Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:13, реферат
Жан Пиаже принадлежит к тем редким учёным, кому ещё в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральную проблему и наметить основной путь её решения. Его необычайная работоспособность дала возможность построить теорию, охватившую множество проблем, связанных основной линией исследования общих закономерностей развития интеллекта. Его главной темой стало изучение истоков научного познания.
Введение 2
Генетическая психология 3
Генетическая эпистемология 3
Идеи теории Пиаже 4
Понятие схемы действия 6
Открытие эгоцентризма детского мышления 7
Стадии интеллектуального развития 9
Заключение 12
Список использованных источников: 13
Содержание
Жан Пиаже принадлежит к тем редким учёным, кому ещё в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральную проблему и наметить основной путь её решения. Его необычайная работоспособность дала возможность построить теорию, охватившую множество проблем, связанных основной линией исследования общих закономерностей развития интеллекта. Его главной темой стало изучение истоков научного познания.
Деятельность
Пиаже как психолога началась в 1920 году,
в Париже в сотрудничестве с Г.Липпсом
и Е.Блейером. В Париже он много работал,
изучал логику, философию, психологию,
проводил экспериментальные исследования
на детях. Философские размышления привели
его к мысли, что логика не врожденна изначально,
а развивается постепенно и что именно
психология открывает возможность изучения
онтогенического развития логики. Уже
первые факты из области психологии, полученные
Пиаже в экспериментах с детьми по стандартизации
так называемых «рассуждающих тестов»
Берта, подтвердили эту его идею. Полученные
факты показали возможность исследования
психических процессов, лежащих в основе
логических операций. С тех пор центральная
задача Пиаже состояла в том, чтобы изучать
психологические механизмы логических
операций, установить постепенное возникновение
стабильных логических структур интеллекта.
Объект генетической психологии Пиаже – изучение происхождения интеллекта. Она исследует, как формируются у ребёнка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребёнка о явлениях природы: почему солнце и луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берётся тень и т.д. Пиаже интересуют особенности детской логики и, главное, механизмы познавательной деятельности ребёнка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.
Для выявления этих механизмов, скрытых, но всё определяющих, Пиаже разработал новый метод психологического исследования – метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод даёт необходимые результаты только в руках опытного психолога.
Эта наука изучает, как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований. Она изучает сходство и различие между психической жизнью ребёнка и взрослого человека. Созданная Пиаже генетическая психология, как признают зарубежные исследователи, развивается по трём направлениям: определяются проблемы, которые составляют её предмет;
разрабатывается техника исследования;
происходят накопление, организация и интерпретация фактов.
Пиаже создал генетическую психологию для того, чтобы на её основе можно было построить генетическую эпистемологию. По определению Пиаже, генетическая эпистемология пытается объяснить познание, и в особенности научное познание, на основе его истории, социогенеза и психологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается. Пиаже был глубоко убеждён в том, что для изучения природы познания необходимо использовать психологические данные. Главная эпистемалогическая проблема – понять, с помощью каких средств человеческий ум переходит от состояния недостаточного знания к более высокому уровню познания. Нельзя реконструировать генезис человеческого мышления у доисторического человека, но можно обратиться к онтогенезу, ибо именно на детях лучше всего изучать развитие логического, математического и физического познания.
Пиаже хотел выяснить, действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи – продукты собственной умственной активности. А если субъект активен в процессе познания, то каково взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира, каковы законы, которым это взаимодействие подчиняется, каковы происхождение и развитие основных научных понятий?
При решении этих вопросов Пиаже исходил из нескольких основных положений. Прежде всего, это положение о взаимоотношении целого и части. Всегда целое качественно отличается от части, изолированных элементов не существует. Всегда отношения между целым и частями варьируются в зависимости от структуры, в которую они включены, а в общей структуре их отношения уравновешены. Состояние равновесия меняется, переходит от менее устойчивого к более устойчивому.
Идея трансформации – это первая центральная идея теории Пиаже. Из неё следует, что граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна. Источник знания, считал Пиаже, лежит во взаимодействиях субъектов и объектов. Проблема познания сводится к анализу способности субъекта познавать объекты всё более адекватно, то есть того, каким образом он становится способным к объективности. Объективность не дана ребёнку с самого начала. Для её понимания, по Пиаже, необходима серия последовательных конструкций, всё более приближающихся к ней.
Идея конструкции – вторая центральная идея теории Пиаже. Объективное знание всегда подчинено определённым структурам действия. Эти структуры – результат конструкции – они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку последний должен научиться координировать свои действия.
Субъект, по Пиаже, это организм, наделённый функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому живому организму. С помощью этой активности происходит структурирование окружения. Интеллект представляет собой частный случай структуры – структуру мыслительной деятельности. Характеризуя субъект деятельности, можно выделить его структурные и функциональные свойства.
Функции – это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация.
В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит их перестройка, приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией.
Одно
из самых важных понятий в концепции
Пиаже – понятие схемы
Пиаже считает, что в течение всего онтогенетического развития основные функции (адаптация, ассимиляция, аккомодация) как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания и опыта. В отличие от функций структуры складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.
Пиаже ввёл в область детской психологии эпистемологическое различие между формой и содержанием познания. Содержание познания – всё то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания – та схема мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются. Влияние окружения никогда не может быть воспринято в «чистом виде», так как на каждый внешний стимул всегда имеется ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развиваться, у субъекта уже готовы, сформированы определённые моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы. Как говорит Пиаже, человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей «умственной химии». Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. Это – непреложный закон. Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на какие мыслительные структуры оно опирается. Это очень важно знать, чтобы различать простое натаскивание от подлинного развития и никогда не удовлетворяться первым. Важнейший исходный принцип исследования Пиаже состоит в том, чтобы рассматривать ребёнка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. В познании, с точки зрения Пиаже, определяющую роль играет не сам объект, который выбирается субъектом, а прежде всего доминирующие умственные структуры. От них решающим образом зависит познание мира. Богатство опыта, которым человек может располагать, зависит от количества и качества интеллектуальных структур, имеющихся в его распоряжении. Саморазвитие – это смена господствующих умственных структур. Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием доминирующих умственных структур, но и тем, что они строятся на основе действия субъекта. Согласно Пиаже мысль есть сжатая форма действия.
Основное
достижение Пиаже – открытие эгоцентризма
ребёнка как центральной
Дети до определённого возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Ребёнок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами объективного мира, и лишь постепенно приходит к их различению.
«Реализм» бывает двух типов: интеллектуальный и моральный. Например, ребёнок уверен, что ветви деревьев делают ветер. Это реализм интеллектуальный. Моральный реализм выражается в том, что ребёнок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, материальному результату.
На ранних ступенях развития каждое представление о мире для ребёнка истинно; мысль и вещь для него почти не различаются. Знаки начинают своё существование, будучи первоначально частью вещей. Постепенно, благодаря деятельности интеллекта они отделяются от них. Тогда ребёнок начинает рассматривать своё представление о вещах как относительное для данной точки зрения.
Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов: партисипации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимания природных явлений по аналогии с деятельностью человека), на которых эгоцентрические отношения между «Я» и миром постепенно редуцируются.
Пиаже считает, что параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идёт развитие детских идей от абсолютности («реализма»), к реципрокности (взаимности). Реципрокность появляется тогда, когда ребёнок открывает для себя точки зрения других людей, когда он приписывает им то же значение, что и своей собственной, когда между этими точками зрения устанавливается соответствие. С этого момента он начинает видеть реальность уже не только как непосредственно данную ему самому, но и как бы установленную благодаря координации всех точек зрения, взятых вместе. В этот период осуществляется важнейший шаг в развитии детского мышления, так как по мнению Пиаже, представления об объективной реальности – это то наиболее общее, что есть в разных точках зрения, в чём разные умы согласны друг с другом.
Стадии – это ступени, или уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причём на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. в ранних работах Пиаже развитие интеллекта рассматривалось как смена стадий аутизма, эгоцентризма и социализации.
Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трёх больших периодов, в течении которых происходит зарождение и становление трёх основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, то есть системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования структуры формальных операций. Это период становления формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения.