Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 04:06, курсовая работа
Цель исследования: изучить гендерные особенности проявления типов темпераментов.
Задачи исследования:
1.Проанализировать тему исследования в психологической литературе.
2.Раскрыть понятие темперамента и его типов.
3.Изучить гендерные особенности проявления типов темпераментов.
Таким образом, исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. B.C. Мерлин и Е.А. Климов разработали понятие индивидуального стиля деятельности, суть которого состоит в понимании, учете и овладении человеком своими психодинамическими особенностями. Так, холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие. Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей. Среди великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов темпераментов: И.А. Крылов и М.И. Кутузов - флегматики, А.С. Пушкин и А.В. Суворов - холерики, М.Ю. Лермонтов и А.И. Герцен - сангвиники, поэт В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь и П.И. Чайковский - меланхолики.
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе Амурского Государственного университета («АмГУ») г. Благовещенска, с целью проанализировать степень выраженности различных типов темпераментов у студентов.
В ходе исследования нами были опрошены и протестированы 20 студентов «АмГУ», специальности психология. Участие всех испытуемых в нашем исследовании было добровольным.
Для практического исследования темперамента была выбрана методика диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма Г.Ю. Айзенка. Автор двухфакторной модели личности Г.Ю. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию - интроверсию и нейротизм. Ганс Айзенк изучал работы К. Юнга, Р. Вудвортса, И.П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов. Он предложил три базисных измерений личности:
Нейротизм - характеризует
эмоциональную устойчивость/
Экстра/интроверсия. Психотизм - показатель склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, эгоцентричности. Люди с высокой степенью выраженности психотизма эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Результатом комбинации высокого и низкого уровня интроверсии и экстраверсии с высоким либо низким уровнем стабильности и нейротизма - стали четыре типа темперамента, описанные Айзенком (таблица 2).
Таблица 2: Типы темперамента по Г.Ю. Айзенку
Интроверсия |
Экстраверсия | |
Высокий уровень нейротизма |
Меланхолик Легко поддающийся переменам тревожный рассудительный пессимистичный замкнутый необщительный тихий |
Холерик ранимый беспокойный возбудимый непостоянный импульсивный оптимистичный активный |
Опросник состоит из 57 вопросов (приложение А). Имеется три шкалы: экстраверсии - интроверсии, нейротизма, и шкала лжи.
Инструкция: Вам предложен ряд вопросов об особенностях поведения в различных условиях и ситуациях. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Работайте быстро, не затрачивая слишком много времени на обдумывание ответа. Наиболее важна первая реакция. На вопросы отвечайте только «да» или «нет». Анонимность ответов гарантируется. Ответы нужно записывать на специальном бланке, где каждому ответу на вопрос соответствует клетка с указанием номера вопроса. Пропускать вопросы не нужно. Время между вопросами 1-1,5 секунды.
Материал и оборудование: тест - опросник Г. Айзенка состоящий из 57 вопросов, бланк для ответов, ручка или карандаш.
Обработка результатов: После того как испытуемые ответили на все вопросы, им предлагается подсчитать количество баллов по каждой шкале. Для этого используют ключ, и при каждом совпадении ответа с ключом начисляется по одному баллу.
Ключ.
Экстраверсия - Интроверсия:
«да» (+):1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
«нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):
«да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
«Шкала лжи»:
«да» (+): 6, 24, 36;
«нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.
При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия:
- больше 19 - яркий экстраверт,
- больше 15 - экстраверт,
- 12 - среднее значение,
- меньше 9 - интроверт,
- меньше 5 - глубокий интроверт.
Нейротизм:
- больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,
- больше 14 - высокий уровень нейротизма,
- 9 - 13 - среднее значение,
- меньше 7 - низкий уровень нейротизма.
Ложь:
- больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
- меньше 4 - норма.
2.2 Анализ и интерпретация результатов.
Таблица 3: Характеристика психологического типа студентов.
Психологический тип |
Кол-во студентов |
Удельный вес, % |
Интроверт сосредоточенный на своих личных переживаниях и своем внутреннем мире |
4 |
20 |
Эмоционально устойчивый интроверт (меланхолик) |
6 |
30 |
Эмоционально неустойчивый интроверт (флегматик) |
3 |
15 |
Эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик) |
4 |
20 |
Эмоционально неустойчивый экстраверт (сангвиник) |
3 |
15 |
ИТОГО: |
20 |
100 |
Таким образом, испытуемую группу студентов «АмГУ», можно охарактеризовать следующим образом:
- эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик) - 4 человека (20%);
- эмоционально устойчивый экстраверт (сангвиник) - 3 человека (15%);
- интроверт сосредоточенный на своих личных переживаниях и своем внутреннем мире - 4 человека (20%);
-эмоционально устойчивый интроверт, (меланхолик) - 6 человек (30%);
-эмоционально неустойчивый интроверт, (флегматик) - 3 человека (15%);
Для анализа данных, представленных выше, составим сводную таблицу 4 с указанием критических уровней интроверсии и экстраверсии.
Таблица 4: Результаты критических уровней экстраверсии и интроверсии.
Количественный показатель |
Уровень экстраверсии-интроверсии |
Количество студентов согласно уровню экстраверсии-интроверсии |
0-6 |
высокая интроверсия |
- |
06-12 |
средняя интроверсия |
11 |
13-18 |
средняя экстраверсия |
9 |
19-24 |
высокая экстраверсия |
- |
Следовательно, можно сказать, что 0 человек имеют высокие значения, 9 человек - средние значения по шкале экстраверсии. По шкале интроверсии 11 человек имеют - средние значения, и 0 человек - высокие значения.
В процессе исследования свойств темперамента по опроснику Айзенка, были получены результаты по шкалам экстраверсии и нейротизма.
Рис. 1: Графическое изображение данных таблицы 4.
В результате получены следующие данные: 9% испытуемых - экстраверты, общительные, обращены к внешнему миру; 11% - интроверты, замкнуты внутри себя.
Далее проведём анализ такого показателя как нейротизм (таблица №5). Напомним, что нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).
Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Таблица 5: Уровни нейротизма студентов.
№ п\п |
Уровень нейротизма |
Количество учащихся согласно уровню нейротизма |
Удельный вес, % |
1 |
низкий уровень (стабильный) |
2 |
10 |
2 |
среднее значение нейротизма |
8 |
40 |
3 |
высокий уровень |
6 |
30 |
4 |
очень высокий уровень |
4 |
20 |
Таким образом, из представленных рисунков видно, что в «АмГУ» г. Благовещенска (среди студентов), преобладают студенты с меланхолическим типом темперамента. В процентном соотношении ситуация выглядит следующим образом: по уровню экстраверсии и интроверсии преобладают значения средней интроверсии - 11%; по уровню нейротизма, так же преобладают средние значения - 8%, что дает право утверждать о наибольшем уровне меланхоликов. Следующий тип темперамента, преобладающий в указанных значениях, относится к холерическому типу темперамента. Здесь ситуация сложилась следующим образом: по уровню экстраверсии и интроверсии - значения высокой экстраверсии составляет 30%; по уровню нейротизма - значение низкого уровня нейротизма, т.е. стабильный уровень составляет 20%.
В заключение следует отметить, что для более точного тестирования принадлежности личности к определенному типу темперамента необходимо проведение нескольких различных тестов, однако, результаты, полученные уже в этом случае, помогут сделать необходимые как в психологическом, так и в педагогическом смысле, выводы.
Итак, можно сказать о том, что наша гипотеза о том, что у студентов ВУЗа различные типы темпераментов, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личность представляет собой сложное интегральное образование, включающее несколько взаимосвязанных и иерархических уровней. И темперамент занимает одно из самых важных мест в этой структуре. Этот факт признается практически всеми психологами, занимающимися исследованием темперамента и его свойств. Это проявляется в том, что он во многом определяет поведение личности, ее отношения, а также индивидуальный стиль деятельности. Причем свойства темперамента оказывают влияние не только на процессуальные характеристики деятельности, но и на результат.
Нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои достоинства, поэтому для успешной деятельности человека главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что труднодостижимо в силу врожденности), а на разумное использование его достоинств и нивелирование, компенсацию его отрицательных граней. А поскольку каждая деятельность, будь то трудовая, спортивная, игровая или творческая, предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные специфические требования, то нет и универсальных темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности независимо от условий и характера труда на рабочем месте.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. - Минск, 2000.
2 Антология гендерной теории / Сост. Е. Попова, А. Усманова – Мн., 2000.
3 Батаршев, А.В. Темперамент и характер / А.В. Батаршев – М., 2001.
4 Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб., 2001.
6 Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс. – СПб., 2008.
7 Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2002.,
8 Методика диагностики темперамента. - М, 2005.
9 Немов Р.С. Общая психология: Учебник для студ. образоват. учреждений сред проф. образования. – М.,2003.
Информация о работе Гендерные особенности типов темпераментов