Гештальтпсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:07, реферат

Описание

Важным психологическим направлением, возникшим в период "открытого кризиса", явилась гештальтпсихология, связанная, в первую очередь, с именами германских исследователей Макса Вертгеймера, Курта Коффки и Вольфганга Келера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3 стр.
Глава 1 Основная характеристика гештальтпсихологии……………….. 4 стр.
1.1. Понятие гештальтпсихологии……………………………………. 4 стр.
1.2. Основные понятия гештальтпсихологии………………………… 5 стр.
1.2.1. Фи- феномен…………………………………………………. 5 стр.
1.2.2. Изоморфизм………………………………………………….. 7 стр.
1.2.3. Психическое поля……………………………………………. 7 стр.
1.3. Гештальт-принципы организации восприятия………………….. 10 стр.
1.4. Борьба с бихевиоризмом………………………………………….. 13 стр.
1.5. Критика гештальтпсихологии……………………………………. 14 стр.
1.6. Вклад гештальтпсихологии………………………………………. 15 стр.
Глава 2 Представители гештальтпсихологии…………………………… 17 стр.
2.1. Макс Вертхеймер (1880-1943)…………………………………... 17 стр.
2.2. Курт Коффка (1886-1941)………………………………………... 18 стр.
2.3. Вольфганг Келер (1887-1967)…………………………………… 20 стр.
2.4. Курт Левин (1890-1947)………………………………………….. 22 стр.
Заключение………………………………………………………………… 24 стр.
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

SODYeRZhANIYe.doc

— 502.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………… 3 стр.

Глава 1 Основная характеристика гештальтпсихологии……………….. 4 стр. 

1.1. Понятие гештальтпсихологии……………………………………. 4 стр.

1.2. Основные понятия гештальтпсихологии………………………… 5 стр.

1.2.1. Фи- феномен…………………………………………………. 5 стр.

1.2.2. Изоморфизм………………………………………………….. 7 стр.

1.2.3. Психическое поля……………………………………………. 7 стр.

1.3. Гештальт-принципы организации восприятия………………….. 10 стр.

1.4. Борьба с бихевиоризмом………………………………………….. 13 стр.

1.5. Критика гештальтпсихологии……………………………………. 14 стр.

1.6. Вклад гештальтпсихологии………………………………………. 15 стр.

Глава 2 Представители гештальтпсихологии…………………………… 17 стр.

 2.1. Макс Вертхеймер (1880-1943)…………………………………...  17 стр.

2.2. Курт Коффка (1886-1941)………………………………………... 18 стр.

2.3. Вольфганг Келер (1887-1967)…………………………………… 20 стр.

2.4. Курт Левин (1890-1947)………………………………………….. 22 стр.

Заключение………………………………………………………………… 24 стр.

Список литературы………………………………………………………... 25 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Важным психологическим направлением, возникшим в период "открытого кризиса", явилась гештальтпсихология, связанная, в первую очередь, с именами германских исследователей Макса Вертгеймера, Курта Коффки и Вольфганга Келера.

Гештальтпсихология, возникшая как  направление исследования познавательных процессов, оказала влияние на психологию в различных ее проявлениях. Предметом исследования оказались целостные структуры (гештальты), что же касается практических приложений, то они определяются тем, как используют те или иные положения конкретные направления практической психологии, так как в непосредственном виде гештальтпсихология в настоящее время не существует.

"Гештальт" (от немецкого Gestalt - образ, структура, целостная  форма) является одним из основных  понятий гештальтпсихологии, возникшей в первой четверти XX века в Германии, и описывает качественное своеобразие целостных образов и психических структур, несводимых к сумме отдельных их составляющих. Термин "гештальт" призван подчеркнуть тот факт, что в гештальттерапии человек рассматривается как неразрывное целое, как единство его души и тела.

Из этого следует, что целью  реферативной работы является понять, что эта за школа гештальтпсихология, на что направлено ее изучения, и какой вклад она внесла в психологию.

Основным источником при написания реферата является книга Шульц Д.П., Шульц С.Э. «История современной психологии». Эта Книга посвящена истории современной психологии – с конца XIX столетия и до наших дней. Каждая из психологических школ рассматривается как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как нечто независимое или изолированное, а каждое направление рассматривается с точки зрения его связи с предшествующими и последующими научными идеями и открытиями.

Глава 1 Основная характеристика гештальтпсихологии

 

1.1. Понятие  гештальтпсихологии

 

Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии. Его создание связано с именами  М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и  К.Левина, заложивших методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии, - «Экспериментальные исследования видимого движения» - была опубликована в 1912 г., однако окончательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны.

Гештальтпсихология, как уже отмечалось, исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Однако, оставив практически в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформировала прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов.

Главная идея этой школы  состояла в том, что в основе психики  лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители данного направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательство правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном  исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта  школа одна из первых обратила существенное внимание на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Кроме того, это была первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным [1].

 

1.2.Основные  понятия гештальтпсихологии

 

1.2.1. Фи-феномен

 

Формальное движение, известное под названием гештальт-психологии, сформировалось после опубликования результатов исследования, выполненного в 1910 году Максом Вертхеймером. Однажды, во время летнего отпуска, ему в голову пришла идея одного эксперимента. Его суть состояла в том, чтобы выяснить, почему мы иногда наблюдаем движение, когда на самом деле оно не происходит. Нарушив планы своего отдыха, Вертхеймер сошел с поезда во Франкфурте, купил там игрушечный стробоскоп и провел предварительную проверку своей догадки прямо в отеле. (Стробоскоп, предшественник современного проекционного аппарата, представляет собой устройство, которое на мгновение освещает изображения последовательных фаз изменения положения объектов, создавая у зрителя впечатление их движения.) Позднее Вертхеймер провел более глубокое исследование проблемы во Франкфуртском университете. Два других психолога, Курт Коффка и Вольфганг Келер, бывшие в то время студентами Берлинского университета, также приехали во Франкфурт, чтобы принять участие в этой работе.

Эксперимент Вертхеймера, в котором Коффка и Келер играли роль испытуемых субъектов, был посвящен изучению восприятия кажущегося движения предметов - то есть движения, которое на самом деле не происходит. Для его определения Вертхеймер пользовался термином «впечатление движения». Используя тахистоскоп, он пропускал луч света через две прорези, одна из которых располагалась вертикально, а другая имела наклон от вертикали приблизительно в 20-30 градусов.

Если световой луч  пропускался сначала через одну прорезь, а потом через другую через относительно длительный интервал времени (более 200 миллисекунд), наблюдатели видели последовательное появление света сначала в одной, а затем в другой прорези. Если временной интервал сокращался, то наблюдателям казалось, что обе прорези освещены постоянно. При длительности интервала порядка 60 миллисекунд, создавалось впечатление, что линия света непрерывно перемещается от одной прорези к другой и обратно.

Эти открытия могли показаться достаточно тривиальными. О подобных явлениях ученым было известно уже  несколько лет, и они перестали  кого-либо удивлять. Однако, в соответствии с господствовавшими тогда взглядами психологов, основанными на теории Вундта, все сознательные переживания могли быть сведены к элементарным чувствительным элементам. Но как это восприятие кажущегося движения могло быть объяснено суммированием отдельных элементов, которые были просто двумя неподвижными полосками света? Мог ли один неподвижный раздражитель добавиться к другому и создать впечатление движения? Разумеется, не мог, и в этом была суть замечательного в своей простоте опыта Вертхеймера: он не поддавался объяснению с точки зрения взглядов Вундта.

Вертхеймер был убежден, что это явление, получившее экспериментальное  подтверждение в его лаборатории, по-своему так же является элементарным, как и обычное ощущение, но, в  то же время, представляет собой нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. Он назвал это явление фи-феноменом. Какое же объяснение дал Вертхеймер фи-феномену, который, согласно взглядам, господствовавшим в то время в современной психологии, просто не мог существовать? Оно было таким же простым и гениальным, как и его эксперимент. По мнению Вертхеймера, кажущееся движение вообще не нуждалось в объяснении. Оно существовало в таком виде, в каком воспринималось, и не могло быть разбито на более простые составляющие.

Согласно теории Вундта, интроспекция этих стимулов должна была создавать восприятие двух соседних полосок света и ничего более. Но как бы строго ни проводилась  интроспекция в опыте Вертхеймера, движущаяся полоска света продолжала наблюдаться, а все попытки объяснения ее появления со старых теоретических позиций оканчивались неудачей. Целое (в данном случае кажущееся движение линии света) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижных световых лучей). Таким образом, традиционной атомистической ассоцианистской психологии был брошен открытый вызов, на который она не смогла ответить.

Вертхеймер опубликовал  результаты своего исследования в 1912 году в статье под названием «Экспериментальные исследования восприятия движения». Считается, что именно она положила начало возникновению школы гештальтпсихологии.

 

1.2.2. Изоморфизм

 

Установив, что люди воспринимают целостно организованное явление, а  не набор отдельных ощущений, гештальтисты обратились к проблеме исследования перцепции с точки зрения работы механизмов головного мозга. Они попытались разработать теорию об основных нервных коррелятах воспринимаемых гештальтов. Сторонники гештальтпсихологии рассматривали кору головного мозга в качестве динамической системы, в которой взаимодействуют элементы, являющиеся в данный момент активными. Эта идея резко контрастировала с механистической концепцией, которая сравнивала нервную деятельность с работой телефонного коммутатора, связывающего сенсорные входные сигналы в соответствии с принципами ассоциации. С точки зрения ассо-цианистов функция мозга пассивна и не способна к активной организации и модификации сигналов, получаемых от сенсорных элементов. Этот подход также подразумевал прямое соответствие между перцепцией и ее нейрофизическим аналогом.

При исследовании кажущегося движения Вертхеймер высказал предположение о том, что деятельность мозга является формообразующим целостным процессом. Так как кажущееся и истинное движения воспринимаются одинаково, то они должны вызывать тождественные процессы в коре головного мозга. Из предположения о том, что эти два вида движения кажутся идентичными, следует, что мозговые процессы при их восприятии также должны протекать одинаково.

Другими словами, при  объяснении фи-феномена необходимо учитывать  соответствие между гештальтами в переживании непосредственно созерцаемого и в процессах, совершающихся при этом в головном мозге. Эта идея, получившая название изоморфизма (по-гречески isos - одинаковый, morphe - форма), в настоящее время воспринята в химии и биологии. Гештальтисты уподобляли перцепцию карте, в том смысле, что она идентична реальной местности, которую представляет, не являясь при этом ее точным подобием. Но в то же время карта - надежное руководство по восприятию реального мира.

Взгляды Вертхеймера  получили дальнейшее развитие у Келера в его книге «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии», вышедшей в 1920 году. В ней Келер высказывает предположение о том, что процессы в коре головного мозга сходны с процессами в силовом поле и что, подобно возникновению силового электромагнитного поля вокруг магнита, в ответ на сенсорные импульсы может возникать поле нервной деятельности - вследствие электромеханических процессов, возникающих в мозге в ответ на сенсорные импульсы [5].

 

1.2.3.Психическое поле

 

Понятие поле заимствовано из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле [1].

Основные принципы теории поля:

1.Применение конструктивного, или генетического, метода вместо классификационного. "Сущность конструктивного метода состоит в представлении индивидуального случая с помощью небольшого количества конструктивных элементов. В психологии такими элементами могут стать психологическая "позиция", психологические "силы" и подобные понятия. Общие законы психологии суть утверждения об эмпирических взаимоотношениях этих конструктивных элементов или об их свойствах. В соответствии с этими законами можно образовывать бесчисленное множество сочетаний конструктивных элементов, и каждое такое сочетание будет соответствовать тому или иному конкретному случаю в определенный момент времени. Таким образом, можно построить мост между общим и конкретным, между законами и индивидуальными особенностями" [2].

Информация о работе Гештальтпсихология