Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:56, реферат

Описание

Человек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности. В повседневных контактах между людьми зарождаются дружба и вражда, одиночество и привязанность, семья и команда. в общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание и подтверждает призвание. много книг и статей посвящается этой главной форме жизнедеятельности человека, но она по-прежнему оставляет широкий простор для исследований и творчества.

Содержание

Введение.
1. Понятие личного влияния.
2. Лидерство и его разновидности.
3. Типы личного влияния.
4. Мужчины и женщины как лидеры.
Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

реферат по психологии.docx

— 34.61 Кб (Скачать документ)
 
 
 

План: 

    1. Введение.
    2. 1. Понятие личного влияния.

              2. Лидерство и его разновидности.

    3. Типы личного влияния.

    4. Мужчины  и женщины как лидеры.

    1. Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива.
    2. Заключение.
    3.  
    4. Введение:
 

     Человек в течение жизни постоянно  общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности. В повседневных контактах между людьми зарождаются дружба и вражда, одиночество и привязанность, семья и команда. в общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание и подтверждает призвание. много книг и статей посвящается этой главной форме жизнедеятельности человека, но она по-прежнему оставляет широкий простор для исследований и творчества.

     Творчество – возможно ли оно в общении? Безусловно, возможно. Творческие потенции человека реализуются не только в новых тактиках и стратегиях общения, взаимном духовном обогащении людей. Творчество способствует преодолению рутины, скуки, шаблонов, выводит отношения на новые высоты, придает им необходимый импульс и глубину, радостную неожиданность, новые перспективы, окрашивает их добрым юмором, наделяет их ощущением надежности, защищенности, неисчерпанности.

     Основным  микроэлементом общества многие социальные психологи считают малую группу. Именно здесь разыгрываются те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека. Что же такое группа?

     В социальной психологии различают разные типы групп, их классифицируют по разным основаниям.

     Условная  группа – это общность людей, существующая номинально. Люди, входящие в нее, выделяются по определенному признаку (например, команда лучших футболистов мира и пр.).

     Реальная  группа – это фактически существующая группа, общность людей, объединенная реальными отношениями.

     Группы, специально кем-то организованные для  выполнения определенной деятельности, называют формальными, а возникшие  стихийно – неформальными.

     Референтная группа выделяется по признаку отношения  личности к нормам группы. Это реально  существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом. Каждый человек имеет свою референтную группу, в которой он формирует свои идеалы, убеждения, с мнением которой он считается, чьей оценкой он дорожит.

     Коллектив как целостное развивающееся  социальное образование обладает рядом  характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития взаимоотношений  в нем, а их комплексный анализ позволяет судить об уровне коллектива в целом. К числу таких характеристик  в социальной психологии относят  следующие: совместимость, сработанность, сплоченность, направленность, самоорганизованность.

     Важным  социально-психологическим явлением в жизни группы и коллектива является лидерство, проявляющееся в преимущественном воздействии одного члена группы (или коллектива) на других членов.

 

    1. 1. Понятие личного влияния.
 

              В психологической литературе  чаще встречается определение  понятия «влияние», чем определение  понятия «личное влияние». Психологическое  влияние определяется как «процесс  и результат изменения одним  субъектом поведения, психики  другого субъекта» или как  «воздействие на состояние, мысли,  чувства и действия другого  человека с помощью исключительно  психологических средств, с предоставлением  ему права  и времени отвечать  на это воздействие». Личное же  влияние понималось еще в начале  ХХ века как «способность действовать  на характер другого лица притягивающее  или отталкивающе и иметь при  этом успех». Также под личным  влиянием понимается определенное  свойство индивида, личностное качество, некую сущностную силу человека, а именно его способность воздействовать  на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим либо другим развивающим  образом, изменяя при этом не  только поведение человека, но  и взгляды, мотивы, сознание и  даже характер.

     При этом главным результатом и высшей целью личного влияния является изменение, происходящее в сознании и душе другого человека, а не выгодные для влияющего изменения  в действиях. Если целями воздействия  влияющего становятся только личный успех, личная выгода и удовлетворение собственных потребностей, то это  скорее будет проявлением «личностного»  влияния, а не «личного». Личностное влияние бывает задействовано практически  в каждом акте человеческого общения  и взаимодействия в социуме, когда  мы удовлетворяем какую-либо из потребностей своей личности: потребность в  безопасности, любви, власти, самоуважении. Когда же в действие вступают высшие или духовные потребности – потребность  в самоактуализации и мотивация  роста, либо потребность в служении другим людям и мотивация помощи, - проявляется способность личного  влияния, которая в большей степени  связана с сущностью человека, а не с его личностью, роли которой  определяет социум.  Личное влияние – это акт творчества, а творчество совершается не столько во внешнем мире, сколько внутри человека, который стремится к самопознанию и самосовершенствованию.

     личное  влияние осуществляется только тогда, когда оба субъекта взаимодействия проявляют добрую волю к общению, когда один человек передает другому  – в открытой, ненасильственной форме – нечто свое, личное (знания, жизненный опыт), а другой искренне хочет перенять это, а не взять  силой или выманить хитростью. Очевидно, что взаимодействие людей на таком  уровне не может происходить в  атмосфере суетливости или агрессивности, когда сознание «засорено» сугубо личностными  потребностями. Оно требует наличия  в отношениях хотя бы минимального доверия. самораскрытия и снисхождения к позиции партнера.

     сложность, многоаспектность способности личного  влияния подтверждается также и  представлениями обыденного сознания.

     Таким образом, личное влияние – это  сложный феномен, представляющий собой  и личностную способность, и процесс  взаимодействия, и результат воздействия, который не всегда очевиден. Он может  проявляться на различных уровнях, в зависимости от развитости самосознания человека и его духовности. Его  природа многоаспектна и связана  с проявлениями различных биосоциальных  свойств человека, а его явные  и скрытые эффекты сопряжены  как с повседневными поверхностными контактами, так и с более глубокими  доверительными отношениями. 

     2. Лидерство и его  разновидности. 

     Следующей важной проблемой, пересекающейся с  проблемой личного влияния, является феномен лидерства. По мнению Р.Хогана, Г.Керфи и Д.Хогана, лидерство  – это убеждение, а не господство; люди, которые могут требовать  от других выполнения своих приказов только потому, что они обладают властью, - не лидеры. Лидер – это  тот человек, который может убедить других людей отложить на время свои собственные интересы и заняться достижением общей цели, которая важна для свободы и благосостояния группы.

     Самое  короткое определение лидерства  принадлежит Т.Гэмбл и М.Гэмбл: «Лидерство – это способность  влиять на других». Стало быть, любой  человек, влияющий на других, может  стать лидером, и каждый член группы имеет лидерский потенциал.

     Из  всего многообразия исследований, посвященных  теме лидерства (более 7000 книг, статей и презентаций), нас привлекают три  направления, изучающие такие феномены как:

  • внезапное лидерство;
  • негласное лидерство;
  • харизматическое лидерство.

     «Внезапное  лидерство» обычно проявляется в  ситуации, когда группа ищет лидера. Р.Стогдил проводил исследование личностных качеств и внезапного лидерства  в ряде неструктурированных групп. Определяя факторы, способствующие восприятию какого-либо человека как  лидера при отсутствии информации об его эффективности, он пришел к заключению, что к понятию внезапного лидерства, несомненно, относятся следующие  показатели: доминантность, экстраверсия, честолюбие или достижение цели, ответственность, честность, уверенность, настроение и  эмоциональный контроль, дипломатичность  и согласованность действий.

     На  сегодняшний день обнаружено, что  с внезапным лидерством связаны  такие черты, как доминантность, способность завоевать престиж, общительность, самопрезентация, самоприемлемость, достижение через независимость, эмпатия, а также способность контролировать свое экспрессивное поведение и самомониторинг.

     Вторая  линия исследования, называемая теорией  негласного лидерства, также касается того, как мы оцениваем потенциального лидера из случайных людей. Согласно этой теории, человек выглядит как  лидер в той степени, в какой его характеристики (интеллект, ценности или личностные качества) соответствуют заранее составленному мнению общественности о том, каким должен быть лидер. Обычно мы обобщаем свои представления о лидерстве и используем эти представления для оценки потенциального лидера из случайных людей.  Проблема заключается в том, что человек, кажущийся лидером, может на самом деле не иметь качеств, нужных для того, чтобы сформировать команду с высокой производительностью труда и управлять ею. Если осуществлять поиск кандидатов не на основе установленных принципов отбора персонала, возрастает вероятность избрать некомпетентного лидера.

     К исследованиям, прослеживающим связь  между личностными качествами лидера и производительностью труда  команды, относится третье направление, рассматривающее харизматическое  лидерство. Харизматический лидер  – это обаятельный человек, способный  внушать благоговение подчиненным, его точку зрения другие люди находят  неоспоримой, он способен собрать группу людей, которые разделяют эту  точку зрения, и посредством взаимоотношений  с командой развивается вместе с  ее членами.

     Харизматические лидеры более эффективны, чем нехаризматические, их отличает большая потребность  во власти, энергичность, социальная напористость, ориентация на успех, уверенность, самоконтроль, им присущи некоторые атрибуты фемининности и заботливость, а также потребность  в переменах.

     Еще одна категория исследований определяет эффективность лидера через противоположный  конец континуума – людей, чьи  карьеры под угрозой или уже  потерпели крах. Исследования, касающиеся управленческой некомпетентности, связанной  с крахом карьеры, позволили сделать  вывод, что многие умные, честолюбивые и квалифицированные руководители терпят крах только потому, что их воспринимают как надменных, мстительных, не заслуживающих  доверия, самолюбивых, сверхэмоциональных, принуждающих, сверхконтролирующих, бесчувственных, слишком агрессивных, отчужденных от коллектива, чрезмерно честолюбивых. При этом психологи отмечают, что краткосрочные тренинги не помогают в исправлении негативных качеств. Только в более интенсивном и длительном (до одного года) тренинге можно достичь необходимых изменений. При этом менее стабильные свойства будут поддаваться изменению легче, чем более устойчивые характеристики (в частности связанные с темпераментом). Мотив власти, например, не является совершенно стабильным свойством.

     Наоборот, мотивация власти лидера может колебаться от момента к моменту в соответствии с обстоятельствами. Она может  быть как переменчивым состоянием, так и устойчивой чертой. В отношении  интеллекта и морали существует традиционное мнение, что интеллект имеет линейную корреляцию с лидерством, а мораль – U-образную зависимость.

     Историометрические  исследования открыли немало критериев  для предсказания лидерства. Благодаря  изучению биографий президентов  США был обнаружен мультикритерий, состоящий из мотивов или  потребностей кандидатов в президенты:

      • мотив власти;
      • мотив достижения;
      • мотив аффилиации.

     Сочетания этих мотивов представляют собой  различные личностно-мотивационные  профили (различные типы мотивационной  структуры) политического лидера, которые  могут успешно предсказывать  лидерское поведение политиков  где угодно в мире. За каждым из этих мотивов стоят другие, коррелирующие  с ним личностные свойства. Так, с  потребностью во власти тесно связаны  такие черты, как доминирование  в межличностных отношениях, макиавеллизм (стремление манипулировать людьми), убедительность, потребность в достижении. Потребность  в достижении имеет отношение  к мастерству, манипулированию, организации  физического и социального окружения, преодолению препятствий, установлению высоких стандартов работы, соревнованию, победе над кем-либо. Потребность в аффилиации подразумевает дружественные, социабельные отношения с другими людьми. Подобная широкая трактовка трех личностных мотивов соответствует и портрету лидера в целом.

Информация о работе Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива