Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:00, реферат
Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Мы говорим иногда в том же смысле, что такой-то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение; его деяния не носят на себе печати их творца.
1.ВВЕДЕНИЕ
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Понятие характера
2.2 Черты характера
2.3 Строение характера как целого
2.4 Формирование и развитие характера
2.5 Проявление характера
2.6 Методы и источники познания характера
2.7 Классификация и типология характеров
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. ЛИТЕРАТУРА
Жизнь требует высоких
темпов труда, но при обязательном условии
сохранения и высокого качества. Темп
труда человека в какой-то мере зависит
то темперамента - при равных условиях
быстроты в работе можно ожидать
скорее от сангвиника и холерика, чем
от флегматика и меланхолика, но еще
большее значение имеют характерологические
черты. Медленность темпа можно
объяснить разнообразными чертами
характера: у одних людей - рассудительностью,
стремлением к точности и аккуратности,
у других - леностью, нежеланием затрачивать
усилия, требуемые при быстрой
работе, у третьих - неуверенностью,
боязнью ошибиться. Быстрый темп
в работе чаще связан с чертами
волевой активности, в отдельных
случаях он указывает на ту вредную
торопливость, при которой отсутствует
вдумчивое отношение к делу. Характер
с большой силой проявляется
в тех видах действий человека,
которые мы называем поступками. Поступком
называется действие, подлежащее общественной,
моральной или юридической
Особенное значение для характера имеют поступки в которых находят свое отражение направленность и воля человека. Существуют характерологически очень показательные действия, в мотивах которых человек не дает себе отчета,- таковы, в частности действия по привычки или по слепому подражанию, но именно в том, насколько человек склонен к такого рода действиям, обычно проявляются черты характера этого человека. Отрицательные действия, явно нарушающие принципы общественного и нравственного поведения, называются проступками. Приобретая последовательность и устойчивость, поступки образуют поведение человека. В поведении, не менее чем в отдельных поступках, проявляется характер. Изучая проявления характера в деятельности, необходимо выяснять мотивы данного действия, так как внешне сходные действия могут быть проявлением различных характерологических черт. Чем сложнее и длительнее деятельность, тем она однозначнее выражает характер. Поэтому отдельные реакции показательны для характера лишь в той мере, в какой они включены в поступки, в деятельность или поведение в целом. Для характера показательны не только деятельность, поступки и поведение человека в их внешней выраженности, но и соответствующие психические состояния.
Труд, поступки и поведение
человека, а также продукты его
деятельности - основные проявления характера.
Поэтому нет возможности
Таким образом и болтливость может быть связана с различными характерологическими чертами: неумением сдерживать себя, преувеличенной и не совсем разумной откровенностью, а также желанием произвести впечатление живого, приятного в обществе человека. Не менее разнообразны и причины молчаливости, неразговорчивости. Молчаливость может объясняться высоким чувством ответственности за свои слова, иногда своего рода хитростью, желанием скрывать свои мысли и чувства, а в ряде случаев - замкнутостью, боязливостью, подозрительностью. Для силы характера человека, будет ли он молчаливым или разговорчивым, наиболее характерно чувство ответственности, побуждающее его тщательно взвешивать свои слова, не бросать их на ветер, учитывать их возможные последствия, контролировать свою речь, сообразуясь с условиями места и встречи. Разговорчивость обычно соотносится с многословием. Однако бывают случаи, когда разговорчивый то есть любящий поговорить человек, лаконичен, а неразговорчивый, если ему приходится говорить, говорит пространно. У некоторых людей характерный для них стиль речи сохраняется всегда, другие меняют его в зависимости от собеседника. Неискренность речи часто свидетельствует о двоедушии, притворстве, духовной пустоте. Характер также проявляется в содержании речи: ее тематике, сюжете, приводимом фактическом материале и мыслях. Своеобразие индивидуальных характеров проявляется здесь в том, на какую сторону вопроса больше обращается внимания. Несомненно, характеризует человека также стиль его речи. Стиль речи человека может свидетельствовать об общей эмоциональности, а также о содержании господствующих эмоций. Характерологичекое значение имеет также вокальная мимика, которая вносит нечто новое в стиль устной речи. Одни люди говорят однотонно, как бы на одной ноте; другие часто меняют интонации: одни любят делать более или менее выразительные паузы, другие избегают пауз; у одних в речи много театральности, у других интонации просты и естественны. Не лишены значения и такие внешние особенности речи, как плавность, ритмичность, высокий или низкий тон, торопливость или медлительность. Делались попытки определять черты характера по голосу, по внешним особенностям речи человека.
В ряде исследований результаты проведенных экспериментов были положительные. Оказалось, что по голосу (тембру, интонациям и другим факторам) можно в некоторой мере судить о характере человека. Но были исследования давшие совершенно отрицательные результаты. Во всяком случае, на основании как жизненных наблюдений, так и экспериментальных данных можно сделать общий вывод, что при суждении о характере человека в некоторой мере следует использовать и внешнюю форму речи. По-видимому, надо иметь в виду речь привычную, в какой-то степени наигранную. Характер проявляется не только во внешней, но и во внутренней речи. Особенности характера могут проявиться как в устной речи, так и в письменной, в ее словаре, морфологии, в синтаксисе, в стиле. Давно замечено, что не лишено характерологического значения, предпочитает ли данный человек выражать свои мысли устно или письменно. Предпочтение устной речи наблюдается у людей общительных, живых, нередко обладающих сангвиническим темпераментом; и письменной речи более склонны сосредоточенные в себе, стеснительные, застенчивые. Однако нельзя широко обобщать подобного рода факты. Предпочтение устной или письменной речи может объясняться разными причинами, и в первую очередь наличием или отсутствием должного навыка, и потому характерологическую показательность такого предпочтения можно установить лишь при сопоставлении с другими проявления характера. Когда писатели-художники обрисовывают характеры своих героев, они нередко стремятся дать ясное представление и об их внешнем облике, то есть строении тела, мимика, пантомимике и прочие, намеренно подчеркивая связь между этими особенностями и теми или иными внутренними сторонами личности. Однако случаи выражения черт характера в строении тела не могут служить достаточным основанием для широких обобщений. Ни рост, ни вес тела, ни соотношение размеров туловища и конечностей сами по себе ничего не говорят о характере человека, в частности, об его идейной направленности и волевых качествах. При одном и том же типе строения тела люди имеют самые разнообразные характеры. Более того, между строением тела и духовным обликом человека может быть полное несоответствие. Нередко в жизни для суждения о характере человека прибегают к тем показателям, которые дает его лицо. Говорят о людях симпатичных и несимпатичных, указывая тем самым на положительность или отрицательность черт их характера, поскольку они находят выражение в чертах лица. Когда говорят про человека "красив, но не симпатичен", это часто означает, что в красивых чертах его лица выражены отрицательные качества, как, например, надменность, высокомерие, эгоизм, пренебрежение к другим людям.
Показатели характера на лице человека можно разделить на статические и динамические. К статическим показателям относятся особенности строения головы, очертания глаз, губ, носа и другие. По телесной физиономии судят о физиономии духовной. К динамическим показателям относится мимика, то есть выразительные движения лица, все те изменения в лице, которые являются не случайными и ситуативными, но некоторым образом связаны с психическим обликом человека. Одно время физиономическим показателям характера придавалось такое большое значение, что на этой почве возникла даже особая наука - физиогномика. Претензия физиогномики решить все загадки познания характера не оправдалась. Это, однако, не значит, что весь конкретный материал, приведенный физиогномистами, не заслуживает никакого внимания. Однако отрицание необоснованных претензий физиогномики не мешает признать известное характерологическое значение черт лица вместе с выразительной мимикой. У некоторых людей черты лица и мимика очень выразительны. Большую роль в выражении лица играют глаза. Они могут быть широко раскрытыми, как бы удивленными или, наоборот, опущенными, словно недоверчиво присматривающимися, с блестящим или тусклым взором, неподвижные и подвижные, "бегающие" и тому подобное.
Выражение глаз может иногда служить показателем характера. Показательны также для характера изменения в мимике лица. Многие, в том числе открытые, черты характера могут получать выражение в улыбке. Люди на лице которых никогда не играет улыбка, кажутся холодными и суровыми. Слабая улыбка, часто и неожиданно появляющаяся на лице, может выражать склонность к иронии, скептицизм, неуверенность в себе, а также добродушие, мягкость, приветливость. Немало проводилось экспериментальных исследований в целях сопоставления различных показателей внешнего облика человека с чертами его личности или характера, определяемыми субъективными оценками. В ряде исследований была поставлена задача: распознавать черты характера по фотографиям.
Результаты оказались
довольно противоречивы. Единственное,
что можно считать
Только имея некоторые знания о характере человека по другим проявлениям (прежде всего по деятельности), можно сказать, о какой черте например свидетельствует смешливость или плаксивость данного человека. В жизни соотношения между характером и внешним обликом бывает более сложным, менее определенным, и поэтому выносить суждение о характере человека только на основании внешнего облика было бы опрометчиво.
2.6 МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРА
Раскрытие структуры характера
- его черт и проявлений - позволяет
наметить и основные пути его изучения.
Вопрос о методах исследования характера
имеет большое принципиальное значение,
так как методика в большой
мере зависит от понимания характера.
Связь методики изучения характера
с теоретическими предпосылками
не означает, что если эти предпосылки
ложны, то не могут быть собраны отдельные
научно значимые факты. Но при этом
к разрабатываемым методам
1. Материалы должны точно
протоколироваться, чтобы
2. Методы должны быть надежными;
3. Методика должна быть объективной;
4. Каждый метод изучения характера должен обладать так называемой валидностью, то есть соответствием его назначению, в частности диагностической и прогностической значимостью.
5. Для суждения о характере
следует использовать и
6. Наконец, при выборе
и применении методов нельзя
забывать, что речь идет о
2.7 КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ
Существует множество
попыток классификации
Необходимо заметить, что все они хоть и занимались одной проблемой, но имели свой подход к ней. Постепенно возникают два направления в изучении характеров. К первому относятся так называемые социальные характеры, ко второму же индивидуальные. В первые, в истории психологии, понятие "социального характера" еще за 18 лет до Э. Фромма была сформулирована А.Ф. Лазурским. Так в своей работе "Классификация личностей" он писал: "Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиологию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером: другими словами, классификация личности должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле этого слова". Основоположником же данного направления по праву можно считать американского психолога Э.Фромма. Он дал ему вполне четкую формулировку: "Изучая реакции какой-либо социальной группы, мы имеем дело со структурой личности членов этой группы, т. е. Отдельных людей; однако при этом нас интересуют не те индивидуальные особенности, которые отличают этих людей друг от друга, а те общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов данной группы. Эту совокупность черт характера, общую для большинства, можно назвать социальным характером: В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни". Но это определение дает лишь общую формулировку социального характера и не дает его функцию. По поводу же функции социального характера то Э. Фромм дал ей такую формулировку: "Если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры". После Э. Фромма можно выделить американского психолога Э. Шострома и российского психолога Б.С. Братуся, которые также занимались проблемой социального характера и создали свои типологические модели социальных характеров. Если в социальный характер входит лишь совокупность черт характера, которые, которые присутствуют у большинства членов данной социальной группы, то типологию индивидуальных характеров отражает психологическую ситуацию, когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Создателем же первой типологии характера считается К. Юнг. Сам К. Юнг считал, что "целью психологической типологии не является классификация людей по категориям", это скорее "инструмент для исследования, нуждающегося в опорных точках зрения и направляющей линии". Однако эта типология, как и большинство великих открытий, вызвала столько же критики, сколько положительных отзывов. Одним из самых ярых критиков был Э. Фромм, объединяя несопоставимых Кречмера,, Шелдона и Юнга, он вообще отказал Юнгу в создании типологии характеров, являясь убежденным в том, что у выше перечисленных авторов допущено смещение понятий темперамента и характера, и что речь у них вообще идет в основном о темпераменте.