Гендерные особенности типов темпераментов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 04:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить гендерные особенности проявления типов темпераментов.
Задачи исследования:
1.Проанализировать тему исследования в психологической литературе.
2.Раскрыть понятие темперамента и его типов.
3.Изучить гендерные особенности проявления типов темпераментов.

Работа состоит из  1 файл

основная темп.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

Положительные стороны холерического темперамента - энергия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные же проявления - общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам - часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.

Меланхолический темперамент. У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, пессимизм. Такой человек чуждается коллектива, уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственные переживания. Но в благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве - музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям [7, с.52].

Деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные  типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко. По преобладающим чертам судят о том или ином виде темперамента. Каждому из них присущи свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому не должно быть предвзятого отношения к людям, обладающим определенным видом темперамента. О человеке судят не по темпераменту, а по результатам его работы. Человек любого темперамента может принести пользу, успешно овладеть профессией, повысить свою квалификацию, если его правильно обучать и воспитывать. В таком случае и темперамент будет претерпевать изменения, так как он не является чем-то раз и навсегда данным, застывшим, неподвижным. Темперамент можно изменять, т.е. развивать положительные черты и устранять отрицательные. У человека с любым темпераментом могут быть развиты высокие общественные свойства и качества личности.

Исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына показали, что стройная картина сооответствия 4-х типов ВНД - высшей нервной деятельности (по Павлову) - четырем темпераментам, известным с древности, не так очевидна, как предполагалось ранее. Они предложили временно отказаться от обсуждения типов ВНД вплоть до более полного изучения ее основных свойств и их вза-имооотношений, показали парциальность этих свойств при применении условно-рефлекторных процедур к различным анализаторным системам, наметили поиски общих свойств нервной системы в амодальных регуляторных структурах мозга. Наиболее важны выводы Б.М. Теплова об отсутствии прямого параллелизма между основными свойствами нервной системы и особенностями поведения о неравномерности суждения о физиологических свойствах нервной системы по психологическим характеристикам поведения. Свойства нервной системы не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие. Стоит задача поиска отдельных свойств нервной системы, обусловливающей индивидуальные различия по параметрам общей психической активности и эмоциональности - главных 2-х измерений темперамента (В.Д. Небылицын) [18, с.217].

Таким образом, темперамент - это характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности.

Можно выделить следующие признаки свойств темперамента:

  1. их обусловленность свойствами нервной системы;
  2. психологические признаки: постоянные индивидуальные особенности эмоциональной сферы - сила, скорость эмоций, эмоциональная возбудимость - устойчивость или изменчивость, плавность или резкость изменения эмоций;
  3. регуляция динамики психических процессов и психической деятельности в целом (скорость, темп реагирования).

Известный психолог К.Г. Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»). Экстраверты общительны, подвижны, активны, оптимистичны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщительны, сдержанны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К такому типу людей относятся флегматики и меланхолики [22, с.35].

Однако в жизни редко  встречаются абсолютные экстраверты или интроверты. В каждом из нас есть черты как тех, так и других. Это зависит от врожденных качеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств. Любопытно, что у экстравертов правое полушарие ведущее, что частично может проявляться даже во внешности: у них более развит левый глаз. Он больше открыт, зрение им более осмыслено (нервы у человека идут крест-накрест, т.е. от правого полушария к левой половине тела и от левого полушария к правой половине). У интровертов ведущим является левое полушарие.

Известный психолог Г.Ю. Айзенк считает, что личность человека включает четыре уровня:

I- уровень отдельных реакций;

II- уровень привычных реакций;

III - уровень отдельных черт личности;

IV - уровень типичных черт: интроверсия-экстраверсия, эмоциональная нестабильность (нейротизм), психопатические черты, интеллект.

Нейротизм - это эмоционально психологическая неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным нейротизмом из-за излишней впечатлительности и обидчивости даже по пустякам может возникать эмоциональный стресс, они долго переживают конфликты, «не могут взять себя в руки», часто подавлены, огорчены, раздражительны, тревожны, круг их друзей обычно сужается. Эти черты довольно стойкие и могут быть сглажены в процессе упорного самовоспитания.

Экстраверсия в сочетании  с повышенным нейротизмом обусловливает проявление темперамента холерика; «интроверсия + невротизм» определяет темперамент меланхолика; противоположность нейротизма - эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинистический темперамент, в сочетании с интроверсией - как флегматический [18, с.218].

Айзенк попытался определить физиологическую основу параметров экстраверсии - интроверсии. Основываясь на гипотезе Павлова, он предполагал, что экстравертированное поведение определяется возникновением сильных потенциалов торможения и слабых - возбуждения, в то время как у интровертов – наоборот. Айзенк выявил экспериментальные признаки, на основании которых производится деление на экстравертов и интровертов:

Интроверты:

1) ригидность восприятия - сильная;

2) настойчивость - большая;

3) уровень притязаний - высокий;

4) общительность - пониженная;

5) образование условных связей - быстрое;

6) константность восприятия - низкая.

Экстраверты:

1) ригидность восприятия - слабая;

2) настойчивость - малая;

3) уровень притязаний - низкий;

4) общительность - повышенная;

5) образование условных связей - медленное;

6) константность восприятия - высокая.

1.3 Роль темперамента в деятельности

Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, но нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники - для организаторской деятельности («политики»), меланхолики - для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики - для планомерного и плодотворного труда («созидатели»). Для некоторых видов деятельностей, профессий противопоказаны определенные свойства человека. Например, для летчика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы; следовательно, флегматики и меланхолики психологически малопригодны для подобной деятельности.

Роль темперамента в  труде и учебе заключается  в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.) [18, с.219].

Существуют  четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй  путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, - формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешных результатов деятельности.

Темперамент накладывает  отпечаток на способы поведения  и общения. Например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями  его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники [18, с.220].

В поведенческом общении  можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, что темперамент  определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая», и социально-ничтожная личность.

И.П. Павлов выделил  еще 3 «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного  типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Представители художественного типа стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и оно зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12 - 16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое  полушария имеют специфические  функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека [18, с.221-222].

Таким образом, темперамент  является природной основой проявления психологических качеств личности. При любом темпераменте можно  сформировать у человека качества, которые несвойственны данному типу. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни, воспитания и самовоспитания.

Как отмечает Я. Стерляу, знание свойств темперамента, несомненно, позволяет лучше понять поведение человека в домашних условиях, в школе или в трудовых коллективах. Это особенно важно в тех случаях, когда свойства темперамента существенно отклоняются от средних значений, типичных для данной популяции. Так, слишком высокая активность ученика (независимо от того, что она является типичной для определенной стадии развития) требует такой организации его труда и учебы, при которой эта его особенность воплощалась бы в решении задач, полезных как для него самого, так и для коллектива. Но достигнуть этого  с  наибольшим  успехом  можно  лишь  в  том случае, если учителя и родители поймут, что активность ребенка чрезмерна [17, с.145-147].

Информация о работе Гендерные особенности типов темпераментов