Генетическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:13, реферат

Описание

Жан Пиаже принадлежит к тем редким учёным, кому ещё в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральную проблему и наметить основной путь её решения. Его необычайная работоспособность дала возможность построить теорию, охватившую множество проблем, связанных основной линией исследования общих закономерностей развития интеллекта. Его главной темой стало изучение истоков научного познания.

Содержание

Введение 2
Генетическая психология 3
Генетическая эпистемология 3
Идеи теории Пиаже 4
Понятие схемы действия 6
Открытие эгоцентризма детского мышления 7
Стадии интеллектуального развития 9
Заключение 12
Список использованных источников: 13

Работа состоит из  1 файл

гот реф.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

     Развитие  по Пиаже – это переход от низшей стадии к высшей и предыдущая стадия всегда подготавливает последующую. Происходит интеграция ранее сформированных структур: предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.

     Для характеристики функционального механизма  развития, Пиаже применял модель взаимодействия и единства двух функций – ассимиляции-аккомодации, взятую им из биологии. Всякое действие (движение, мышление, чувство) отвечает некоторой потребности. Ребёнок не выполняет действия, если у него нет движущей силы, а эта движущая сила всегда выражается в форме потребности. Потребность, согласно Пиаже возникает тогда, когда что-либо внутри или вне нас изменилось и когда нужно перестроить поведение в зависимости от этой перемены. Действие заканчивается, как только потребность удовлетворяется, как только восстанавливается равновесие между новым фактором, вызывающим потребность, и нашей психической организацией. Проблема продолжительности или скорости развёртывания стадий продолжает оставаться дискуссионной. По мнению Пиаже, для каждого субъекта скорость перехода от одной стадии к следующей соответствует оптимуму – не слишком быстрому и не слишком медленному.

     На  самом деле субъект не осознаёт свои познавательные структуры. Он не знает  что такое классификация или  сериация, но он действует, строит своё поведение так, что психологи обнаруживают в нём эти структуры. Пиаже подчёркивал, что субъект не осознаёт эти структуры, ведь он не профессор логики и не профессор психологии, он лишь пользуется ими. По какому же критерию можно судить о наличии структуры?

     В качестве примера Пиаже проанализировал  выполнение операции сериации. Операция сериации – это упорядочивание, например, палочек, начиная с самой короткой и кончая самой длинной. У детей эта операция формируется постепенно, проходя ряд этапов. Сначала самые маленькие утверждают, что палочки одинаковой длины. Позже испытуемые делят палочки на большие и маленькие без упорядочения элементов. Далее дети говорят о больших, средних и маленьких палочках. Позднее ребёнок реконструирует серию эмпирически, путём проб и ошибок, но он не может сразу безошибочно выполнить её построение. Наконец, ребёнок открывает метод построения серии. Он выбирает самую большую из всех палочек и кладёт её на стол, затем берёт самую большую из оставшихся и так далее. Это уже пример структуры. Ребёнок устанавливает асимметрические отношения между объектами. Но сериация – это не только установление асимметрических отношений, но и отношений транзитивности, переходности: если А>B, B>C, то A>C. Понимает ли ребёнок эти отношения?

     Результаты эксперимента показывают, что самые маленькие испытуемые не могут применить дедуктивный метод, и следовательно, не могут понять отношения транзитивности. Им нужно увидеть все палочки вместе. Для детей постарше, применяющих дедуктивный метод, транзитивность очевидна.

     В определённый момент, по словам Пиаже, возникает чувство необходимости  определённого события. До этого момента какое-то событие либо отсутствовало, либо могло быть случайным; теперь же оно становится необходимым. По мнению Пиаже чувство необходимости события возникает в результате образования структуры. Пиаже писал, что именно чувство необходимости – свидетельство существования общих структур, характеризующих намеченные стадии развития интеллекта.

     Если  в ранних работах Пиаже полагал, что для объяснения психических явлений достаточно изучить последовательность стадий развития, то к концу жизненного пути он что для объяснения психологической реакции или познавательного механизма на всех уровнях (включая уровень научного мышления) недостаточно просто описать их, необходимо понять процессы, благодаря которым они были сформированы.

     Пиаже и его сотрудники видят основную задачу развивающего обучения в активизации функционирования познавательных структур, которыми ребёнок уже владеет, а также в создании конфликтов (с помощью специально построенных задач) между уже сформированными представлениями ребёнка и результатами его экспериментирования. Акцент при обучении делается на собственной, стихийно сложившееся активности ребёнка, практически не направляемой взрослым. 

Заключение

 

     Период 1921 – 1925 гг. – начало работы Пиаже  по систематическому исследованию генезиса интеллекта. Именно исходя из этой общей цели, он сначала выделил и исследовал частную проблему – изучил скрытые умственные тенденции, придающие качественное своеобразие детскому мышлению, и наметил механизмы их возникновения и смены. С помощью клинического метода Пиаже установил новые факты в области детского развития. Основное достижение Пиаже, сделавшее его всемирно известным учёным – открытие эгоцентризма ребёнка. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире лишь следствие этой эгоцентричной умственной позиции.

     С 1955 г. Пиаже развил гипотезу о стадиях  интеллектуального развития ребёнка. Согласно этой гипотезе в интеллектуальном развитии можно выделить три больших периода: сенсомоторный, период подготовки и реализации конкретных операций, период формальных операций. Эти периоды в свою очередь разделяются на подпериоды подготовки и реализации структур интеллекта, характерных для периода в целом. Основная же идея Пиаже состоит в том, что интеллектуальные операции осуществляются в форме целостных структур.

 

Список использованных источников:

 

1.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2006.

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.,1999.

3.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 т. М., 2000.

4 Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб, 1998.

5Райс Ф. Психология  подросткового и юношеского развития. СПб.,1999.

Информация о работе Генетическая психология