Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:42, реферат
Важным психологическим направлением, возникшим в период "открытого кризиса", явилась гештальтпсихология, связанная, в первую очередь, с именами германских исследователей Макса Вертгеймера, Курта Коффки и Вольфганга Келера.
Настоящее содержание данной работы посвящено гештальтпсихологии, как одному из наиболее влиятельных и интересных направлений психологии, которое явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие гештальтпсихологии…………………………………………………..4
2. Появление гештальтпсихологии………………………………………………..5
3. Идеи гештальтпсихологии………………………………………………………7
5. Гештальт-терапия..………………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………….16
МИНИСТЕРСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
И ИНФОРМАТИКИ
Кафедра
«Философии»
Реферат
по дисциплине
«Психология»
на тему:
«Гештальтпсихология»
Выполнила:
студентка 3 курса
дневного отделения
факультет ЭФ-4
бухгалтерский учет
группа 0905
Кузнецова А. С.
___________________
подпись,
дата
Преподаватель:
___________________
подпись,
дата
Москва
2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие
гештальтпсихологии………………………………
2. Появление
гештальтпсихологии………………………………
3. Идеи
гештальтпсихологии………………………………
5. Гештальт-терапия..………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Важным психологическим направлением, возникшим в период "открытого кризиса", явилась гештальтпсихология, связанная, в первую очередь, с именами германских исследователей Макса Вертгеймера, Курта Коффки и Вольфганга Келера.
Настоящее содержание данной работы посвящено гештальтпсихологии, как одному из наиболее влиятельных и интересных направлений психологии, которое явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии.
Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX - начала XX века.
Прозрения
гештальтпсихологии оказались плодотворными
в применении к искусству и образованию.
В академической психологии работы Вертгеймера,
Келера, Левина и других ныне пользуются
всеобщим признанием. Однако из-за интереса
к бихевиоризму с его преимущественно
двигательной установкой академические
круги выдвигают на передний план аспекты
гештальтпсихологии, связанные с восприятием.
ПОНЯТИЕ
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛГИИ
Слово «гештальт» означает "форма", "структура", "целостная конфигурация", т. е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. В это время особое внимание уделялось проблеме целого и части. Многие ученые подходили к пониманию, что качество целостного образования не сводилось к сумме отдельных элементов, входящих в целое, и, что оно не может быть выведено из них. А вот именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальтпсихологии считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части.
Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. И в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма) представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.
Главная
идея этой школы состояла в том, что
в основе психики лежат не отдельные
элементы сознания, но целостные фигуры
- гештальты, свойства которых не являются
суммой свойств их частей. Таким образом,
опровергалось прежнее представление
о том, что развитие психики основывается
на формировании все новых ассоциативных
связей, которые соединяют отдельные элементы
между собой в представления и понятия.
ПОЯВЛЕНИЕ
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛГИИ
Впервые, понятие «гештальт-качество» было введено Х. Эренфельсом в 1890 году при исследовании восприятий. Он выделил специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса). Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.
Новый подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (Феликс Крюгер(1874-1948), Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер(1889-1971), которые создали школу психологии развития, где было введено понятие комплексного качества, как целостного переживания, пронизанного чувством. Эта школа просуществовала с конца – 10-, начала 30-х годов.
История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М.Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения»(1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.
Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х годах, в Берлине складывается берлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) и Курт Левин (1890-1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.
В. Келлер в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии»(1920) проводит мысль о том, что физический мир как и психологический, подчинен принципу гештальта. Гештальтисты начинают выходить за пределы психологии: все процессы действительности определяются закономерностями гештальта. Вводилось предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, которые, возникнув под влиянием стимула, изоморфны в структуре образа. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами, как выражение структурного единства мира - физического, физилогического, психического. Выявление единых закономерностей для всех сфер реальности позволяло, по Келеру преодолеть витализм. Выготский рассматривал эту попытку как «чрезмерное приближение проблем психики к теоретическим построениями данным новейшей физики»(*). Дальнейшие исследования усилили новое течение. Эдгар Рубин(1881-1951) открыл феномен фигуры и фона(1915). Давид Катц показал роль гештальт-факторов в поле осязания и цветового зрения.
В
1921 году Вертгеймер, Келер и Кофка представители
гештальтпсихологии, основывают журнал
«Психологические исследовании»(Psychologische
Forschung). Здесь публикуются результаты исследования
этой школы. С этого времени начинается
влияние школы на мировую психологию.
Важное значение имели обобщающие статьи
20-х г.г. М.Вертгеймера: «К учению о гештальте»(1921),
« О гештальтеориии»(1925), К.Левина «Намерения,
воля и потребность». В 1929 г. Келер читает
лекции по гештальтпсихологии в Америке,
которые затем выходят книгой «Гештальтпсихология»(Gestaltp-
Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., пока в Германию не пришел фашизм. Вертгеймер и Келер в 1933г., Левин в 1935г. эмигрировали в Америку. Здесь развитие гештальтпсихологии в области теории не получило значительного продвижения.
К 50-м годам интерес к гештальтпсихологии спадает. В последущем, однако, отношение к гештальтпсихологии меняется.
Гештальтпсихолгия оказала большое влияние на психологическую науку США, на Э. Толмена, американские теории научения. В последнее время в ряде стран Западной Европы наблюдается усиление интереса к гештальттеории и истории Берлинской психологической школы. В 1978 году было основано Международное психологическое сообщество «Гештальттеория и ее приложения»А октябре 1979гг. вышел первый номер журнала «Гештальттеория», официального печатного органа этого общества. Членами этого общества являются психологи из разных стран мира, прежде всего Германии (З.Эртель, М. Штадлер», Г. Портеле, К.Гусс), США (Р. Арнхейм, А. Лачинс, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер и др., Италии, Австрии, Финляндии, Швейцарии.
ИДЕИ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛГИИ
Одним из ведущих представителей этого направления был Макс Вертгеймер. Первые работы Вертгеймера посвящены экспериментальному исследованию зрительного восприятия. С помощью тахистоскопа он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (линии или кривые). Когда интервал между предъявлениями был относительно большой, испытуемые воспринимали раздражители последовательно, а при очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно. При экспонировании с оптимальным интервалом (около 60 миллисекунд) у испытуемых возникало восприятие движения, то есть им казалось, что один объект перемещается из одной точки в другую, в то время как им предъявлялось два объекта, размещенных в разных точках. В определенный момент испытуемые начинали воспринимать чистое движение, то есть они не осознавали, что движение происходит, но без перемещения объекта. Это явление было названо фи-феноменом. Данные, полученные в этих экспериментах, стимулировали критику ассоцианизма и заложили основы нового подхода к восприятию.
В середине двадцатых годов Вертгеймер переходит от исследования восприятия к изучению мышления. Результатом этих экспериментов является книга “Продуктивное мышление”, которая была опубликована уже после смерти ученого в 1945 году и является одним из самых значительных его достижений. Изучая на большом эмпирическом материале способы преобразования познавательных структур, Вертгеймер приходит к выводу о несостоятельности не только ассоцианистического, но и формально-логического подхода к мышлению. Данные, полученные в исследованиях Вертгеймера, привели гештальтпсихологов к выводу о том, что ведущим психическим процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, является восприятие.
После встречи с Максом Вертгеймером, Келер становится одним из его горячих сторонников и сподвижником в разработке основ нового психологического направления. За несколько месяцев до начала первой мировой войны Келер, по предложению Прусской академии наук, отправился на испанский остров Тенериф (на Канарских островах) для изучения поведения шимпанзе. Понятия фигуры и фона, явление усмотрения новых отношении между элементами, распространялись гештальтпсихологами и за пределы психологии восприятия. В частности, они оказались важными при обсуждении творческого мышления, внезапного "открытия", "озарение". В гештальтпсихологии это явление получило название "aгa-решение" (теперь чаще используют понятие "инсайт"), причем оно обнаруживается не только у человека, но и у высших животных. Усмотрение новых отношений — центральный момент творческого мышления человека. Именно на основе принципов гештальтпсихологии были проведены исследования в этой области с использованием метода "рассуждения вслух".