Гендурные аспекты невербальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:12, реферат

Описание

Природа речевого общения имеет сложный двойственный характер, который обусловлен тем, что оно детерминировано факторами двух родов - внутренними (психофизиологическими) и внешними (социальными). Коммуникация между членами общества является не только целенаправленной, но и ситуативно ориентированной, связанной с личностью говорящего и слушающего. В процессе коммуникации принимают самое непосредственное участие многие факторы.
Коммуникация рассматривается не только как акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и как непосредственный эмоциональный контакт между людьми. Таким образом, коммуникация представляет собой категорию не чисто языковую, а прагматико-психолого-речевую.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.82 Кб (Скачать документ)

     Национальный  университет физического  воспитания и спорта Украины 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила

     Студентка группы 5.01-а

     Лавренченко Виктория 
 
 
 

     Киев 2012

     Содержание:

     Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Природа речевого общения имеет сложный  двойственный характер, который обусловлен тем, что оно детерминировано  факторами двух родов - внутренними (психофизиологическими) и внешними (социальными). Коммуникация между членами  общества является не только целенаправленной, но и ситуативно ориентированной, связанной  с личностью говорящего и слушающего. В процессе коммуникации принимают  самое непосредственное участие  многие факторы.

     Коммуникация  рассматривается не только как акт  осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и как  непосредственный эмоциональный контакт  между людьми. Таким образом, коммуникация представляет собой категорию не чисто языковую, а прагматико-психолого-речевую.

     Все неязыковые факторы играют вспомогательную  роль в общении. Наука, занимающаяся изучением факторов, сопровождающих речевое общение и участвующих  в передаче информации, называется паралингвистикой.

     К паралингвистическим средствам  относятся лишь те функционально  оправданные движения говорящего субъекта, которые необходимы ему для восполнения  пробелов в вербальной коммуникации и ее усиления. В отечественной  лингвистической литературе сложилось  единое определение паралингвистических  явлений, которые включают в себя определенные модуляции голоса, все  виды кинетических движений, а также  позы, сопровождающие или заменяющие речевое высказывание и несущие  к его содержанию дополнительную информацию.

  1. Общая характеристика некоммуникативных движений.

     К невербальному языку следует  также отнести некоммуникативные движения, которые сигнализируют о внутреннем эмоциональном состоянии говорящего. Некоммуникативные движения имеют место в тех случаях, когда говорящий не вполне отчетливо представляет себе модель последующего действия и ищет правильный путь в ходе ориентировочного поведения. Данные жесты называются "жесты хезитации" или "поисковые жесты". Заполняя паузы в речи, они сигнализируют о затруднениях говорящего в том или ином эмоциональном состоянии (ЭС). В то же время некоммуникативные движения не ассоциируются с определенным значением и носят непроизвольный, независящий от самого человека характер. Они ненамеренно сопровождают речь и несут чисто эмоциональную нагрузку. Это пока не образы. Они переходят в образы и становятся конвенциональными знаками, если часто повторяются в аналогичных ситуациях и получают статус принятого в данном обществе символа.

     Это могут быть движения, действия, 1) направленные на самого говорящего. Сюда относятся отчетливые индивидуальные привычки, предназначенные для снятия внутреннего напряжения (например: крутить волосы, грызть ногти, кусать губы);

     2) движения, направленные на какой-то  предмет, находящийся на говорящем  (например: крутить кольцо, манипулировать очками, расстегивать и застегивать пуговицы, теребить косынку /платок на шее);

     3) движения, направленные на какой-то  предмет в окружении (например: играть сигаретой, ложкой, ломать спички).

     2. Различия невербальной комуникации  мужчин и женщин.

     Хорошо  известно, что невербальное поведение  женщин отличается от аналогичного поведения  мужчин. Анализ художественных произведений показал, что в некоммуникативных  движениях в качестве адапторов-объектов, под которыми понимают материальные объекты и звуки от них, женщины используют следующие: грызть карандаш, перебирать складки платья, щипать левый рукав правой рукою, теребить шарфик у горла, комкать косынку, перебирать кончики своего шарфа; мужчины - ломать спички на мелкие кусочки, вертеть крышку от чернильницы, пробежать пальцами по пуговицам жилета, перебирать в руке кружево своего домино, перебирать пуговицы своего вицемундира, переминать свою шапку.

     Различия  по полу, отражаемые в невербальном поведении, привели к тому, что  отдельные жесты и даже целые  стили невербального поведения  стали оцениваться как (более) женские  и, соответственно, (более) мужские, независимо от реального пола их исполнителя. Так, например, выражая смущение, русские  мужчины чаще потирают рукой подбородок или нос, а женщины потирают щеки или область непосредственно  перед шеей.

     Существуют  как мужские, так и женские  позы, жесты, походка.

     Сосредоточим внимание на гендерных аспектах эмоциональности, так как гендер, как сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий мужских и женских ролей, поведения, ментальных и эмоциональных характеристик, самым непосредственным образом связан с эмоциональностью мужчин и женщин.

     В обществе издавна существуют традиционное распределение ролей, социальные ритуалы, стереотипы и оценки, касающиеся экспрессии эмоций мужчин и женщин. Так, например, в конце XVIII - начале XIX столетия бытовало изречение о том, что мимика мужчины - воплощение силы и мысли, а мимика женщины - слабости и чувствительности.

     Однако, как показало исследование номинаций  эмоциональных реакций при описании мужчин и женщин в художественной прозе, противопоставление мужских  и женских жестов не означает, что  женщины не могут использовать некоторые  мужские жесты или наоборот. Например, жест "стукнуть кулаком по столу" является для мужчин нормальным, типичным и стереотипным, что нельзя сказать о женщине. Зафиксированы следующие номинации данного жеста при описании эмоционального состояния (ЭС) мужчин: стукнул /стучал /ударил /ударял /хлопнул /хватил /захлопал / застучал /треснул /шлепнул кулаком (рукой, ладонью) по столу, по ручке кресла, по креслу, по трибуне, на силу удара или решительность при исполнении данного движения указывают следующие слова и словосочетания: изо всей силы, крепко, решительно, звонко, с размаху. Номинации данного жеста встречаются в художественном тексте при описании ЭС женщин в четыре раза реже.

     То  же самое можно сказать и о  жесте "махнуть рукой", который типичен для мужчин, но может использоваться и женщинами, что подтверждает анализ художественных произведений. Данный жест иллюстрирует пренебрежение, презрение, безнадежность, решимость, раздражение, досаду, о чем свидетельствуют также слова, сопровождающие номинацию махнуть рукой: безнадежно, досадливо, пренебрежительно, презрительно, брюзгливо, раздражительно. Номинация данного жеста начинает использоваться авторами художественных произведений при описании ЭС мужчин в XIX веке, а при описании женщин данная номинация зафиксирована в художественной прозе второй половины ХХ века, что подтверждает тезис о культурно-исторической обусловленности гендерных стереотипов.

     Типичным  мужским жестом является жест "почесать в затылке", номинации данного жеста встречаются в художественной прозе при описании мужчин в ЭС удивления, недоумения. На исследуемом материале зафиксированы следующие номинации данного жеста, например: почесал затылок, почесал в затылке, почесав рукою в затылке, долго почесывая у себя рукою в затылке, почесавши рукою затылок, потирая затылок, почесать висок, почесав рукой за ухом.

     Как показал анализ номинаций эмоциональных  реакций (ЭР) в произведениях художественной прозы, типичным мужским жестом является также и жест "потирать руки", с помощью которого жестикулирующий невербально передают свои положительные ожидания. На исследуемом материале зафиксированы следующие номинации данного жеста в эмоциональном состоянии радости (ЭС) радости, например: потер руку, потер широкие ладони, потирая руки, потирать рука об руку, потирая руку.

     Авторы  художественных произведений наделяют мужчин при описании эмоционального состояния гнева большей импульсивностью  и агрессией, что самым непосредственным образом связано с гендерными стереотипами при описании героев в  художественной прозе. Так, например, мужчины  описываются сжимающими кулаки (например: сжать кулаки /сжав кулаки / сжимая кулаки), показывающими кулаки (например: погрозить кулаком /потрясать кулаком (кулаками) / показать кулак), набрасывающимися на обидчика и хватающими его за горло (например: взял его за горло /схватил за горло /взял за глотку /хватил за ворот, воротник), плюющими (плюнуть со злобой, сплюнуть зло, плюнуть в лицо, сердито плюнув).

     Традиционно барышень учили, что выражать гнев недостойно леди, так как это портит отношения, вспыльчивость, гневливость лишает их шансов найти себе мужа. Недавние исследования показали, что современные  женщины выражают свой гнев точно  также, столь же часто, с такой  же силой и по тем же причинам, что и мужчины.

     Поза "подбочениться", являющаяся также типичным женским жестом-реакцией на некоторые неприятные, затрагивающие жестикулирующего, действия адресата, употребляется в эмоциональном состоянии (ЭС) гнева, например: она подбоченилась, подбочениваясь, подбоченясь, подбоченившись, положила руки на бедро.

     Типичным  жестом для представительниц женского пола является жест "топнуть ногой", который прототипически связан с капризным ребенком или женщиной, что и подтверждает анализ номинаций данного жеста на материале художественной прозы, например, зафиксированы следующие номинации данного жеста при описании ЭС женщин и девочек: топнув ножкой /топая каблуком о пол /топнула ногой.

     Жест "всплеснуть руками", по утверждению многих исследователей, является женским и постепенно выходит из употребления в повседневном общении. Однако, как показывает анализ обозначений эмоций в художественных произведениях, номинации данного жеста довольно часто встречается при описании эмоционального состояния мужчин. Наиболее типичные эмоции, при которых используется данный жест, это: удивление, огорчение, возмущение, страх, отчаяние, радость. Данный жест передают следующие номинации, которые используются как при описании мужчин, так и при описании женщин: всплеснуть руками, взмахнуть руками /рукой, всплеснув руками, всплескивать руками.

     Авторы  художественных произведений используют целый ряд обозначений эмоций при описании женщин в ЭС горя, стыда. Так, например, жест "закрыть лицо руками" используется преимущественно женщинами в речевой коммуникации, что и подтверждает анализ номинаций данного жеста на материале художественной прозы. Типичное употребление данного жеста, когда жестикулирующий плачет, испытывает горе, смущение, стыд. Данный жест предназначен для того, чтобы скрыть именно проявление эмоции, а не саму эмоцию: скрывают обычно слезы (как проявление горя) или покраснение щек (как проявление стыда), а не сами эмоции горя или стыда. Это обусловлено факторами воспитания: этикет предписывает сдерживать проявление некоторых эмоций в присутствии других людей

     Следующим жестом-движением, типичным для женщин, является жест-движение "ходить взад и вперед, скрестив руки на груди", который выдает напряженное состояние человека, а также раздражение, гнев или страх. В данной связи нужно заметить, что движение ног гораздо менее контролируемо.

     Жесты нельзя считать спонтанным проявлением  активности, так как человек, формируясь в конкретной социальной среде как  личность, усваивает характерные  для данного социума способы  телодвижений, а также правила  их прочтения. Так, например, жест "ломать руки" обычно используется в ситуации, когда жестикулирующий очень хочет, но никак не может повлиять на ход событий. Ощущение собственного бессилия мучительно для жестикулирующего, и он стремится сделать хоть что-нибудь и реализует жестовое движение. Обычно при этом жестикулирующий испытывает сильную отрицательную эмоцию - горе, страх за кого-л., тоску и т.д. [4. C. 64]. На исследуемом материале номинации ломать себе руки / ломая руки /ломая свои руки встречаются в основном при описании женщин в эмоциональном состоянии горя /отчаяния.

     Номинации мимического движения "опустить глаза" используются в художественных текстах в основном при описании женщин в ЭС стыда /смущения, горя, недовольства. Зафиксированы следующие номинации, например: поскорей опустив глаза в землю, стояла, опустив глаза /стояла, опустив глаза в землю /бессильно опустив глаза /опустила глаза /опущенные глаза / смотрела вниз / смотрела в пол.

     Бытует  высказывание о том, что женщины  смеются чаще, чем мужчины. Проанализировав  смех в ЭС гнева, злости, презрения, радости на исследуемом материале, мы пришли к выводу, что в художественном произведении мужчины и женщины изображаются смеющимися в одинаковой пропорции. При этом используются следующие номинации, описывающие смех мужчин, например: засмеялся /рассмеялся /хохотал /смеясь /смеялся со злости /злобно подсмеивался / разразился смехом, и смех женщин, например: разразилась нахальным смешком /смеялась /смеясь /засмеялась /хохоча / истерически захохотала /расхохоталась низким и страшным смехом.

Информация о работе Гендурные аспекты невербальной коммуникации