Гендерные стериотипы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:55, контрольная работа

Описание

Пол – одна из самых сложных и многозначных научных категорий. Прежде всего это понятие обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных (от лат. genero – рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Половые признаки неодинаковы у особей разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма (от греч. di- – вдвое, дважды, и morphe – форма), то есть расхождения анатомических, физиологических, психических и поведенческих признаков особей данного вида в зависимости от пола.

Содержание

1. Дайте определение понятиям «пол»- и «гендер» с социологических и психологических позиций.
2. Что означает термин «половой диморфизм"?
3. Дайте определение гендерной психологии как отрасли психологического знания.

Работа состоит из  1 файл

ИДЗ №1Гендерная. Дитаева Н..doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

а) личная идентичность;

б) психофизиологическая идентичность;

в) социальная идентичность;

г) негативная идентичность;

д) диффузная  идентичность.

4. Жесткая фиксация  индивида на ролях и идентификациях, отвергаемых или осуждаемых обществом  – это (выберите верный ответ):

а) личная идентичность;

б) психофизиологическая идентичность;

в) социальная идентичность;

г) негативная идентичность;

д) диффузная  идентичность.

5. Состояние,  когда индивид еще не сделал  ответственного выбора, например, профессии  или мировоззрения, что делает  его образ Я расплывчатым и неопределенным – это (выберите верный ответ):

а) личная идентичность;

б) психофизиологическая идентичность;

в) социальная идентичность;

г) негативная идентичность;

д) диффузная идентичность.

6. Состояние,  когда индивид находится непосредственно в процессе профессионального и мировоззренческого самоопределения, но откладывает принятие окончательного решения на потом – это (укажите правильный ответ):

а) диффузная  идентичность;

б) неоплаченная идентичность;

в) отсроченная идентичность;

г) достигнутая идентичность;

д) психофизиологическая идентичность.

7. Состояние,  когда юноша принял определенную  идентичность, миновав сложный и  мучительный процесс самоанализа,  он уже включен в систему  взрослых отношений, но этот  выбор сделан не сознательно, а под влиянием извне или по готовым стандартам – это (укажите верный ответ):

а) диффузная  идентичность;

б) неоплаченная идентичность;

в) отсроченная  идентичность;

г) достигнутая  идентичность;

д) психофизиологическая идентичность.

8. Состояние,  когда личность уже нашла себя и вступила в период практической самореализации – это (выберите верный ответ):

а) диффузная  идентичность;

б) неоплаченная идентичность;

в) отсроченная  идентичность;

г) достигнутая идентичность;

д) психофизиологическая идентичность.

 

Тема 5. Влияние гендерных стереотипов на процесс развития личности

 

  1. Опишите и проанализируйте жизненную ситуацию или фрагмент из литературного произведения, в которых бы явно прослеживалось действие гендерного стереотипа.

 

Влияние гендерных  стереотипов на формирование представлений о социальном статусе женщины в романе Д. Остен «Гордость и предубеждение

 

 

Брак - главная тема «Гордости и предубеждения», что становится ясно после прочтения первых же строчек романа.

Конечно, свести всю проблематику романа к теме брака значило бы обеднить его, но, по сути, в произведении рассказывается о том, как герои в результате различных фабульных коллизий приходят к венцу. В первой же главе говорится о том, что целью жизни миссис Беннет было удачное замужество ее дочерей, то есть сразу же начинает настойчиво звучать тема важности замужества для молодых девушек - дочерей мистера и миссис Беннет. Более того, эта тема с самых первых глав приобретает меркантильную окраску, правда, к тому были причины: к несчастью для дочерей мистера Беннета и его жены, его собственность могла быть передана по наследству только по мужской линии (их дальнему родственнику Коллинзу), т.е. после смерти мистера Беннета его жена и дочери стали бы нищими.

Проблема замужества (счастливого  или нет) занимает центральное место и в других романах Д. Остен («Emma, «Sense and Sensibility»). Эта тема всегда связана в произведениях Д. Остен (косвенно или прямо) с мотивом денег, что, несомненно, отражало объективную реальность статуса женщины в конце XVIII-первой половины XIX вв.«Незамужние женщины имеют ужасную перспективу бедности, что является очень сильным аргументом в пользу брака», - пишет Д. Остен в письме от 13 марта 1816 г.

 

Общеизвестно, что во времена Джейн Остен  не существовало реальных способов для  молодых женщин «благородного» (genteel) происхождения стать независимыми. Профессии, университеты, политика и т.д. были закрыты для женщин. Те же очень немногие предложения работы, которые у них были, например, гувернантка - обычно не очень высоко оплачивались и не считались престижными.

 

Следовательно, женщина, не выйдя замуж, могла жить только вместе со своими родственниками как иждивенка (в какой-то мере в этой ситуации была и сама Джейн Остен). Поэтому  брак был единственным способом то ли покинуть родительскую крышу, то ли избежать незавидной перспективы работы гувернанткой или компаньонкой. И вообще, стать старой девой не считалось благополучным уделом. Поэтому, когда Шарлотта Лукас в 27 лет выходит замуж за Коллинза, ее братья вздохнули с облегчением, что Шарлота не умрет старой девой. Сама Шарлотта довольно сдержанно приняла предложения Коллинза, что было неудивительно. Во-первых, он уже приобрел в ее обществе репутацию неразумного и малообразованного человека (хотя он закончил Оксфорд благодаря своим знакомствам); будучи священником прихода у леди Кэтрин, он проявил «себя как «смесь самонадеянности и раболепия», важности и униженности» [3, р. 66].

 

С другой стороны, он буквально  накануне сделал предложение Элизабет и был отвергнут, поэтому ни о  какой любви к Шарлоте не могло быть и речи. Но ее размышления в общем были удовлетворительны: все же он будет ее мужем. Что же касается Лукасов, то их переполняла радость, поскольку Коллинз был богатым женихом: после смерти сэра Вильяма Беннета к нему перейдет поместье Лонгборн.

 

К тому же существовало еще  и давление семьи. Самым счастливым днем для материнских чувств миссис Беннет был тот день, когда она  избавилась от двух своих самых достойных  дочерей [3, р. 373 ].

 

В «Гордости и предубеждении» этот аспект трактуется в комическом ключе: миссис Беннет глупа и явно не поддерживается своим мужем. Но мотив денег переплетается в романе с темой брака постоянно: по мнению Коллинза, у Дарси есть все, о чем может мечтать смертный: замечательная собственность, благородное происхождение и большое покровительство. Когда Элизабет выходит замуж, мысли миссис Беннет только о том, сколько у ее дочери будет денег «на булавки», какие у нее будут украшения и экипажи. «Дом в городе ... Десять тысяч в год ... Я сойду с ума!» [3, р. 367].

 

Следует заметить, что сама Джейн Остен совершенно очевидно не разделяет эти взгляды на брак. Элизабет говорит о себе, что если бы у нее было желание заполучить богатого мужа, она вела бы себя соответственно такому плану, но у нее нет такого намерения, как нет его и у Джейн. Совершенно очевидно, что у Джейн Остен нет цели осудить Шарлотту Лукас за намерение выйти замуж за Коллинза по расчету - она найдет свое утешение в доме и домашнем хозяйстве. Перед Шарлоттой была настоящая дилемма, и автор не рисует Шарлоту в ироническом или комическом ключе.

 

Кажущаяся озабоченность  денежным вопросом в браке Джейн  Остен может оставить превратное впечатление у современного читателя. Все герои, даже «разумные» Джейн  и Элизабет, уделяют внимание материальной стороне брака. На это были существенные причины. Во-первых, в брак вступали на всю жизнь: английское право по бракоразводным делам было абсолютно средневековым (стоит вспомнить «Джейн Эйр» Ш. Бронте: Рочестер не мог разойтись со своей сумасшедшей женой). Единственным поводом для развода служила супружеская неверность жены: муж, желавший развестись со своей женой по этой причине, должен был получить разрешение парламента на судебный процесс. Собственно, сам процесс шел между мужем и предполагаемым любовником, а жена оставалась в стороне. Все это стоило больших денег, и только очень богатые могли позволить себе развод. Была также возможность отдельного проживания, например, по причине жестокого отношения, но в этом случае никто из супругов не имел права на повторный брак, и муж обладал абсолютным правом опеки над детьми, он мог не позволить жене вообще видеться с ними. Во-вторых, любая собственность, которой женщина обладала до замужества, автоматически переходила в руки ее мужа. По этой причине Викхем пытался бежать с Джорджианой Дарси, «стоившей» 30.000 фунтов стерлингов. Обратной стороной этой медали были вынужденные браки богатых наследниц, когда семья настаивала на том, чтобы деньги оказались в надежных руках.

 

А когда становится известно, что Викхем согласен на брак с Лидией, мистер Беннет понимает, что кто-то, выступив в роли благодетеля, предложил Викхему деньги, причем немалые. Джейн, полюбив Бингли всей душой и приняв его предложение, говорит отцу: «Неблагоразумие или беззаботность в денежных делах была бы непростительна мне» (последнее выделено автором) [3, р. 336].

 

Любовь в  «Гордости и предубеждении» представлена двумя сюжетными линиями: Джейн - Бингли, Элизабет - Дарси. Стоит заметить, правда, что в фабульной линии Викхема есть и эпизод увлечения Элизой, в общем, и Элизы им.

 

Джейн Остен  не проходит мимо главного вопроса  ее времени: вопроса о судьбе личности в обществе победивших буржуазных отношений; и в этом, как неоднократно отмечали критики, ее несомненная заслуга как писателя-реалиста. Но с другой стороны, очень важно, что в образе этой личности предстает женщина, женщина «разумная», руководствующаяся «sense» (здравым смыслом), а не «sensibility» (чувствительностью). Хотя эта антитеза была художественно осмыслена Джейн Остен в первом романе с одноименным названием, в «Гордости и предубеждении» продолжает звучать мотив значения здравого смысла в жизни личности (женщины), отказ от сентиментализма как чувствительности. Таким образом, Джейн Остен вновь ломает стереотипные представления ее общества о том, как ведут себя мужчины и женщины в определенных жизненных ситуациях.

 

Очевидно, анализируя, как зарождается любовь, Джейн  Остен вскоре сама понимает, что  детерминистский вопрос «Почему?»  неуместен, и тот, кто задает его, не ведает, что творит. Думается, что писательница была знакома с «Мыслями» Паскаля о загадочности любви. Как из всех тел природа не могла вывести ни «малейшей мысли», так из всех умов, вместе взятых, нельзя получить ни крупицы любви [2, р. 540]. Очевидно, Джейн Остен читала «Метафизику нравов» Канта (1797), так как в образе Дарси она показывает подход к любви этического уровня [4, с. 389]. Но Дарси терпит сокрушительное поражение, совершенно неожиданное для самого себя, получив отказ от Элизы; т.е. абсолютно противоречивая исповедь-объяснение Дарси явно страдает недостатком уважения к Элизабет как к личности, которая и демонстрирует своим отказом невозможность любви помимо и вопреки уважению. Встретив вновь Элизабет через четыре месяца, Дарси уже «влюблен, как сумасшедший», т.е. Джейн Остен в общем-то показывает тот же процесс, который позже Стендаль назвал «кристаллизацией» - своеобразный самогипноз, сладкая, но болезненная перестройка сознания, превращающая влюбленного в раба своего чувства [6, с. 384385]. Дальнейшее поведение Дарси - это образец благородного влюбленного: он приходит на помощь семье Беннет в драматический для них момент побега Лидии. Он дает немалые деньги Викхему, чтобы тот женился на Лидии, при этом пытаясь сделать все это в строжайшей тайне от Элизы. Случайно узнав об этом, Элизабет, которой Дарси был уже не совсем безразличен, понимает, как она обманывалась на счет его истинного характера и побуждений, и сама начинает с ним разговор, который приводит ко вторичному предложению руки и сердца из уст Дарси.

 

Следует заметить, что «пылающее сердце» своих  героев Джейн Остен все-таки показала больше в рассуждениях, чем в драматическом  дискурсе произведения. И то, что  сама Элиза осознает свою любовь к  Дарси только после его благородного вмешательства в историю Лидии - Викхема, тоже служит своеобразной романной иллюстрацией Джейн Остен мысли Канта о том, что любовь должна мыслиться как максима благоволения (практическая), имеющая своим следствием благодеяние [4, с. 389]. Джейн Остен показывает условность гендерной дифференциации.

 

Именно посредством  любовной линии Дарси и Элизабет, приведшей их к венцу, Джейн Остен  подчеркивает те характерные черты, которые составляют счастливый брак. Главное - это то, что чувство не может расти на почве внешних впечатлений, видимости, а должно постепенно развиваться между людьми в процессе их узнавания друг друга. Взаимное понимание - основа их взаимоотношений, на которой строится счастливый и стабильный брак. Союз Джейн и Бингли также является примером счастливого брака, вносящим свою лепту в тезис Джейн Остен о том, что требуется время, чтобы построить крепкий и счастливый брак, который должен базироваться на глубоком чувстве, понимании и любви. В «Гордости и предубеждении» она подвергает критике те элементы брака, которые в ее время вызывали неприязнь прогрессивно мыслящих женщин. В романе представлена панорама жизни женщины в обществе, в котором не было простора женскому интеллекту, не было места для проявления женской инициативности и предприимчивости, не было и речи о независимости женщины.

 

Отражение в  романе Д. Остен гендерных стереотипов, непосредственно определяющих статусное  положение женщины как существа зависимого и вторичного (Другого  в культуре), выявление негативных последствий влияния оппозиции  маскулинного и фемининного на возможности женской реализации в социальной сфере, стало одним из существенных моментов, способствующих возникновению и развитию феминистского движения, стремящегося к создан

ию условий, дающих возможность изменить социокультурное положение женщины.

 

Тема 6. Гендерные характеристики познавательных процессов

1. Составьте кластеры, отражающие:

 

а)сенсорно-перцептивные особенности мужчин и женщин;

 

сенсорно-перцептивные особенности мужчин и женщин

Чувствительность, по В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман.

Показано, что  до 8 лет острота слуха у мальчиков  в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны  к шуму. В младших классах у  девочек выше кожная чувствительность, следовательно, их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание

Восприятие. Б. И. Белый

при восприятии фигур в тесте Роршаха у  детей 8-12 лет имеются половые  различия. Девочки дают меньше ответов, и временные показатели у них  выше, чем у мальчиков. Они лучше  воспринимают форму пятен, у них выше удельный вес популярных ответов и персевераций. У мальчиков, напротив, преобладают ответы на мелкие детали и на фрагменты белого фона

Восприятия времени и пространства, по Г. С. Шляхтину

женщины в большей  степени переоценивают длительность временных интервалов (от 3 до 40 с), чем мужчины, т. е. для женщин время бежит быстрее.

Восприятие  цвета по Т. В. Андреевой в предпочтении цвета

Женщины больше предпочитают сиреневый, бежевый, салатный и желтый цвета, а мужчины - синий, оранжевый и коричневый.

Восприятие  состояния другого человека. Анализ исследований по эмпатии, проведенный Д. Холл.

Женщинам в целом свойственна большая способность к расшифровыванию эмоций окружающих, чем мужчинам.

Информация о работе Гендерные стериотипы