застенчивости, которые, как показала практика способствуют постепенной раскрепощенности детей.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издат. Центр Академия. 1999.- 672с.

 

2. Абубикирова Л.Н. Что такое гендер? / Л.Н. Абубикирова // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 123 – 125.

3. Аристархова И. Генеалогия отношений российского и западного феминизма: в теории и на практике. - Посиделки. Петербургский центр гендерных проблем. 1999. №4. (36). С.13 – 19.

 

4. Берн Шон Меган. Гендерная психология /Пер. С. Рысев и др./ - 2-е Междунар. Изд. – Санкт-Петербург; прайм – Еврознак: НЕВА; Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 318с.

 

5. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов /И.В. Костикова и др.; Под общ. ред. И.В. Костиковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2005. - 252с.

 

6. Взрывной ребенок. Новый подход к пониманию и воспитанию легко раздражаемых, хронически несговорчивых детей. М.: Изд-во Теревинф, 2009. – 157с.

 

7. Воронцов Д. В. Гендерная психология общения / Д. В. Воронцов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. – 208с.

 

8. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости / Л.Н. Галигузова //Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 28- 35.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

9. Гендерная психология /Под ред. Клециной И.С. - 2-е изд., испр. и доп. - Питер, 2009. - 496 с.

 

10. Егорова И.В. авторская педагогическая разработка: «Я мастер»//Дошкольное образование. 2012. № 14. С. 23 - 27.

11. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. – СПб, М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 184с.

12. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок /Филипп Зимбардо, Ширли Рэдл; пер.

с англ. Е. Долинской. - М.: ACT Астрель, 2005. - 294, [10] с.

 

13. Ильин Е.П. Пол и гендер /Е.П. Ильин. – Москва: Питер, 2010. - 686с.

 

14. Кабаева В.М. Ообенности физиологического созревания и психического развития и девочек. Различия в учении и  воспитании - М.: МГПП, 2007. - 196с.

 

15. Клецина, И. С. Гендерная социализация: учеб. пособ. для студ. [Текст] / И. С. Клецина. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 120с.

 

16. Кон. И.С. Социологическая психология: Избр. психол. тр. / Академия пед. и социал. наук. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 555с.

17. Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для студентов, обучающихся по психол. и пед. специальностям /И.С. Кон. – М.: ACADEMIA, 2003. – 334с.

18. Лютова Е.К., Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутич. детьми: Практическое пособие /Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. М.: Генезис, 2000. – 191с.

19. Мурашова Екатерина. Ваш непонятный ребенок»: Самокат; Москва; 2011 – 440с.

20. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

21. Пушкарева Н. Л. Гендерная асимметрия современной социализации и перспективы гендерной педагогики // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. – Мурманск, 2001.- С. 25-32.

22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384с.

 

23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения - 480с.

 

24. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. /Под общ. ред. О.А. Ворониной. – М.: Изд-во МГЦИ – МВШСЭН: Московский философский фонд , 2001. – 415 с.

25. Шакирова Светлана. Пол женщины. Сборник статей по гендерным исследованиям. – Алма-Ата. Центр гендерных исследований. 2006. С. 19-23.

 

26. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога /Г.А. Широкова – Изд. 4-е. – Ростов - на - Дону: Феникс,. 2006. – 383с.

 

27. Шишова Т. Л. Расколдуйте невидимку. Как преодолеть детскую застенчивость /Ред. Иванова А. М.: Изд-во НИКЕЯ, 2011. - 160с.

 

28. Штылёва Л. В. Сущность полоролевого подхода в образовании / Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки).

 

29. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ /Л.В. Штылева: М-во образования и науки Российской Федерации; Федеральное агенство по образованию, Мурманский гос. пед. ун-т. – Москва: Per Se. 2008. - 315с.

 

30. Энциклопедия глубинной психологии [в 4. т.] /Под общ. ред. А.М. Бокова; пер. с нем./М.: Codito – MGT. Т. 4. Гендерная психология. Аналитическая психология. – 2004. – 579с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

 



Информация о работе Гендерные особенности проявления застенчивости у дошкольников