Гештальтпсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:42, реферат

Описание

Важным психологическим направлением, возникшим в период "открытого кризиса", явилась гештальтпсихология, связанная, в первую очередь, с именами германских исследователей Макса Вертгеймера, Курта Коффки и Вольфганга Келера.

Настоящее содержание данной работы посвящено гештальтпсихологии, как одному из наиболее влиятельных и интересных направлений психологии, которое явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Понятие гештальтпсихологии…………………………………………………..4

2. Появление гештальтпсихологии………………………………………………..5

3. Идеи гештальтпсихологии………………………………………………………7

5. Гештальт-терапия..………………………………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………………15

Список используемой литературы……………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

Реферат по психологии.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

     Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келер создавал такие ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы “двухфазными”, так как состояли из двух частей. В первой части обезьяне нужно было при помощи одного орудия, получить другое, которое было необходимо для решения проблемы - например, при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, находящуюся на некотором расстоянии от клетки. Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели - например, для получения банана, находящегося далеко от обезьяны.

     Вопрос, на который отвечал эксперимент, состоял в выяснении того, каким способом решается задача - происходит ли слепой поиск правильного решения (по типу проб и ошибок) или обезьяна достигает цели благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию. Эксперименты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути.Понятие об “инсайте” стало ключевым для гештальт-психологии, оно стало основой объяснения всех форм мыслительной деятельности, в том числе и продуктивного мышления, как было показано в работах Вертгеймера.

     Дальнейшие исследования Келера были связаны с проблемой изоморфизма. Изучение изоморфизма привело его к открытию новых законов восприятия – значения (предметности восприятия) и относительного восприятия цветов в паре (закон транспозиции). Однако теория изоморфизма осталась самым слабым и уязвимым местом не только его концепции, но и гештальт-психологии в целом.

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

 
 
 

     Гештальттерапия направлена на то, чтобы человек  научился разбираться в порой  очень запутанных лабиринтах своей  души, научился осознавать все источники  и причины своего внутреннего дискомфорта.  

В гештальт-терапии можно выделить несколько механизмов сопротивления:

     Слияние.  Это сопротивление изменениям. Человек не чувствует границы между собой и окружающей средой. Человек в слиянии не способен на полноценный контакт ни с другими людьми, ни с самим собой. Тот, кто находится в хроническом слиянии, не может отделиться - появляется тревога ("как я буду существовать один?") В слиянии не формируются собственные желания (это рассматривается как предательство). Такие люди подстраиваются под общество, группу людей или одного человека. Это люди, которые живут интересами других людей: своих друзей, детей. Они не могут отстоять свои границы, не хватает здорового эгоизма. В норме ребенок до двух лет живет в слиянии и матерью - между ними существует эмоциональная "пуповина".  
           Интроекция. Человек не знает, чего хочет. Его желание подменяется желанием другого. Это то, что не является нашим собственным. Посредством интроекции мы принимаем нормы, правила, установки, способы действия и мышления и др. При этом чужеродный объект берется извне целиком, без критики. Этот механизм может быть адаптивным, без которого ребенку не выжить.  
           Проекция.  Это приписывание собственного желания кому-то другому, тенденция сделать среду ответственной за то, что происходит с человеком. Человек сам делает (хочет делать) то, в чем обвиняет других. Существует три вида проекции:  
   Зеркальная проекция - человек находит в другом свои собственные черты или те черты, которые хотел бы иметь ("он думает только об одном!").  
   Проекция катарсиса - человек находит в другом свои черты, которые не признает или от которых хочет избавиться ("хочу верить людям, но все ждут, как бы воспользоваться мной!").  
   Дополнительная проекция - человек обнаруживает или приписывает другим те черты, которые позволяют ему оправдать свои собственные действия ("ты меня спровоцировал!").  
           Ретрофлексия.  Это когда вместо того, чтобы что-то делать с окружающей средой, человек делает это с собой. Т.е. он делает себе то, что хочет сделать другому или получить от другого. Действия, направленные во вне, человек обращает на себя. Ретрофлексией являются все психосоматические заболевания, суицид.  
           Дефлексия. Движение вбок, смещение. Когда нет возможности выполнить действие с тем объектом, с которым хочется, действие выполняется с другим объектом (например, безопаснее злиться на ребенка, а не на начальника).

     Эготизм.  Человек делает то, что хочет, с тем предметом, с которым хочет, но не позволяет себе потерять контроль. Он не испытывает удовольствия от удовлетворения потребностей. У мужчин возникает ощущение, что жизнь "не вкусная", у женщин - формирование аноргазмии, невозможность беременности.

     Хотя  гештальт-терапия считается методом  индивидуальной психотерапии, наибольшее распространение получила ее групповая форма.

     Современная групповая гештальт-терапия. исходит  из предположения о том, что человеческое поведение подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. В групповой геештальт-терапии используются следующие принципы:

     Гештальт- терапия – это подход, который  основывается на том, что есть, а не на том, что было или будет. Гкштальт-терапевты работают с тем, что доступно в актуальном текущем осознании и с чем можно экспериментировать посредством возрастающего осознания «здесь и теперь».

     Другой  принцип групповой гештальт-терапии  «я и ты», используется для достижения более непосредственного контакта: важнее говорить на людях, чем с людьми.

     Третий  принцип состоит в создании специального языка: все, что относится к частям, переносится на «я» в целом: не «у меня напряглись ноги», а «я в напряжении».

     Четвертый принцип – «не сплетничать» - состоит в том, что все должно быть высказано прямо тому, о ком идет речь, а не так, будто этот человек отсутствует.

     Групповая гештальт-терапия представляет собой соглашение между руководителем группы и одним из ее членов, который добровольно берет на себя роль пациента и располагается на «горячем стуле», рядом с терапевтом. Остальные члены наблюдают за лечебным процессом взаимодействия терапевта с клиентом. Некоторые упражнения может выполнять вся группа.

     По  Перлзу значение такой позиции состоит  в том, что самосознание личности может происходить при наблюдении за поведением других. Любой участник может идентифицировать себя с тем, кто сидит на горячем стуле. Цепная реакция интенсивных эмоций может захватить всех. Поэтому читается, что для изменения личности может быть достаточно одного лишь наблюдения.

     Некоторые гештальт-терапевты используют взаимодействия между членами группы, например горячий стул становится еще и кочующим, т.е. на нем оказывается то один клиент, то другой. Фактически в группе существует понимание того, что любые происходящие в ней события имеют значение для всех ее членов и требуют их внимания.

     В групповой гештальт-терапии человек остается с конфликтом. Альтернативы становятся возможными и доступными с повышением осознания и сопровождающими инсайтами. Тупик превращается в текущую проблему, с которой можно справиться и принять за нее ответственность здесь и теперь.

     Чаще  всего в процессе работы приходится сталкиваться со следующими типами внутренних конфликтов:

  1. Конфликт между двумя равными положительными потребностями. В данном случае в ходе терапии позволяют реализовать одну или обе потребности, чтобы клиент смог наконец принять решение.
  2. Конфликт между положительно заряженной потребностью и негативным прошлым опытом (отсюда – потребность в безопасности). Поэтому в ходе сеанса дают возможность завершить прошлую негативную ситуацию, для того, чтобы клиент смог проживать свои потребности в настоящем.
  3. Конфликт между в равной степени отрицательно заряженными возможностями. В ходе сеанса в данном случае стимулируют активность клиента.

     За  многолетний период развития гештальт-терапии  в ее контексте был разработан целый ряд оригинальных техник: суп-прессивная, экспрессивная интеграции, переименование симптома, бархатный каток и др. Но каждый терапевт индивидуален и для каждого пациента применяются подходящие техники с точки зрения именно того терапевта, который работает, и применяются так, как терапевт чувствует и понимает. Основным достоинством всех техник является то, что все они приводят к осознанию и инсайту.

     Гештальт-терапевты  работают с телесным осознанием: дыханием, позой, координацией, непрерывностью и текучестью движения; с жестами, выражением лица, голосом, языком и использованием его особенным идиосинкразическим способом. С музыкантом можно работать за его инструментом и с писателем – над его рукописью. Так же можно работать со сновидениями и фантазиями, чтобы облегчить идентификацию или реидентификацию с отчужденными или неразвитыми частями личности.

     Методики  и упражнения групповой гештальт-терапии  направлены на расширение сознания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самого себя и преодоление сопротивления.

     В процессе гештальт-терапии на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Перлз называет уровнями невроза:

  1. Уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Больной неврозом живет согласно ожиданиям других, в результате собственные потребности и цели остаются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, подавленность и бессмысленность своего существования.
  2. Фобический – связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха.
  3. Тупик – характеризуется тем, что клиент не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры.
  4. Имплозия – состояние внутреннего сметения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. Клиент может испытывать огромное внутреннее давление, даже страх смерти.
  5. Эксплозия (взрыв) – достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая которая обладает способностью к переживанию и выражению своих эмоций.

     Процедуры групповой гештальт-терапии позволяют  в кратчайшие сроки выявить особенности  своего Я. Но руководителю гештальт-группой  необходимо соблюдать баланс между  конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.

     Гештальт-кредо подразумевает готовность человека взять на себя ответственность за свою жизнь и за свое соответствие личным целям, а также понимание им своей природы. Теория гештальт-терапии стала основой для разработки множества упражнений и экспериментальных приемов. Но гештальт-терапия не предусматривает предоставления уже готового набора методик работы в группе.

     Лучшими руководителями гештальт-групп являются те, кто постоянно экспериментирует с методиками, ищет новые подходы. В последнее время растет понимание  того, что гештальт-группы предусматривают наличие в группе такого руководителя, который являясь активной и сильной личностью будет побуждать к самостоятельности и независимости и других участников.  
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Существует  мнение, что гештальтпсихология перестала  развиваться и соответствовать новым требованиям науки. Возможно основная причина заключается в том, что в гештальтпсихологии основные физические и психические явления рассматриваются параллельно. Гештальтпсихология некоторое время претендовала на общую теорию, однако надо отметить, что исследования гештальтпсихологии касались только одной из сторон психологического процесса.

     В настоящее время гештальт-терапия  переживает подъем, особенно это относится  к Европе, где такое направление  психологии имеет огромное количество культурных корней. Заметим, что рост этот проявляется как в прямой, так и в косвенной форме, в последнем случае имеется ввиду ассимиляция иными более современными направлениями многих инструментов и понятий, которые были разработаны гештальт-терапией на протяжении полувека. Принципы типа «здесь и сейчас» стали в работе группы поистине народными. Относительная молодось данного направления и склонность многих практиков к написания статей приводит к тому, что многие темы по-прежнему нуждаются в развитии, а взаимодействие теории и практики в настоящее время как и прежде затруднено.

     Однако, стоит отметить, что профессионалы-соседи, которые все же рискуют поверить в обоснованность дошедших до нас  слухов о гештальт-терапии, всегда поражаются той убедительности, свободе мысли и творческой энергии того подхода, который не столь поверхностен, как они привыкли думать.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ   ЛИТРАТУРЫ 
 
 

  1. Гештальт-терапия. Теория и практика. / Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. Питер.2008.
  3. Марцинковская Т.Д. История психологии., М. Академия,2004.
  4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1982. – 488 с.
  5. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  6. Д. Браун, Дж. Педдер. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИЮ. Принципы и практика психодинамики. - М., 1998.
  7. Интернет ресурс: http://www.geshtaltpsy.ru
  8. Интернет ресурс: http://www.psy-gest.ru/gestalt.html

Информация о работе Гештальтпсихология