Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:19, доклад
Специальное образование обеспечивает лицам с физическими и (или) психическими недостатками возможность развить свои физические и психические способности в целях приспособления к социальной среде, подготовки к трудовой деятельности, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни. Специальное образование является частью системы комплексной медико-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и включается в индивидуальную программу реабилитации таких лиц в соответствии с законодательством о социальной защищенности инвалидов.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В Российской Федерации наряду с формирующейся системой работы с детьми с отклонениями в развитии и поведении функционирует стройная система специальных образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (ООН): Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о правах инвалидов. Декларацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенцией о правах ребенка.
Свободы, права и обязанности
граждан, закрепленные в нормах международного
права, регулируются системой нормативно-правовых
актов, издаваемых органами государственной
власти и другими компетентными
органами: Конституцией Российской Федерации,
Законом РФ «Об образовании», Семейным
кодексом Российской Федерации, Федеральным
законом «О внесении изменений и
дополнений в Закон РФ «Об образовании»
и т. д. В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от
1 июня 1992 г. была разработана целевая
программа «Дети-инвалиды». Она направлена
на формирование основ комплексного
решения проблем детей с
Законы РФ предусматривают,
что материнство и детство, семья
находятся под защитой
В правах несовершеннолетних
сказано, что несовершеннолетние с
недостатками физического или психического
развития по заявлению родителей
или лиц, их заменяющих, могут содержаться
в учреждениях системы
В Законе РФ «Об образовании»
сказано, что гражданам РФ гарантируется
возможность получения
Российская Федерация, исходя
из приоритета общественных человеческих
ценностей, признавая равенство
прав всех людей на образование и
равную защиту этого права со стороны
государства, желая создать законодательскую
базу для удовлетворения специальных
потребностей лиц, возможности которых
получить образование ограничены их
недостатком, состоянием здоровья или
конкретными социальными
В законе сказано, что специальное
образование (вариант 1) - это система
условий, которые создает государство
для лиц, имеющих специальные
образовательные потребности, с
целью обеспечения им равных возможностей
в получении образования
Действие ЗаконаРФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» распространяется на:
• детей и взрослых, возможности которых получить образование, в том числе профессиональное, ограничены в связи с физическим и (или) психическим недостатком, подтвержденным в установленном порядке;
• родителей детей, а также взрослых - законных либо надлежащим образом уполномоченных представителей;
• педагогический, медицинский
и иной персонал, участвующий в
специальном образовательном
• государственные, муниципальные и негосударственные органы, должностные лица, а также юридические и физические лица, участвующие в осуществлении специального образования.
Специальное образование
обеспечивает лицам с физическими
и (или) психическими недостатками возможность
развить свои физические и психические
способности в целях
Законы Российской Федерации и субъект РФ гарантируют таким лицам обязательное обучение независимо от степени физической и (или) психической недостаточности с момента ее обнаружения, при этом продолжительность начального и основного общего образования устанавливается специальными образовательными стандартами и не может быть менее 9 лет. Кроме того, гарантируется бесплатность обучения независимо от его форм в пределах государственного образовательного стандарта; свободный доступ к образованию любого уровня, получаемому в условиях интегрированного обучения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показателями (противопоказаниями); обучение с возможно минимальной изоляцией от общества. А также обучение по индивидуальным программам в соответствии со специальными образовательными стандартами, соотносимыми с программами обучения в учреждениях общего типа, учитывающими характер и степень имеющегося физического и (или) психического недостатка; обеспечение по специальным медицинским показаниям транспортными средствами для доставки в ближайшее образовательное учреждение. Лицам с физическими и (или) психическими недостатками по окончании обучения гарантируется трудоустройство в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, определенном законодательством о труде и законодательством о занятости.
Родители детей, имеющих
специальные образовательные
• присутствовать при освидетельствовании
ребенка в психолого-медико-
• участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ для ребенка;
• быть принятым в учреждение
высшего профессионального
Законом РФ «Об образовании
лиц с ограниченными
• неслышащие и слабослышащие;
• незрячие и слабовидящие;
с тяжелыми нарушениями речи;
• с нарушениями опорно-
• умственно отсталые;
• с выраженными (глубокими)
нарушениями эмоционально-
• с выраженными трудностями в обучении (с задержкой психического развития);
• со сложными недостатками.
В рассматриваемом законе
сказано, что помимо форм получения
образования, предусмотренных Законом
РФ «Об образовании», лица, имеющие
специальные образовательные
Интегрированное обучение - это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов-специалистов. При этом за лицами, имеющими психические и (или) физические недостатки, сохраняются все льготы, которыми они пользуются при обучении в специальном образовательном учреждении. Интегрированное обучение возможно в обычном классе (группе) с получением индивидуальной помощи или с получением помощи в коррекцион-ном, в том числе логопедическом, кабинете (пункте), а также обучение в специальном (коррекционном) классе (группе) в образовательных учреждениях общего типа. Образовательное учреждение общего типа не вправе отказать лицам с физическими и (или) психическими недостатками в приеме по мотиву наличия у них недостатка при отсутствии противопоказаний к обучению и (или) профессиональному образованию. Совместное обучение лиц с недостатками и лиц, не имеющих их, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.
Для оказания индивидуальной
помощи детям со специальными образовательными
потребностями создаются
Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения в устной и письменной речи, организуются логопедические пункты, финансируемые из бюджета субъектов РФ. Такой пункт обслуживает одно или несколько образовательных учреждений, суммарное число начальных классов в которых должно быть не более 25.
Также создаются разнопрофильные центры реабилитации (не менее одного в каждом субъектеРФ) для обучения и воспитания детей и взрослых в возрасте до 21 года с тяжелыми и сложными недостатками развития. Задачами таких центров являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и проведение образовательных занятий по индивидуальным программам обучения. Занятия в центрах организуются в группах с количеством детей от 3 до 10; общее число обучающихся в центре не должно превышать 100 человек.
В Российской Федерации создаются
и действуют специальные
Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухозрительной основе. Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения: 1 - для воспитанников с легким недоразвитием речи; обусловленным нарушением слуха; 2 - для воспитанников с глубоким недоразвитием речи.
Коррекционные учреждения III
и IV видов обеспечивают обучение, воспитание,
коррекцию первичных и