Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:56, реферат
Человек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности. В повседневных контактах между людьми зарождаются дружба и вражда, одиночество и привязанность, семья и команда. в общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание и подтверждает призвание. много книг и статей посвящается этой главной форме жизнедеятельности человека, но она по-прежнему оставляет широкий простор для исследований и творчества.
Введение.
1. Понятие личного влияния.
2. Лидерство и его разновидности.
3. Типы личного влияния.
4. Мужчины и женщины как лидеры.
Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива.
Заключение.
Отдельными
исследованиями выявлено, что средний
уровень ожиданий всех лидеров значимо
выше, чем у не-лидеров. Роли лидера
соответствует высокий статус, поскольку
требует специфических умений и
знаний для влияния на других. Поэтому
потребность в статусе и
Некоторые психологи называют среди движущих сил лидерства компенсаторные мотивы – неуверенность в себе и тревожность. Компенсаторным часто может быть и мотив власти. Истинный харизматический лидер вообще не стремится в лидеры. Лидерство само приходит к нему, потому что харизму воспринимают все.
Таким
образом, результаты проведенных за
последние годы многочисленных исследований
позволяют сделать вывод, что
лидерство требует наличия не
столько какой-то определенной черты,
сколько группы черт, куда непременно
входят уверенность, дружественность,
сознательность, социальная восприимчивость
и поведенческая гибкость. Большое
значение имеет также мультипликативный
эффект, связанный с определенным
сочетанием свойств. Например, является
уже доказанным фактом, что с лидерством
связаны такие характеристики, как интеллект
и настойчивость. Однако умеренно высокий
интеллект в сочетании с очень высокой
настойчивостью достигнет лучших результатов,
чем очень высокий интеллект с меньшей
настойчивостью. Также сильная мотивация
власти (особенно, когда стремление к власти
заметно превышает аффилиативную потребность)
должна сочетаться с достаточным самоконтролем,
чтобы перенаправить властные потребности
в социально конструктивное русло. Современная
бихевиоральная генетика считает, что
врожденное лидерство предполагает наличие
следующего комплекса черт: уверенность
в себе, напористость, доминантность и
аттракция.
3.
Типы личного влияния.
Способность
личного влияния зависит от типа
личности, от ведущих свойств
Выделяется 7 типов влияния, из которых 4 – основные, а 3 – компенсаторные. Основные типы личного влияния:
К
типам компенсаторного, или непрямого,
влияния, относятся: манипулятивная адаптивность,
ответственность и
Первый
тип влияния – социальный интеллект
- объединяет людей легких в общении,
хорошо адаптирующихся в любой ситуации,
уверенных в себе, с высокой
адекватной самооценкой. такие люди
умеют принимать решения, активны
в работе, обычно открыты, дружелюбны
и внимательны, предпочитают партнерский
стиль общения с учетом обратной
связи и восприятия себя собеседником.
Этот тип влияния – самый
Личный магнетизм – тип влияния, близкий к первому, только с еще более выраженным социальным интеллектом, чувством собственного достоинства и высокой степенью принятия себя, а также с более высокими показателями влияния, навыков общения, адаптивности и уверенности в себе. Представители данного типа влияния чувствительны к эмоциональным состояниям других, хорошо понимают людей и их невербальные реакции, дружелюбны, восприимчивы к критике. Их отличительная черта – полное самообладание и чувство такта. Они очень ответственны, рефлексивны. При этом имеют высокий энергетический потенциал. Но основное, что отличает их от других людей, - это высокое самоуважение, эмоциональная стабильность и прекрасная саморегуляция. Для этих людей также характерно стремление к самосовершенствованию без выпячивания своих достоинств. Свойственен он лишь одному человеку из десяти.
Фрустрационный
тип личного влияния рисует нам
портрет общительного и даже в
чем-то обаятельного человека, легко
вступающего в контакт, наделенного
чувством юмора, самоуверенного, импульсивного,
умеющего рисковать, ориентированного
на достижения и результат в значимой
деятельности, но при этом не отличающегося
высоким самоуважением, стабильностью,
рефлективностью и
Индивиды
с доверительно-партнерским
Следующие три типа влияния являются компенсаторными, или непрямыми. Тем не менее, каждая из этих трех групп имеет свои особенности в том, что касается способов воздействия на людей, поэтому рассматривается как самостоятельный тип.
Влияние,
проявляющееся как
Ориентация
на ответственность и
Седьмой
тип влияния – «воинствующая
добродетель». Его представляют достаточно
авторитарные личности с высокими моральными
установками, но низкой ответственностью.
Это редкий тип людей, предъявляющих большие
претензии к поведению окружающих, превышающие
требования по отношению к самим себе.
Таким путем они влияют на других людей,
трансформируя свое «Я хочу» в «Ты должен».
4.
Мужчины и женщины
как лидеры.
Согласно
стереотипному взгляду, мужчины
более, чем женщины, пригодны для
руководящих постов в силу присущих
им стилей лидерства. считается, что
мужчины более склонны к
Стереотипное мышление влияет не только на зачисление и отбор женщин на определенные должности, но и на служебное продвижение и оценку результатов работы в фирме. Руководитель организации более склонен выступать в роли покровителя и протежировать мужчинам, а не женщинам, так как в последнем случае это всегда связано с рядом сложностей (возможны подозрения в сексуальном интересе, возрастает риск подорвать собственную профессиональную репутацию и замедлить должностной рост). Даже когда женщине удается продвинуться к руководству компанией, мужчины смотрят на нее как на аутсайдера.
В
психологической литературе все
чаще высказывается мнение, что некоторые
качества женщин обеспечивают им преимущество
пред мужчинами. В процессе развития
мужчины оказываются более
Женский стиль руководства – более гибкий, женщины-лидеры более открыты и общительны, оцениваются как более теплые в межличностных отношениях при первом контакте с подчиненными. Они склонны делить власть с другими, вовлекать подчиненных в общую работу и поддерживать в них чувство собственной значимости.
Руководители-мужчины более официальны в отношениях с подчиненными и больше озабочены субординацией, часто увольняются с руководящих постов из-за недостаточной восприимчивости в отношениях с подчиненными.
Разумеется,
это лишь общие тенденции, за которыми
стоят многообразные
III. Групповая сплоченность
как социально-психологическая
характеристика коллектива.
Коллектив как целостное развивающееся социальное образование обладает рядом характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития взаимоотношений в нем, а их комплексный анализ позволяет судить об уровне развития коллектива в целом. К числу таких характеристик в социальной психологии относят следующие: совместимость, сработанность, направленность, самоорганизованность, а также сплоченность.
Групповая сплоченность – это характеристика единства, взаимосвязанности индивидов в группе. Количественно она определяется как частное от деления общего числа взаимных позитивных выборов на число возможных выборов в данной группе. Однако такой количественной оценки для определения сплоченности коллектива недостаточно, так как здесь отражаются только эмоциональные связи.
При оценке сплоченности группы, а тем более коллектива предлагается учитывать и содержательные моменты единения членов группы. В качестве таковых выделены ценностные ориентации и цели. В соответствии с этими параметрами сплоченность коллектива понимается как характеристика нравственного, интеллектуального, эмоционального и волевого единства его членов. Сплоченность коллектива предстает как динамическая характеристика процесса развития внутриколлективных связей, которые нужно изучать не на одном уровне (эмоциональных контактов), а на трех:
Совершенно
очевидно, что сплоченность представляет
собой признак коллектива только
в сочетании с направленностью
на достижение социально значимых целей,
поскольку без такой
IV.
Заключение.
Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива