Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:19, доклад
Специальное образование обеспечивает лицам с физическими и (или) психическими недостатками возможность развить свои физические и психические способности в целях приспособления к социальной среде, подготовки к трудовой деятельности, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни. Специальное образование является частью системы комплексной медико-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и включается в индивидуальную программу реабилитации таких лиц в соответствии с законодательством о социальной защищенности инвалидов.
Коррекционное учреждение V
вида создается для обучения и
воспитания детей с тяжелой речевой
патологией, оказания им специализированной
помощи, способствующей преодолению нарушений
речи и связанных с ними особенностей
психического развития. В 1-е отделение
принимаются дети, имеющие общее недоразвитие
речи тяжелой степени, а также дети, страдающие
общим недоразвитием речи, сопровождающимся
заиканием. Во 2-е отделение принимаются
дети с тяжелой формой заикания при нормальном
развитии речи. В случае устранения речевого
дефекта воспитанники с согласия родителей
(законных представителей) и на основании
заключения психолого-медико-
Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с целью восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
Коррекционное учреждение VII
вида создается для обучения и
воспитания детей с задержкой
психического развития, у которых
при потенциально сохранных возможностях
интеллектуального развития наблюдается
слабость памяти, внимания, недостаточность
темпа и подвижности
Коррекционное учреждение VIII
вида создается для обучения и
воспитания детей с умственной отсталостью
с целью коррекции отклонений
в их развитии средствами образования
и трудовой подготовки, а также
социально-психологической
Для детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, совершивших правонарушения, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, достигших к моменту совершения правонарушения одиннадцатилетнего возраста и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются специальные закрытые образовательные учреждения, учредителями которых могут быть только органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Направление в социальные
государственные закрытые образовательные
учреждения осуществляется по решению
суда с учетом заключения психолого-медико-
Таким образом, в Российской Федерации существуют организации и образовательные учреждения специализированной помощи детям с проблемами в развитии:
1. Под ведомством Министерства
специального и общего
специальные дошкольные учреждения или специализированные группы в дошкольных учреждениях общего типа;
специальные (коррекционные) школы;
специальные школы-интернаты;
специальные детские дома;
специализированные классы в общеобразовательных массовых школах;
коррекционные кабинеты;
логопедические пункты;
специальные закрытые образовательные учреждения.
2. Под ведомством Министерства здравоохраненияРФ:
специализированные ясли;
дома ребенка;
детские поликлиники;
отделения детских больниц;
детские санатории;
центры комплексной патологии.
3. Под ведомством Министерства
труда и социального
дома-интернаты для инвалидов;
реабилитационные центры.
Кроме вышеперечисленной
системы могут быть организованы
объединения родителей, имеющих
детей с проблемами в развитии;
центры коррекции и реабилитации,
созданные общественными
Первый этап реформирования системы специального образования завершился определёнными позитивными изменениями в этой сфере. Второй этап реформирования предполагает несколько направлений:
• создание на основе учреждений
детского здравоохранения и психолого-
• научно-теоретическая разработка основ дошкольной коррекционно-педагогической работы с детьми;
совершенствование приемов
выявления и медико-психолого-
• создание системы психолого-
• создание и развитие специальных
образовательных условий для
лиц с ограниченными
• стабилизация деятельности существующих и развитие инновационных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, условий их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и др.);
• создание там, где это целесообразно, достаточного числа малокомплектных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса;
• создание психологической
службы в системе специального образования
и постоянно действующей
Реализация второго этапа
реформирования системы специального
образования осуществляется в соответствии
с Законом «Об образовании
лиц с ограниченными
Информационное обеспечение процесса реформирования системы специального образования предполагает наличие федерального банка данных, а также создание и поэтапное внедрение модели информационной компьютерной сети для административных работников в целях полной координации их деятельности в области принятия управленческих решений.