Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:56, реферат
Человек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности. В повседневных контактах между людьми зарождаются дружба и вражда, одиночество и привязанность, семья и команда. в общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание и подтверждает призвание. много книг и статей посвящается этой главной форме жизнедеятельности человека, но она по-прежнему оставляет широкий простор для исследований и творчества.
Введение.
1. Понятие личного влияния.
2. Лидерство и его разновидности.
3. Типы личного влияния.
4. Мужчины и женщины как лидеры.
Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива.
Заключение.
План:
2. Лидерство и его разновидности.
3. Типы личного влияния.
4. Мужчины и женщины как лидеры.
Человек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности. В повседневных контактах между людьми зарождаются дружба и вражда, одиночество и привязанность, семья и команда. в общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание и подтверждает призвание. много книг и статей посвящается этой главной форме жизнедеятельности человека, но она по-прежнему оставляет широкий простор для исследований и творчества.
Творчество – возможно ли оно в общении? Безусловно, возможно. Творческие потенции человека реализуются не только в новых тактиках и стратегиях общения, взаимном духовном обогащении людей. Творчество способствует преодолению рутины, скуки, шаблонов, выводит отношения на новые высоты, придает им необходимый импульс и глубину, радостную неожиданность, новые перспективы, окрашивает их добрым юмором, наделяет их ощущением надежности, защищенности, неисчерпанности.
Основным
микроэлементом общества многие социальные
психологи считают малую
В социальной психологии различают разные типы групп, их классифицируют по разным основаниям.
Условная группа – это общность людей, существующая номинально. Люди, входящие в нее, выделяются по определенному признаку (например, команда лучших футболистов мира и пр.).
Реальная группа – это фактически существующая группа, общность людей, объединенная реальными отношениями.
Группы, специально кем-то организованные для выполнения определенной деятельности, называют формальными, а возникшие стихийно – неформальными.
Референтная группа выделяется по признаку отношения личности к нормам группы. Это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом. Каждый человек имеет свою референтную группу, в которой он формирует свои идеалы, убеждения, с мнением которой он считается, чьей оценкой он дорожит.
Коллектив как целостное развивающееся социальное образование обладает рядом характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития взаимоотношений в нем, а их комплексный анализ позволяет судить об уровне коллектива в целом. К числу таких характеристик в социальной психологии относят следующие: совместимость, сработанность, сплоченность, направленность, самоорганизованность.
Важным
социально-психологическим
В психологической литературе
чаще встречается определение
понятия «влияние», чем
При
этом главным результатом и высшей
целью личного влияния является
изменение, происходящее в сознании
и душе другого человека, а не
выгодные для влияющего изменения
в действиях. Если целями воздействия
влияющего становятся только личный
успех, личная выгода и удовлетворение
собственных потребностей, то это
скорее будет проявлением «
личное
влияние осуществляется только тогда,
когда оба субъекта взаимодействия
проявляют добрую волю к общению,
когда один человек передает другому
– в открытой, ненасильственной
форме – нечто свое, личное (знания,
жизненный опыт), а другой искренне
хочет перенять это, а не взять
силой или выманить хитростью. Очевидно,
что взаимодействие людей на таком
уровне не может происходить в
атмосфере суетливости или
сложность, многоаспектность способности личного влияния подтверждается также и представлениями обыденного сознания.
Таким
образом, личное влияние – это
сложный феномен, представляющий собой
и личностную способность, и процесс
взаимодействия, и результат воздействия,
который не всегда очевиден. Он может
проявляться на различных уровнях,
в зависимости от развитости самосознания
человека и его духовности. Его
природа многоаспектна и
2.
Лидерство и его
разновидности.
Следующей важной проблемой, пересекающейся с проблемой личного влияния, является феномен лидерства. По мнению Р.Хогана, Г.Керфи и Д.Хогана, лидерство – это убеждение, а не господство; люди, которые могут требовать от других выполнения своих приказов только потому, что они обладают властью, - не лидеры. Лидер – это тот человек, который может убедить других людей отложить на время свои собственные интересы и заняться достижением общей цели, которая важна для свободы и благосостояния группы.
Самое короткое определение лидерства принадлежит Т.Гэмбл и М.Гэмбл: «Лидерство – это способность влиять на других». Стало быть, любой человек, влияющий на других, может стать лидером, и каждый член группы имеет лидерский потенциал.
Из всего многообразия исследований, посвященных теме лидерства (более 7000 книг, статей и презентаций), нас привлекают три направления, изучающие такие феномены как:
«Внезапное лидерство» обычно проявляется в ситуации, когда группа ищет лидера. Р.Стогдил проводил исследование личностных качеств и внезапного лидерства в ряде неструктурированных групп. Определяя факторы, способствующие восприятию какого-либо человека как лидера при отсутствии информации об его эффективности, он пришел к заключению, что к понятию внезапного лидерства, несомненно, относятся следующие показатели: доминантность, экстраверсия, честолюбие или достижение цели, ответственность, честность, уверенность, настроение и эмоциональный контроль, дипломатичность и согласованность действий.
На сегодняшний день обнаружено, что с внезапным лидерством связаны такие черты, как доминантность, способность завоевать престиж, общительность, самопрезентация, самоприемлемость, достижение через независимость, эмпатия, а также способность контролировать свое экспрессивное поведение и самомониторинг.
Вторая линия исследования, называемая теорией негласного лидерства, также касается того, как мы оцениваем потенциального лидера из случайных людей. Согласно этой теории, человек выглядит как лидер в той степени, в какой его характеристики (интеллект, ценности или личностные качества) соответствуют заранее составленному мнению общественности о том, каким должен быть лидер. Обычно мы обобщаем свои представления о лидерстве и используем эти представления для оценки потенциального лидера из случайных людей. Проблема заключается в том, что человек, кажущийся лидером, может на самом деле не иметь качеств, нужных для того, чтобы сформировать команду с высокой производительностью труда и управлять ею. Если осуществлять поиск кандидатов не на основе установленных принципов отбора персонала, возрастает вероятность избрать некомпетентного лидера.
К
исследованиям, прослеживающим связь
между личностными качествами лидера
и производительностью труда
команды, относится третье направление,
рассматривающее
Харизматические лидеры более эффективны, чем нехаризматические, их отличает большая потребность во власти, энергичность, социальная напористость, ориентация на успех, уверенность, самоконтроль, им присущи некоторые атрибуты фемининности и заботливость, а также потребность в переменах.
Еще
одна категория исследований определяет
эффективность лидера через противоположный
конец континуума – людей, чьи
карьеры под угрозой или уже
потерпели крах. Исследования, касающиеся
управленческой некомпетентности, связанной
с крахом карьеры, позволили сделать
вывод, что многие умные, честолюбивые
и квалифицированные
Наоборот,
мотивация власти лидера может колебаться
от момента к моменту в
Историометрические
исследования открыли немало критериев
для предсказания лидерства. Благодаря
изучению биографий президентов
США был обнаружен
Сочетания
этих мотивов представляют собой
различные личностно-
Информация о работе Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива