Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:55, контрольная работа
Пол – одна из самых сложных и многозначных научных категорий. Прежде всего это понятие обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных (от лат. genero – рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Половые признаки неодинаковы у особей разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма (от греч. di- – вдвое, дважды, и morphe – форма), то есть расхождения анатомических, физиологических, психических и поведенческих признаков особей данного вида в зависимости от пола.
1. Дайте определение понятиям «пол»- и «гендер» с социологических и психологических позиций.
2. Что означает термин «половой диморфизм"?
3. Дайте определение гендерной психологии как отрасли психологического знания.
б) особенности внимания и памяти мужчин и женщин;
гендерных различиях во внимании Г. Гейманс. |
худшее распределение внимания у женщин, выражающееся в том, что они не могут разговаривать и одновременно выполнять какую-либо работу. |
произвольное внимание по И. А. Сергеевой |
превосходство девочек по произвольному вниманию в старшем школьном возрасте. |
В. П. Багрунов внимание изменчивость показателей. |
преимущество мужчин в работе с новыми стимулами и женщин – с привычными, шаблонными. |
Память по Н. М. Гнедову и С. М. Елинову |
заучивание материала в присутствии ребенка противоположного пола приводит к лучшему результату, чем в присутствии ребенка своего пола. |
По Я. И. Петрову |
возрасте 18-26 лет уровень развития памяти у мужчин выше, чем у женщин, а в возрасте 27-33 лет и 41-46 лет женщины опережают мужчин |
слухо-речевая память по И. А.Сергеевой у старших дошкольников. |
Там, где исследовалась только образная память, гендерные различия либо не обнаруживались, либо наблюдалось превосходство мальчиков (от 3 лет до 21 года). Но как только, наряду с изображением, необходимо было запомнить и его название (либо только название), преимущество имели девочки (от 5 лет до 21 года). |
в)интеллектуальные и речевые особенности мужчин и женщин
В. П. Багрунов |
обнаружил, что у мужчин чаще, чем у женщин, встречаются высшие и низшие результаты в интеллектуальной активности и сенсомоторике. Одинаковое число интеллектуально одаренных мальчиков и девочек. |
Я. И. Михайлова (дети 6-7 лет) |
уровень вербального и невербального интеллекта и речемыслительных функций у девочек достоверно выше. Показатель развития вербального интеллекта у девочек равен 105,4, а у мальчиков – 99; показатель развития невербального интеллекта – соответственно 107,5 и 102,7; показатель развития речемыслительных функций –соответственно 81,3 и 74,9. У девочек лучше развит и социальный интеллект: 45 % девочек имеют высокий уровень его развития, в то время как мальчиков, имеющих такой уровень, 31 %. Наоборот, с низким уровнем развития социального интеллекта мальчиков больше, чем девочек (соответственно 69 % и 55 %). |
В. Ф. Коновалов |
девочки 5-10 лет решают экспериментальную задачу быстрее, чем мальчики того же возраста. |
А. И. Канатов |
практическое мышление более высокое у мужчин по сравнению с женщинами во всех возрастных группах, кроме старшей возрастной группы (41-46 лет). |
М. М. Гарифуллина и Э. Р. Пээтс |
что у мужчин образное мышление имеет более высокий уровень развития |
Нарушения речи чаще наблюдаются у мальчиков. Соотношение мужского и женского заикания колеблется от 2:1 до 10:1. Среди неспособных к чтению мальчики составляют от 60 до 100 % |
Тема 8. Личностные особенности мужчин и женщин
1. Проведите мини-исследование особенностей мотивации мужчин и женщин. Для этого выберите 4 испытуемых (2 мужского пола, 2 – женского; возраст на ваше усмотрение) и выявите с помощью 2 любых тестовых методик уровень их мотивации
Методика
«Мотивация успеха и боязнь неудачи»
Методика предложена А. А. Реаном.
Инструкция
Соглашаясь или нет с нижеприведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов — «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.
Текст опросника
1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.
2. В деятельности активен.
3. Склонен к проявлению инициативы.
4. При выполнении
ответственных заданий
5. Часто выбираю крайности: либо заниженно легкие задания, либо нереально трудные,
6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.
9. При выполнении достаточно
трудных заданий в условиях
ограниченного времени
10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.
13. Я не очень
настойчив в достижении цели,
особенно если отсутствует
14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.
15. В случае неудачи
при выполнении задания его
притягательность для меня
16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.
17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе
в условиях ограниченного
19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.
20. Если я сам
выбрал для себя задание, то
в случае неудачи его
Обработка результатов. Ключ к опроснику
Один балл получают ответы «да» на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12,14,16, 18-20 и ответы «нет» на 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов.
Выводы
Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8-9 баллов — то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов — ближе к стремлению к успеху.
1.Дитаева Н. (29 лет)преподаватель -8 б. – боязнь неудачи.
2.Дитаев Т.(34 года)преподаватель -15 б. – надежда на успех.
3.Надежкин В.(47 лет)предприниматель -15б.- стремление к успеху.
4. Надежкина С.(45 лет)бухгалтер -10 б. – не выражен.
В данном случае мужчины больше мотивированны на успех, думаю благодаря продолжительному рабочему стажу и большей оплате труда.
Методика «Шкала совестливости»
Приводимая ниже шкала взята из «Психодиагностического теста», разработанного В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторный опросник Р. Кеттелла).
«Шкала совестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высокими значениями фактора «совестливости» характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем.
Инструкция
На бланке для ответа вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак «+» («да»), при несогласии — знак «-»{«нет»).
Текст опросника
1. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали.
2. Я всегда следую
чувству долга и
3. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.
4. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.
5. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.
6. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
7. Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону, так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.
8. Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.
9. Меня раздражает, когда женщины курят.
Ю. Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.
11. Когда кто-нибудь
проявляет глупость или
12. Я человек твердых убеждений.
13. Я люблю лекции на серьезные темы.
Н. Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.
Обработка результатов и выводы
За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу и подсчитывается их сумма. Чем большую сумму баллов набрал опрашиваемый, тем больше у него выражены совестливость, чувство ответственности.
1.Дитаева Н. (29 лет)преподаватель - 8б.
2.Дитаев Т.(34 года)преподаватель -9б.
3.Надежкин В.(47 лет)предприниматель -10б.
4. Надежкина С.(45 лет)бухгалтер -9б.
Все набрали средний балл.