Гештальтпсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:07, реферат

Описание

Важным психологическим направлением, возникшим в период "открытого кризиса", явилась гештальтпсихология, связанная, в первую очередь, с именами германских исследователей Макса Вертгеймера, Курта Коффки и Вольфганга Келера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3 стр.
Глава 1 Основная характеристика гештальтпсихологии……………….. 4 стр.
1.1. Понятие гештальтпсихологии……………………………………. 4 стр.
1.2. Основные понятия гештальтпсихологии………………………… 5 стр.
1.2.1. Фи- феномен…………………………………………………. 5 стр.
1.2.2. Изоморфизм………………………………………………….. 7 стр.
1.2.3. Психическое поля……………………………………………. 7 стр.
1.3. Гештальт-принципы организации восприятия………………….. 10 стр.
1.4. Борьба с бихевиоризмом………………………………………….. 13 стр.
1.5. Критика гештальтпсихологии……………………………………. 14 стр.
1.6. Вклад гештальтпсихологии………………………………………. 15 стр.
Глава 2 Представители гештальтпсихологии…………………………… 17 стр.
2.1. Макс Вертхеймер (1880-1943)…………………………………... 17 стр.
2.2. Курт Коффка (1886-1941)………………………………………... 18 стр.
2.3. Вольфганг Келер (1887-1967)…………………………………… 20 стр.
2.4. Курт Левин (1890-1947)………………………………………….. 22 стр.
Заключение………………………………………………………………… 24 стр.
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

SODYeRZhANIYe.doc

— 502.50 Кб (Скачать документ)

В 1921 году Коффка опубликовал  книгу «Основы психического развития» (Die grundlagen der psychischen Entwicklung), посвященную формированию детской психологии и имевшую успех и в Германии, и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина, а в 1927 году он получил место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти в 1941 году. В 1933 году Коффка издал книгу «Принципы гештальт-психологии» (Principles of gestalt Psychology), которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

 

2.2. Курт Коффка (1886-1941)

 

Среди основателей гештальт-психологии Курт Коффка, возможно, был самым  изобретательным. Он родился и вырос в Берлине и там же получил образование в местном университете, проявив исключительный интерес к естественным наукам и философии. В дальнейшем он изучал психологию под руководством Карла Штумпфа и получил докторскую степень в 1909 году. В 1910 году Коффка начал свое длительное и плодотворное сотрудничество с Вертхеймером и Келером в стенах Франкфуртского университета. На следующий год он получил место в университете Гиссена, в 40 милях от Франкфурта, где проработал до 1924 года. Во время первой мировой войны он работал в психиатрической клинике, помогая пациентам с черепно-мозговыми травмами, а также страдающим от афазии.

После войны, когда психологи  Соединенных Штатов познакомились  с новой научной школой, оформившейся в Германии, Коффка написал статью для американского журнала «Психологический бюллетень». Эта статья, получившая название «Перцепция: введение в гештальт-теорию» (Koffka. 1922), содержала основы гештальт-психологии, а также результаты многих исследований и их оценки. Хотя эта статья имела важное значение в качестве первого объяснения американским психологам смысла нового научного направления, все же движению в целом, она, по-видимому, оказала плохую услугу. Дело в том, что ее заглавие, содержащее слово «перцепция», привело к недоразумению, которое рассеялось только через много лет: у многих, прочитавших эту статью, сложилось впечатление, что гештальт-теория имеет дело только с перцепцией и не имеет отношения к другим областям психологии. На самом же деле гештальт-психология в значительной мере затрагивала проблемы мышления и научения, а в конечном итоге и все аспекты сознательного опыта.

Главная причина, по которой  основатели гештальтпсихологии сконцентрировали свои публикации на проблеме перцепции, была обусловлена самим духом времени: психология Вундта, против которой восстали сторонники нового учения, получила свою основную поддержку благодаря результатам исследований ощущений и восприятий, поэтому они выбрали перцепцию в качестве исходного пункта для критики Вундта в его собственной научной цитадели. (Michael Wertheimer. 1979. P. 134.)

В 1921 году Коффка опубликовал  книгу «Основы психического развития» (Die grundlagen der psychischen Entwicklung), посвященную  формированию детской психологии и  имевшую успех и в Германии, и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина, а в 1927 году он получил место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти в 1941 году. В 1933 году Коффка издал книгу «Принципы гештальт-психологии» (Principles of gestalt Psychology), которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

 

2.3. Вольфганг Келер (1887-1967)

 

Вольфганг Келер был  глашатаем движения гештальт-психологии. Его книги, написанные с удивительной тщательностью и аккуратностью, дали классическое представление о  многих аспектах этого научного направления. Занятия физикой, которую Келер изучал совместно с Максом Планком, убедили его в том, что эта наука должна быть связана с психологией и что гештальты (формы или структуры) встречаются в психологии так же, как и в физике.

Келер родился в Эстонии. Когда ему было пять лет, его семья переехала на север Германии. Свое образование он получал в университетах Тюбингена, Бонна и Берлина, где в 1909 году защитил докторскую диссертацию у Карла Штумпфа. Затем он отправился в университет Франкфурта, куда прибыл незадолго до появления там Всртхеймера с его игрушечным стробоскопом.

В 1913 году по предложению  Прусской Академии наук Келер предпринял путешествие на Канарские острова, расположенные вблизи северо-западного  побережья Африки, где на острове  Тенерифе начал изучать поведение  шимпанзе. Через шесть месяцев после его прибытия на Канары началась первая мировая война, и, как сообщал Келер, он не мог вернуться на родину, хотя остальным проживавшим там немцам это удалось. Основываясь на интерпретации последних исторических данных, один из психологов высказал предположение о том, что Келер, возможно, занимался шпионажем в пользу Германии и что научное оборудование его лаборатории служило лишь целям прикрытия разведывательной деятельности. Это утверждение основывалось на том, что на чердаке своего дома Келер прятал мощный радиопередатчик, который он якобы использовал для передачи сведений о движении судов союзников. Однако прямых доказательств в поддержку этой версии нет, к тому же впоследствии она была опровергнута историками и специалистами по гештальт-психологии.

Но как бы то ни было, как шпион или как задержанный  войной ученый, Келер прожил на острове  семь лет, изучая поведение шимпанзе. Там он написал ставшую в наше время классикой книгу под  названием «Интеллект человекообразных обезьян» (Intelligenzprufungen an Menschenaffen), второе издание которой вышло в 1924 году и было переведено на английский и французский языки.

В 1920 году Келер вернулся в Германию и через два года сменил Штумпфа в должности профессора психологии Берлинского университета, где и проработал до 1935 года. Несомненной причиной этого престижного назначения стала публикация книги «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии», которая обратила на себя внимание специалистов своим высоким научным уровнем.

В середине двадцатых годов у Келера возникли серьезные проблемы в личной жизни. Он развелся с женой и женился на молодой шведской студентке, после чего был лишен контактов со своими четырьмя детьми от первого брака. В результате пережитых нервных потрясений у него стали дрожать руки, что становилось особенно заметно в минуты волнения. Чтобы оценить настроение своего шефа, сотрудники лаборатории каждое утро внимательно следили за подрагиваниями его пальцев.

В 1925/26 учебном году Келер  читал лекции в Гарвардском университете и в университете Кларка, где в дополнение к своим научным обязанностям учил аспирантов танцевать танго. В 1929 году он опубликовал книгу «Гештальт-психология», наиболее полно отразившую взгляды нового направления.

Он уехал из Германии в 1933 году из-за конфликта с новым режимом. Однажды, после того, как на своей лекции он осмелился открыто критиковать фашистское правительство, в его аудиторию ворвалась банда нацистов. Позднее Келер написал бесстрашное письмо в берлинскую газету, в котором выразилось его возмущение изгнанием из германских университетов профессоров-евреев. Вечером того дня, когда было опубликовано письмо, Келер с несколькими друзьями ожидал у себя дома появления гестаповцев. Однако его не тронули и дали возможность уехать за границу.

После эмиграции в США Келер преподавал в Свартморском колледже в Пенсильвании, написал несколько книг и редактировал журнал «Психологические исследования». В 1956 году он был удостоен награды «За выдающийся вклад в науку» Американской психологической ассоциации, а вскоре после этого был избран ее президентом.

 

     2.4. Курт Левин (1890-1947)

 

Научные тенденции конца XIX века заставляли смотреть на мыслительный процесс как в терминах, связанных  с полем, так и в терминах, выходящих  за его рамки. Эти взгляды нашли свое отражение в гештальт-психологии. Теория поля в психологии возникла как своего рода аналог теории силового поля в физике. В современной психологической науке понятие теории поля обычно связывается с идеями Курта Левина. В основе взглядов Левина лежит концепция гештальта, но он сумел развить свои идеи и пошел дальше позиций ортодоксального гештальтизма, обратившись к проблемам личности, ее потребностям и влиянию общественных связей на ее поведение. Теория поля - психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.

В течение тридцати лет  своей профессиональной деятельности Левин много сил отдал изучению широкого круга вопросов, связанных  с проблемами мотивации. Его исследования основывались на анализе поведения человека в контексте состояния его физического и социального окружения [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Гештальтпсихология (от нем. gestalt – «образ, форма») – направление в западной психологии, которое возникло в Германии в первой трети XX в., выдвинувшее программу исследования психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией (В. Вундт, Э. Б. Титченер и др.) принципа разделения сознания на отдельные элементы и построения из них по основам законов ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Мысль о том, что внутренняя, системная организация целого обеспечивает свойства и функции составляющих его частей, была применена первоначально к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного). С помощью этого можно изучить ряд важных составляющих восприятия: константность, структурность, зависимость образа предмета («фигуры») от его непосредственного окружения («фона») и др.

Главные представители - М. Вертгеймер (немецкий психолог, основоположник гештальтпсихологии, известный экспериментальными работами в области восприятия и  мышления. В 1945 г. вышла его книга  «Продуктивное мышление») В. Келер, К. Коффка провели исследования в области восприятия, принципы которых были перенесены на изучение мышления, а также - личности (К. Левин). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

Гештальтпсихология  изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

 

Список литературы:

 

1. Ждан А. Н. «История психологии: Учебник». — М.: Изд-во МГУ, 1990, стр. 252-265;

2. Левин  Курт «Динамическая психология. » - М: Смысл, 2001, стр. 252;

3. Лучинин А.С.  «История  психологии. Конспект лекций»- М.: Эксмо, 2008, стр. 65-67;

4. Соколова Е. Е. «Введение в психологию»: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005;

5. Шульц Д.П., Шульц С.Э. «История  современной психологии»  Под  ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002, стр. 288 - 317;

6.Википедия, Свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%F8%F2%E0%EB%FC%F2%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF);

7. Харламенкова Н.Е. Психология личности: учебная программа (источник: http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/5.html).

 

 




Информация о работе Гештальтпсихология